Найти тему
Мастер Творцов

Клод Каон – «Без Названия (Автопортрет с Зеркалом)» (1928 год)

Клод Каон – «Без Названия (Автопортрет с Зеркалом)»
Клод Каон – «Без Названия (Автопортрет с Зеркалом)»

На этой конкретной фотографии художница Клод Каон (годы жизни 1894-1954) очень смелая, андрогинная и раздвоенная своим же зеркальным отражением. Её образ насыщен фактурами и тонами: клетчатый жакет, мелированные волосы и гладкая загорелая кожа – всё это делает образ ярким и наполненным жизнью. Традиционно включение зеркала в художественное произведение использовалось как удобный способ обнажить два заманчивых взгляда на женский предмет или же, альтернативно, как способ подчеркнуть собой женское тщеславие. Однако в этом случае «настоящая» Каон отводит свой взгляд от зеркала и встречается со взглядом зрителя. Каон не хочет, чтобы её изображали пассивной женщиной, которая визуально была бы поглощена самолюбованием.

Здесь нет греха тщеславия, а вместо этого зрителю противостоят качества вдумчивости, исследования и самоуверенности. Историк искусства Шелли Райс утверждает следующее:

«Отказываясь быть заточённой в своём/их собственном зеркале, Каон решает жить воображаемой жизнью в ревниво охраняемых стенах своего/их собственного интровертного мысленного театра».

Таким образом, «ложная» Каон – та, что в зеркале – благодаря отражению, как кажется, смотрит в сторону и за пределы фотокадра, вполне возможно, ощущая большую свободу в мире воображения, нежели в мире повседневного человеческого общества.

По характеру угла отражения Каон в зеркале выглядит немного иначе, чем та, которую мы видим на переднем плане творения. На более близкой к нам части изображения воротник её жакета поднят, тем самым закрывая шею художницы, в то время как Каон в отражении сознательно обнажает свою прекрасную и эротичную шею. Каон представляет нам две абсолютно разные противоположные личности – одну более уверенную в себе и беззаботную, а другую застенчивую и какую-то замкнутую. Также она предлагает рассмотреть через многогранную призму темы женственности и индивидуальности. Иллюзия зеркала и самой фотографии предполагает собой исследование «реального» и «притворного».

С этой фотографией имеется и параллель; точная копия по составу, но видимая женщина – Марсель Мур (годы жизни 1892-1972), а никак не Каон. На самом же деле Каон исследует не только разделение внутри себя, но и наши размышления по сравнению с размышлениями «других» непохожих на нас людей. Она отмечает, что мы также знаем в точно такой же позе Марсель Мур, тем самым художница ещё раз подчёркивает всю важность роли Мур в своей собственной творческой карьере. Для Каон она была верным творческим соавтором, а не просто банальным любовным интересом.

  • Художник – Клод Каон
  • Название – «Без Названия (Автопортрет с Зеркалом)»
  • Год создания – 1928
  • Размеры – 9,2 х 6,7 сантиметров
  • Материал – Желатин на серебряной печати
  • Место нахождения – Музей Современного Искусства в Сан-Франциско (Сан-Франциско, штат Калифорния, США)