Найти тему

Ребенку ничего не интересно, как ему помочь? Советы родителям

Оглавление

Скука бывает полезной, мы об этом недавно писали. Но если ребенок вообще не проявляет инициативу, стоит насторожиться. Это может проявляться по-разному. Например, школьник постоянно сидит в телефоне и не обращает внимание на другие занятия. Отказывается ходить на секции или какие-то мероприятия. Избегает общения со сверстниками. Находится в апатичном состоянии, часто раздражается. Начинает хуже учиться, прогуливает школу, забрасывает любимые хобби. Плохо спит или, наоборот, не хочет просыпаться. Постоянно чувствует себя уставшим.

Причины безразличия

Есть дети с низкой мотивацией. Однако это не врожденное качество и с ним можно работать. Необходимо понять, почему ребенок ничего не хочет — если интерес пропал внезапно, вычислить повод будет проще. Рассмотрим распространенные причины:

  • Истощение из-за сильных нагрузок. Учеба — это полноценная работа. Добавить сюда кружки, секции и занятия с репетитором без полноценного отдыха и получится… выгорание. С каждым классом нагрузка растет и надо пересматривать дополнительные активности, даже если раньше все удавалось совмещать.
  • Внутренняя неуверенность, низкая самооценка. Ребенок думает, что у него ничего не получится, боится провалиться и спровоцировать общественное осуждение. Подростки очень ранимые. Они сталкиваются с новой реальностью и незнакомыми чувствами. Часто именно в таком возрасте формируются комплексы, если нет достаточной поддержки извне.
  • Конфликты со сверстниками, педагогами. Если общество настроено враждебно, любая мотивация иссякнет. Нужно мягко поговорить с ребенком и выяснить, не подвергается ли он в школе или на секциях травле.
  • Сильный стресс. Психологические травмы и потрясения могут спровоцировать следующие реакции: бей, беги, замри. В последнем случае человек защищается от интенсивных чувств и предпочитает их не испытывать, чтобы пережить стресс. Но если стадия замирания затягивается, ребенок впадает в усталость и апатию. Он не понимает, чего хочет и не видит радости в привычных занятиях.
  • Давление со стороны родителей. Сложно привить любовь к занятию, которое ребенку неинтересно. Он может ходить на секцию «из-под палки», но со временем развивается отторжение ко всему. Даже предложение заняться чем-то новым ассоциируется с принуждением и контролем. Важно, чтобы у ребенка была свобода действий. Иногда нужно просто взять перерыв или пойти дальше, и родителям не стоит воспринимать это как личный провал.

А еще ребенок может не понимать, чем ему заниматься. Вокруг слишком много занятий и секций, обилие предложений затрудняет выбор. Вместо того, чтобы тратить время за анализом, лучше ходить на пробные занятия и опытным путем решать, что подходит. Менять интересы и занятия — это нормально.

В каких случаях паника может быть излишней?

📌 Ребенок глубоко погружен в сериал, книгу или другое произведение. Подростки часто вовлекаются в фандомы — своеобразную субкультуру, состоящую из поклонников чего-либо. Они находят единомышленников, подробно изучают новый мир. На первых порах дети могут посвящать новому интересу все свободное время, но потом возвращаются к привычному образу жизни. Однако родителям важно быть рядом и наблюдать — вдруг, такая фиксация стала побегом от реальности.

📌 Подросток не хочет проводить время с родителями, как раньше. Например, отказывается от совместных поездок, хочет побыть наедине и так далее. Это этап взросления и сепарации. Меняются приоритеты — общение со сверстниками и их одобрения становятся более важными. Хочется больше свободного пространства, чтобы принять свою «взрослость» и разобраться с новыми чувствами. Это все еще ребенок и он нуждается в родителях, только взаимодействие будет происходить немного иначе.

Способы снова вернуть интерес

Изначально нужно понять причину, почему ребенку ничего не хочется. Важно разговаривать, создавать доверительную и принимающую обстановку — без давления, криков и обид на нежелание делиться «здесь и сейчас». Дети часто и сами не понимают, что испытывают и почему. Задача родителей — быть поддержкой, опорой и зоной безопасности. Если не удается разобраться самостоятельно, стоит обратиться к детскому психологу. Большинство ситуаций решается без привлечения ребенка, специалист узнает все необходимое от родителей.

Как еще помочь?

✔️ Снизьте обязательные нагрузки хотя бы на время. Отмените дополнительные занятия, возьмите перерыв.

✔️ Предлагайте новые занятия, отталкиваясь от прежних интересов. Скажите, что в любой момент можно уйти, если не понравится.

✔️ Попробуйте показать привычные занятия с новой стороны. Например, если ребенок забросил изучение английского, можно отправить его на отдых с изучением иностранных языков, где уроки проходят в другом формате и дополнены разными активностями.

✔️ Если все свободное время ребенок проводит в телефоне и планшете, узнайте, что его там интересует. Попробуйте вывести эти занятия в оффлайн сферу.

Но что точно делать не нужно, так это ругать и винить ребенка, принимать за него решения и принуждать к чему-то насильно. Апатия и отсутствие интересов — это нетипичное поведение для человека, у которого все в порядке. Подросткам нужна поддержка и понимание, чтобы преодолеть сложные периоды и снова вернуть блеск глазам.