Скука бывает полезной, мы об этом недавно писали. Но если ребенок вообще не проявляет инициативу, стоит насторожиться. Это может проявляться по-разному. Например, школьник постоянно сидит в телефоне и не обращает внимание на другие занятия. Отказывается ходить на секции или какие-то мероприятия. Избегает общения со сверстниками. Находится в апатичном состоянии, часто раздражается. Начинает хуже учиться, прогуливает школу, забрасывает любимые хобби. Плохо спит или, наоборот, не хочет просыпаться. Постоянно чувствует себя уставшим.
Причины безразличия
Есть дети с низкой мотивацией. Однако это не врожденное качество и с ним можно работать. Необходимо понять, почему ребенок ничего не хочет — если интерес пропал внезапно, вычислить повод будет проще. Рассмотрим распространенные причины:
- Истощение из-за сильных нагрузок. Учеба — это полноценная работа. Добавить сюда кружки, секции и занятия с репетитором без полноценного отдыха и получится… выгорание. С каждым классом нагрузка растет и надо пересматривать дополнительные активности, даже если раньше все удавалось совмещать.
- Внутренняя неуверенность, низкая самооценка. Ребенок думает, что у него ничего не получится, боится провалиться и спровоцировать общественное осуждение. Подростки очень ранимые. Они сталкиваются с новой реальностью и незнакомыми чувствами. Часто именно в таком возрасте формируются комплексы, если нет достаточной поддержки извне.
- Конфликты со сверстниками, педагогами. Если общество настроено враждебно, любая мотивация иссякнет. Нужно мягко поговорить с ребенком и выяснить, не подвергается ли он в школе или на секциях травле.
- Сильный стресс. Психологические травмы и потрясения могут спровоцировать следующие реакции: бей, беги, замри. В последнем случае человек защищается от интенсивных чувств и предпочитает их не испытывать, чтобы пережить стресс. Но если стадия замирания затягивается, ребенок впадает в усталость и апатию. Он не понимает, чего хочет и не видит радости в привычных занятиях.
- Давление со стороны родителей. Сложно привить любовь к занятию, которое ребенку неинтересно. Он может ходить на секцию «из-под палки», но со временем развивается отторжение ко всему. Даже предложение заняться чем-то новым ассоциируется с принуждением и контролем. Важно, чтобы у ребенка была свобода действий. Иногда нужно просто взять перерыв или пойти дальше, и родителям не стоит воспринимать это как личный провал.
А еще ребенок может не понимать, чем ему заниматься. Вокруг слишком много занятий и секций, обилие предложений затрудняет выбор. Вместо того, чтобы тратить время за анализом, лучше ходить на пробные занятия и опытным путем решать, что подходит. Менять интересы и занятия — это нормально.
В каких случаях паника может быть излишней?
📌 Ребенок глубоко погружен в сериал, книгу или другое произведение. Подростки часто вовлекаются в фандомы — своеобразную субкультуру, состоящую из поклонников чего-либо. Они находят единомышленников, подробно изучают новый мир. На первых порах дети могут посвящать новому интересу все свободное время, но потом возвращаются к привычному образу жизни. Однако родителям важно быть рядом и наблюдать — вдруг, такая фиксация стала побегом от реальности.
📌 Подросток не хочет проводить время с родителями, как раньше. Например, отказывается от совместных поездок, хочет побыть наедине и так далее. Это этап взросления и сепарации. Меняются приоритеты — общение со сверстниками и их одобрения становятся более важными. Хочется больше свободного пространства, чтобы принять свою «взрослость» и разобраться с новыми чувствами. Это все еще ребенок и он нуждается в родителях, только взаимодействие будет происходить немного иначе.
Способы снова вернуть интерес
Изначально нужно понять причину, почему ребенку ничего не хочется. Важно разговаривать, создавать доверительную и принимающую обстановку — без давления, криков и обид на нежелание делиться «здесь и сейчас». Дети часто и сами не понимают, что испытывают и почему. Задача родителей — быть поддержкой, опорой и зоной безопасности. Если не удается разобраться самостоятельно, стоит обратиться к детскому психологу. Большинство ситуаций решается без привлечения ребенка, специалист узнает все необходимое от родителей.
Как еще помочь?
✔️ Снизьте обязательные нагрузки хотя бы на время. Отмените дополнительные занятия, возьмите перерыв.
✔️ Предлагайте новые занятия, отталкиваясь от прежних интересов. Скажите, что в любой момент можно уйти, если не понравится.
✔️ Попробуйте показать привычные занятия с новой стороны. Например, если ребенок забросил изучение английского, можно отправить его на отдых с изучением иностранных языков, где уроки проходят в другом формате и дополнены разными активностями.
✔️ Если все свободное время ребенок проводит в телефоне и планшете, узнайте, что его там интересует. Попробуйте вывести эти занятия в оффлайн сферу.
Но что точно делать не нужно, так это ругать и винить ребенка, принимать за него решения и принуждать к чему-то насильно. Апатия и отсутствие интересов — это нетипичное поведение для человека, у которого все в порядке. Подросткам нужна поддержка и понимание, чтобы преодолеть сложные периоды и снова вернуть блеск глазам.