Курсовая работа посвящена актуальной проблеме совершенствования методики проведения повторительно-обобщающих уроков истории в 9 классе. Автор обосновывает важность таких уроков для систематизации знаний, формирования патриотизма и развития мышления учащихся. В работе анализируются подходы к классификации уроков истории, раскрывается структура повторительно-обобщающего урока, проводится анализ стандартов и учебников истории для 9 класса. На основе проведенного исследования автором спроектирован повторительно-обобщающий урок истории в 9 классе.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ
1.1. Подходы к классификации урока истории
1.2. Структура повторительно-обобщающего типа урока
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ РАЗРАБОТКИ ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА ИСТОРИИ В 9 КЛАССЕ
2.1. Анализ учебника "Всеобщая история. Новейшая история - 9 класс" Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.
2.2. Проектирование повторительно-обобщающего урока по теме "Первая мировая война 1914-1918 гг."
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 33 стр.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данного исследования заключается в том, что современный урок истории является составным звеном в общешкольной образовании. Именно урок истории позволяет привить детям такие человеческие качества, как любовь к родине, патриотизм.
Необходимым условием успешного формирования глубоких и прочных знаний учащихся по истории является систематическое повторение и обобщение в процессе изучения важных исторических фактов и понятий, характеристик исторических деятелей, научной периодизации исторических процессов, основных хронологических дат. Правильно организованное повторение и обобщение помогает не только закреплению в памяти учащихся изучаемого материала, но и формированию научного понимания закономерностей исторического процесса, развитию мышления учащихся и необходимых умений и навыков самостоятельной работы.
Решающим условием прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической последовательности в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важных исторических явлений, исторических деятелей, -хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимую для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и.возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории.
Важное место в российской системе образования занимают повторительно-обобщающие уроки истории. Необходимо отметить, что данный тип урок является не совсем совершенным. Здесь существует множество проблем и казусов которые следует решить и раскрыть.
Разработкой методики преподавания уроков истории в школе занимались такие ученые, как: О. И. Бахтина, В. Н. Бернадский, А. А. Вагин, П. В. Гора, С. А. Ежова, В. Г. Карцов, Ф. П. Коровкин, М. В. Короткова, А. А. Кружалина, П. С. Лейбенгруб, А. И. Стражев и др. Вопросам дидактики посвящены труды: Г. В. Макотровой, И. М. Осмоловской и др. Авторами современных учебников по истории для девятиклассников, исследуемых в курсовой работе являются: Н. М. Арсентьев, Н. Н. Лазукова, А. С. Медяков, В. В. Носков, О. С. Сорока-Цюпа, А. Я. Юдовская и др.
Целью курсовой работы является – проектирование повторительно-обобщающих уроков по истории в 9 классе.
- рассмотреть подходы к классификации урока истории;
- раскрыть структуру повторительно-обобщающего типа урока;
- провести анализ стандартов и учебников истории для 9 классов;
- спроектировать повторительно-обобщающий урок истории в 9 классе.
Объектом исследования является – повторительно-обобщающий урок истории в 9 классе.
Предметом является подготовка учителя к уроку истории: структура, содержание, основные этапы урока.
Методами исследования данной темы являются сравнительный, критический и системный метод.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретико-методические аспекты проведения уроков истории в 9 классе
1.1. Подходы к классификации урока истории
Прежде чем перейти к рассмотрению урока как формы организации обучения, попробуем разобраться, что в современной педагогике вкладывается в понятие формы (внешнее выражение какого-то содержания, установленный образец чего-то).
Современные дидакты выделяют следующие группы форм обучения [Макотрова, 2019]:
- формы организации всей системы обучения, учебно-воспитательного процесса;
- формы организации учебной деятельности учащихся.
Формы обучения подразделяются на группы по следующим признакам:
- количество учащихся (индивидуальное, групповое, фронтальное);
- место обучения (школьное, внешкольное, экстернат);
- продолжительность (время регламентируется педагогами, родителями, учениками).
Становление форм организации системы обучения происходило по мере развития общества. Первым возникло индивидуальное обучение (ученики общались один на один с учителем и выполняли все задания индивидуально). Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения (учитель обучал группу детей, однако учебная работа носила индивидуальный характер).
В конце XVI-начале XVII в. как индивидуальная, так и индивидуально-групповая формы организации обучения уже не соответствовали потребностям общества.
В 20-х гг. XX в. в России возник новый способ обучения – коллективный. Обучение проходило без уроков и расписания в форме организованного диалога пар учеников, которые, изучив различные темы, по очереди учили друг друга. Полностью на этот способ обучения не переняла ни одна современная школа, но элементы этой формы обучения широко используются даже и сегодня (например, в интерактивных технологиях) [Осмоловская, 2019].
Основным подходом к организации системы обучения в современной школе остается классно-урочная система, при которой ведущей формой организации учебной работы выступает урок. Количество уроков определяет учебный план школы, а их содержание – школьные программы и ФГОС.
Таблица 1. Типология уроков истории по А.А. Вагину
Глава 2. Методические пути разработки повторительно-обобщающего урока истории в 9 классе
2.1. Анализ учебника "Всеобщая история. Новейшая история - 9 класс" Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.
Учебник: Сороко-Цюпа О. С. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / О. С. Сороко-Цюпа, А. О. Сороко-Цюпа ; под ред. А. А. Искендерова. — 7-е изд., доп. — М. : Просвещение, 2018. — 304 с, [16] л. ил., карт : ил., карт. — ISBN 978-5-09-055153-3.
Рассмотрим особенности содержания учебника "Всеобщая история. Новейшая история - 9 класс" Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.:
- информация четко направлена на усвоение и воспроизведение содержания;
- во введении отмечены основные этапы Новейшей истории (1890-1960-е гг., 1970-е гг. - настоящее время);
- наличие к каждому разделу вводной информации и ключевого вопроса;
- достаточно фрагментов исторических источников и справочной информации;
- объем параграфов несет только необходимую информацию;
- содержание доступно к возрастному цензу;
- в тексте параграфов жирным шрифтом выделены основные пункты их содержания;
- основные понятия и термины выделены жирным шрифтом, что не остается без внимания учащихся;
- параллельно предоставляется интересная информация, фрагменты исторических источников, взгляды известных людей на различные события;
- информация не перегружена;
- нумерация страниц хорошо заметна, что позволяет ученикам быстро ориентироваться в учебнике;
- ученик в состоянии самостоятельно прорабатывать текст.
В учебнике отражены все компоненты исторической области знаний и тенденции развития науки, что дает возможность ученикам осознать историю как процесс.
Ход урока:
1. Мотивация учителя. Задание на урок. Раздача листов оценивания. Учитель объясняет, что задачами урока итог темы "Первая мировая война 1914-1918 гг." является повторение и проверка знаний учащихся по этой теме. Ученики сами будут оценивать собственные знания по листам оценивания (табл. 2).
Таблица 2
Лист оценивания ученика_____________
2. Работа в группах по вариантам
По вариантам будут образованы группы, получившие опережающее домашнее задание. На уроке ученики одного варианта обсуждают выполненную дома работу, выбирают лучший ответ и представляют его. Ученики других групп, слушая ответы, делают определенные выводы и записывают их в шаблон (приложение 2).
Полная версия работы у нас на сайте.
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты:
Т. 7-988-027-88-34.
Список литературы:
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе : Пособие для учителя / [О. И. Бахтина, Н. К. Боголюбова, Н. И. Ворожейкина и др.]; Под ред. А. Г. Колоскова. – М. : Просвещение, 1984. – 272 с.
2. Бернадский, В. Н. Методы преподавания истории в старших классах [Текст] : Стеногр. лекций, прочит. в 1938/39 уч. г. / Ленингр. гор. ин-т усовершенствования учителей, Ист. фак-т. – Ленинград : [б. и.], 1939. – 148 с.
3. Вагин, А. А. Методика преподавания истории в средней школе [Текст] : Учение о методах : Теория урока. – Москва : Просвещение, 1968. – 431 с.
4. Всеобщая история. История нового времени. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина [и др.] ; под редакцией А. А. Искендерова. – 4-е изд., стер. – Москва : Просвещение, 2022. – 239 с.
5. Гора, П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П. В. Гора. – М. : Просвещение, 1988. – 207 с.
6. Дидактическое моделирование инновационных образовательных практик : монография / И. М. Осмоловская, Е. О. Иванова, М. В. Кларин [и др.] ; Институт стратегии развития образования Российской академии образования. – Москва : Ин-т стратегии развития образования РАО, 2019. – 226 с.
7. История России. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский и др.] ; под редакцией А. В. Торкунова. Ч. 2. Москва : Просвещение, 2021. – 146 с.
8. История России. 9 класс : учебник для общеобразовательных организаций : в двух частях / [Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, А. А. Левандовский и др.] ; под редакцией А. В. Торкунова. Ч. 1. – Москва : Просвещение, 2021. – 175 с.
9. Карцов, В. Г. Очерки методики обучения истории СССР в VIII-X классах [Текст] : (Из опыта работы). – Москва : Учпедгиз, 1952. – 168 с.
10. Короткова, М. В. Методика обучения истории: от классики к инноватике : учебник / М. В. Короткова. – Москва : МПГУ, 2020. – 247 с.