Найти в Дзене

Психология цвета. Не стоит недооценивать эмоции, которые каждый цвет вызывает

Давно замечено и даже хорошо изучено, что цвета воздействуют на эмоции, психическое состояние и поведение. Рассмотрим на наглядных примерах некоторые из общепринятых ассоциаций в восприятии цвета.

Если вы решили (или решились) одеть что-то красное, например, на свидание (особенно на первое), то преобладание этого цвета в вашей одежде, может вызвать противоречивые чувства у вашего поклонника (или поклонницы).

С одной стороны, он вызовет некоторое отторжение или необъяснимую неприязнь, потому что красный слишком агрессивен и напорист. Ещё он отвлечёт от главного — от личности партнёра.

С другой, он способен усилить страсть и возбуждение. Ведь этот цвет подсознательно ассоциируется с высокой репродуктивной активностью, фертильностью, плодовитостью и здоровьем.

Я лишь подчеркну, что ассоциируется он не в буквальном смысле, а на уровне подсознания. Поэтому мы не анализируем такие незначительные на первый взгляд нюансы.

Существует общепризнанный научный факт, что в цветовых колбочках наших глаз больше рецепторов красного, чем любого другого цвета. И он легче всего опознаётся нами. Возможно, именно поэтому мы в большей степени обращаем на него внимание.

Согласно исследованиям, красный цвет определённым образом превалирует над остальными. Он способен оказать влияние на романтическое (или любовное) поведение, так как непосредственно связан со страстью, волнением, желанием и вожделением.

Это один из самых сильных и запоминающихся цветов, пробуждающий яркие эмоции — от любви и желания до гнева, агрессии и ощущения опасности.

Издревле он символизировал кровь и огонь, всегда олицетворявшие власть, силу и мужество.

Сегодня красный используется в торговле, продвижении, рекламе для привнесения ноток волнения, ажитации, стимулирования желания и аппетита. Вспомните всем известные торговые знаки Кока-кола, Макдональдс, и даже МТС и Красная цена. По большому счету красный — самый популярный цвет (хотя бы по количеству) при выборе логотипов компаний.

Как ни тривиально это прозвучит, но красный также не зря используется на многих предупреждающих дорожных знаках и является одним их трёх цветов светофора. Всё из-за его особенности привлекать внимание и указывать на опасность.

И ещё один интересный факт, о котором вы, возможно, слышали: красный способен увеличить частоту сердечных сокращений. Для тех, у кого имеются проблемы с сердечным ритмом и давлением, знание этого факта может быть важным.

К существенным минусам красного цвета относится то, что он не пригоден для тех ситуаций, в которых вы должны быть по максимуму сконцентрированы, хладнокровны и сосредоточены. Например, он неуместен на экзамене, на совещании, во время выступления перед аудиторией.

Именно в такие моменты вам больше подойдёт зелёный.

В одном из недавних исследовании, американских студентов распределили по двум разным аудиториям, стены которых были выкрашены соответственно в красный и зеленый цвета. И вот какой вывод был сделан: те, кто находился в красной аудитории, справились с тестами на 20 процентов хуже, чем те, кто писал те же самые тесты в зелёной. Согласитесь, 20% — это очень информативный показатель.

Нет сомнений в том, что зелёный приятен для глаз. Считается, что он способен расслаблять, и прежде всего психически. Такая особенность делает его идеальным для ситуаций, где необходима сосредоточенность и концентрация внимания. Особенно в условиях длительной по времени работы или напряжённых занятий.

Зелёный — цвет природы. А значит, если следовать этой аналогии, — это символ жизни, роста и обновления.

-2

Его любят использовать в современных медицинских учреждениях и символиках брендов, акцентированных на здоровье, здравоохранении или защите окружающей среды.

В культурологическом смысле этот цвет подразумевает любые новые начинания. Он символизирует счастье в Индии и обновление в исламской культуре.

Зелёный представляет собой психологический маркер процветания, стабильности и финансового роста. Не зря он присутствует в логотипах многих банков и используется в визуальных индикаторах на фондовых рынках.

Поговорим о синем.

Сам по себе он считается холодным цветом. Возможно, из-за автоматических ассоциаций с водой, небом, прохладой, зимой. Психологически его связывают со спокойствием, расслаблением, равновесием и умиротворением.

Синий символизирует верность, доверие и честность. Благодаря этому он популярен в корпоративной среде, широко представлен в логотипах компаний, соцсетей, распространён в офисной и заводской униформе.

Голубой, как оттенок синего, воспринимается как спокойный, гармоничный и нежный. Вспомните, какое умиротворение вы ощущаете на берегу реки, моря или океана. В те моменты, когда вы имеете возможность смотреть не только на поверхность воды, но и на небо…

Тёмно-синий, часто используется в форменной одежде (например, у российских полицейских, с 2012 года). И в идеале он указывает на силу и интеллект, подчеркивает профессионализм и важную роль в государственной структуре.

В медицинских операционных синий цвет используется для поддержания хорошего зрения врачей. Известно, что их глаза перенапрягаются от яркого света и разных оттенков красного на внутренних органах пациентов. И, если бы хирургу приходилось переводить взгляд на белые халаты коллег, он мог бы «поймать» так называемых «зайчиков» (или блики). Что не самым положительным образом отразилось бы на его работе. Благодаря синим халатам его коллег, такого не происходит.

Разные оттенки синего в одежде или интерьере также эффективны для снижения частоты сердечных сокращений и давления, а также для замедления метаболизма у больных. Он помогает расслаблению пациентов.

Но, несмотря на все его заметные преимущества и положительные качества, синий часто ассоциируется с хандрой, грустью, депрессией или одиночеством.

Подумайте, какого цвета ваша грусть? Возможно, в вашем понимании она никак не связана с синим?

Жёлтый представляет собой не просто что-то яркое, он похож на лучик солнечного света. При одном его упоминании внутри возникает что-то тёплое и позитивное.

В отличие от прохладных оттенков синего и зелёного, жёлтый стимулирует левое полушарие мозга. Он способен улучшить логическое мышление, активизирует творческие способности и улучшает навыки решения поставленных задач. Именно поэтому его «любят» в разных образовательных учреждениях.

Для обычного человека особенно важно то, что жёлтый вызывает радость и способствует веселью.

Он часто используется как фоновый цвет на разных знаках, предупреждающих нас о потенциальной опасности. То есть, с одной стороны он создаёт нам настроение, но с другой — держит в напряжении.

Оранжевый сочетает в себе страсть красного с яркостью жёлтого. Вообразите картину заката. Или апельсин.

Как работает ваше воображение? Хотите получить сиюминутную радость? Тогда не сочтите за глупость этот простой психологический трюк. Он хорошо работает…

Представьте себе ярко-оранжевый шарик от пинг-понга, скачущий внутри вашего живота и грудной клетки. Вверх-вниз, влево-вправо, в один бок — в другой. Быстро, быстрее, ещё быстрее. Услышьте внутренним ухом, как он прыгает с таким характерным звуком, как при отскоке от стола или ракетки.

Думаю, после 10 секунд такой визуализации со скачущим внутри вас оранжевым шариком, у вас появилось чувство радости. Верю, что вы расплылись в улыбке.

-3

Оранжевый стимулирует эмоцию радости и ассоциируется с жизненной силой и энергией. Это своеобразный бренд приключений. От него веет энтузиазмом и креативностью. И это делает его хорошим выбором для рекламы товаров, связанных с активном отдыхом и приключениями. Он стимулирует ощущение срочности, неотложности. Поэтому он используется в соцсетях для разного рода кнопок и иконок с призывом к действию: «Добавить в корзину», «Подпишись» и так далее.

В буддизме оранжевый означает духовное просветление, отражающее жизнь в её простоте и непривязанности к материальным благам.

Немногие цвета настолько тонко могут подчёркивать роскошь и одновременно загадочность, как фиолетовый. Когда-то это был любимый цвет королей и королев. Возможно потому, что в те времена получить этот пограничный цвет (между синим и красным) было не так-то просто. Своим присутствием он «кричал» о богатстве, статусе и авторитете.

-4

И в наши дни фиолетовый несёт в себе атмосферу эксклюзивности. Более того, он олицетворяет глубокую духовную сторону, символизирующую связь между духовным и физическим миром.

Современным людям интуитивно хочется ощущать себя связанными с природой, землёй, камнями, песком, древесиной, опавшими листьями. И коричневый цвет идеально подходит для этой цели, ведь он наиболее распространён в природе. Это тот цвет, который напоминая о глубинной связи с землёй, вселяет в людей ощущение стабильности, надёжности и комфорта.

Используя его в интерьере своего дома, например, и отдавая предпочтение мебели любых оттенков коричневого, вы создаёте уютную, гостеприимную атмосферу, идеальную для отдыха. И неудивительно, почему он во все времена популярен в домашнем декоре.

Он хорош для продуктов, которые подчеркивают наличие в своём составе натуральных ингредиентов.

Как фон, коричневый способствует созданию приземлённой, устойчивой атмосферы.

Большинство контейнеров, товарных вагонов — коричневого цвета, он подчёркивает их крепость и надёжность.

В то время как коричневый делает большинство предметов приземлёнными, серебристый добавляет нотку изысканности и современности. Он в совершенстве подходит для высокотехнологичных предметов и объектов. Вспомните новейшие гаджеты или современные автомобили. Именно металлический блеск добавляет во всё футуристическую атмосферу.

Чёрный — это не просто цвет, это яркое утверждение, крик(!) или образ. Он излучает уверенность и авторитет. Возможно, поэтому его предпочитают высокопоставленные особы, занимающие руководящие и управленческие должности во власти и бизнес-структурах.

-5

Но у него есть и более трагичная, но «мягкая» сторона — он является символом уважения при постигшей утрате. Он придаёт торжественность трауру, вызванному случившейся трагедией.

В одном из исследований отмечено, что игроки команды, носившие черную форму, как правило, получали больше штрафов и предупреждений.

Интересно почему?

Черная форма вызывает чувство власти на игровом поле. Люди, носящие черное, провоцируют угрозу, несут агрессию, вызывая сильные реакции со стороны их оппонентов. В ответ они сами излишне используют удары, толчки, подножки в отношении своих соперников.

Белый олицетворяет собой простоту и невинность. В его первозданном виде он придаёт ощущение чистоты. Не зря же в большинстве культур платье невесты — белое.

В искусстве и дизайне белый цвет воплощает собой минимализм и придаёт многим объектам лаконичный, законченный вид.

В больницах, поликлиниках, лабораториях, где чистота имеет решающее значение, он психологически служит напоминанием о том, что всё должно быть стерильным и безопасным.

Розовый способен менять настроение. Он успокаивает нервы, уменьшает гнев и снижает агрессию.

Во многих странах его используют не только в больницах, но и в тюрьмах, чтобы способствовать умиротворению и уменьшить враждебное или агрессивное поведение.

В маркетинге и брендинге он используется, чтобы вызвать эмоцию, связанную с заботой и состраданием. Если метафорически придать розовому человеческие качества, он как бы хочет донести до других людей: «Я особенный. Я способен заботиться».

-6

В каком-то смысле его можно назвать цветом молодых девушек и детей. Он широко представлен в косметике, товарах для детей, применяется для упаковки подарков, особенно сентиментальных или романтических.

И последний цвет (из палитры основных) в сегодняшнем обзоре — это серый. Серый является идеальным фоном, на котором раскрываются другие цвета. Он универсален. Он подходит и для школы, и для современного высокотехнологичного оборудования, и установок. Он нейтрален и сбалансирован. Он практичный и вне времени.

Серый очень подходит для придания вашему помещению строгого, профессионального вида.

***

Понимание психологии цвета не просто увлекательно, оно имеет свою практичную сторону для жизни. Знание того, какие психологические ассоциации вызывает тот или иной цвет помогает лучше узнать, как именно он влияет на свои и чужие эмоции, восприятие, настроение, поведение, взаимодействие с другими людьми, концентрацию внимания и принятие решений.

Всем удачи в увлекательном исследовании нашего многогранного мира.

Юлия Демидова