История одной картины
Текст: Галина Мумрикова
Побывав недавно с друзьями в Тверской областной картинной галерее, я остановилась около одного полотна, которое меня заинтересовало сначала тем, что на нем изображены музыканты и музыкальные инструменты, а потом уже другим фактом, связанным с тем, как оно здесь появилось.
Картина была написана неизвестным русским художником в XVIII веке. Ее никогда раньше не показывали, потому что она, как говорится, дышала на ладан. После тщательной реставрации, которую проделали работники мастерской Тверской картинной галереи, она и заняла свое место в экспозиции. Скорее всего, автор писал эту композицию как десюдепорт, что в переводе с французского означает «над дверью», ибо в те времена пространства над дверью часто украшали всякими картинками-панелями.
Откуда же появился такой сюжет? Автор десюдепорта просто «слизал» его с западной гравюры, что тоже было тогда модно. Просто наш художник немного изменил фабулу. Во Франции гравюра появилась после скандального в 1754 году выступления тенора-кастрата Гаэтано Каффарелли. Художник изобразил пять самых известных итальянских музыкантов, которые играют на разных инструментах, а перед клавесином нарисовал кота, который, собственно, и представлял собой Кафарелли. Он даже ноты перед ним написал.
На самом деле маститые итальянцы никогда в жизни не встречались и уж тем более не собирались вместе музицировать. Да и на Каффарелли совершенно напрасно возвели такую напраслину, ибо по воспоминаниям современников, пел он божественно. А тут какая-то карикатура, какой-то кошачий концерт.
Русский художник проигнорировал карикатуру как жанр и написал чисто жанровую картину, полностью повторив расположение фигур на полотне и убрав, собственно, главного «героя – кота по имени Гаэтано Кафарелли. Лица музыкантов как на оригинале, так и на жанровой сценке русского художника абсолютно условные, чего нельзя сказать о костюмах – тут всё по моде и по правилам.
Давайте, однако, немного пройдемся по личностям итальянских композиторов.
Их пятеро.
За клавесином сидит Доменико Скарлатти ( 1685-1757) – автор 13 опер, 17 симфоний и большого числа сонат и сонатин. Найдите сейчас хоть одного пианиста в России от новичка до мэтра фортепиано, который бы не играл в своей жизни произведения Скарлатти. Сын музыканта, в 16 лет Доменико стал композитором вице-короля Неаполя. Его сонатами особенно восхищались в Англии, а во дворце кардинала в Риме он соревновался в игре на клавесине с Генделем, с которым они родились в один год. Свои последние двадцать пять лет жизни Скарлатти провел в Испании. Его карьера как музыканта по тем временам была более чем успешной.
Справа от Скарлатти стоит со скрипкой Джузеппе Тартини (1692-1770), которого знают все скрипачи мира. Великий виртуоз своего времени, Тартини усовершенствовал скрипичный смычок, удлинив его, а потом описал основные приемы ведения смычка, которыми стали пользоваться все скрипачи. Личная жизнь музыканта была столь же бурной, как и его музыка. Он тайно женился на племяннице кардинала, похитив ее, спасался в монастыре от полиции, но всё кончилось благополучно. Он открыл в Падуе свою школу, откуда вышло много первоклассных скрипачей. За свою жизнь он написал множество трио, сонат и концертов, которые исполняются до сих пор.
Рядом с Тартини стоит маститый падре Джованни Баттиста Мартини (1706-1784), который поимел все возможные титулы своего времени, ибо был капельмейстером церкви, а в возрасте 45 лет получил сан священника. Играл он и на скрипке, и на клавесине. Считался лучшим педагогом и теоретиком музыки своего времени. Достаточно сказать, что среди его учеников были Иоганн Кристиан Бах – одиннадцатый из тринадцати детей Иоганна Себастьяна Баха, и Вольфганг Амадей Моцарт.
Справа от Мартини стоит Пьетро Локателли (1695-1764), скрипач и композитор родом из Бергамо. Учился он в Риме у Корелли, став потом капельмейстером в Мантуе. Локателли много гастролировал по Европе, но окончательно осел в Амстердаме, где занимался с учениками. Его концерты, многие из которых написаны в форме каприччо, считаются шедеврами скрипичного наследия в период барокко.
И, наконец, с виолончелью крайний справа сидит Сальваторе Ланцетти (1710-1780), виолончелист и композитор родом из Неаполя и выпускник Неаполитанской консерватории. Известно, что он сначала служил в Лукке, а потом при дворе города Турина.
А что же Гаэтано Каффарелли (1710-1783)? В 20 лет его уже знала вся Италия, все поражались его необыкновенным голосом Получив должность в Неаполе, он потом пел практически в одном театре – это театр Сан-Карло. Выступал он и в Европе. В Лондоне его приняли холодно, а в Париже, куда он прибыл на гастроли по личному приглашению короля, его пребывание закончилось дуэлью и скандалом. Скандал скандалом, но голос у кастрата был замечательной фразировки, пел он женские партии, нажил огромное состояние, а в конце жизни даже занимался благотворительной деятельностью.
Вот такой итальянский, он же кошачий концерт можно посмотреть в Тверской картинной галерее.
#изобразительное искусство#Тверская областная картинная галерея#искусство#музеи России#