Француженка Фанни Брей работает экспорт-менеджером Fattoria Selvapiana и известна в винном мире как амбассадор итальянского вина. Она успела поработать виноделом и на родине, и в Италии, а еще в винных продажах в Чили и США. Теперь она помогает небольшим европейским производителям рассказывать о себе миру. Фанни поделилась с LUDING историей создания флагманских вин Fattoria Selvapiana и главной причиной перехода винодельни на органику. Читайте статью и используйте промокод ZENLUDING – он даст вам скидку до 40% на нашем сайте!
LUDING: – Виноградники Fattoria Selvapiana находятся в Руфине – одной из семи субзон Chianti DOCG. Что, на ваш взгляд, отличает этот терруар?
Фанни Брей: – Это одна из самых старых и прохладных зон в Кьянти. Ее выделил еще в XVIII веке великий герцог тосканский Козимо III Медичи. Она возвышается как минимум на 500 метров над уровнем моря, примыкает к Апеннинским горам и окружена тремя реками. Все это определяет уникальный климат. Кьянти Руфины свежие, с нотами красных фруктов, сушеных цветов, табачными оттенками. Это элегантные вина с изящными танинами, никогда не джемовые. Такой характер хорошо выражает наше флагманское вино из 100%-го санджовезе с отдельного участка Bucerchiale с известняковыми почвами.
LUDING: – Чем оно отличается от другого вашего 100%-го санджовезе с участка Erchi?
Фанни Брей: – Это более новый проект. Участок приобрели в 1999 году, высадили 6 га санджовезе, а спустя 15 лет впервые выпустили вино. С самого начала это был органический виноградник, еще он теплее и почвы более глинистые, чем в Bucerchiale. Так что в вине чувствуется больше черных ягод, но оно все равно остается элегантным и шелковистым. В 2019 году это вино вышло в категории Terraelectae – признание высочайшего качества и статуса. Два наших отдельных виноградника, Erchi и Bucerchiale, отлично показывают влияние терруара на вино.
LUDING: – Вы также работаете с треббьяно – традиционным для региона белым сортом. Как бы вы его описали? Для каких вин он подходит?
Фанни Брей: – Треббьяно важный сорт, он хорошо адаптирован. Мы используем его для десертных Vin Santo. Сорт интересен высокой кислотностью, и мы собираем его чуть раньше: неповрежденная кожица позволяет ему медленно заизюмливаться на протяжении 4-5 месяцев. Потом ягоды деликатно прессуют, ферментация спонтанная. Вино выдерживается в маленьких бочках около 50 литров не менее трех лет, а текущий винтаж 2015 года мы выдерживали восемь! За такое время вино развивает сложность и начинает напоминать старый сотерн: мед, айва, а еще легкая оксидация и невысокий алкоголь. Это отличное вино для приветственного угощения вместе с итальянскими крокканте – хрустящими миндально-карамельными сладостями.
LUDING: – Какую еще гастрономию вы бы посоветовали к винам Selvapiana?
Фанни Брей: – К красным – дичь или стейк по-флорентийски (la bistecca alla Fiorentina). Базовые кьянти руфина простые и фруктовые, они подойдут к жареным овощам, пицце. Из-за невысоких танинов – также к антипасти, салями, сыру пекорино. Вина Bucerchiale и Erchi имеют более мощные танины и подойдут уже к пасте, рагу, томленому мясу с розмарином. Но это также может быть ризотто с белыми грибами (risotto ai funghi porcini) – фантастически вкусно. Кислотность санджовезе позволяет сочетать его с любой тосканской едой, даже просто с брускеттами.
LUDING: – Хозяйство работает по органическим методам с 1990-х годов. Какие плоды это принесло?
Фанни Брей: – Да, с 1992 года мы сертифицировали виноградник. Это больше природоохранное решение: так мы помогаем лозам быть более автономными. Такой подход требует больше внимания, работы, наблюдения. Дело не только в неиспользовании химикатов, а в отношении к лозе в целом. Мы оставляем траву в междурядье, чтобы замедлить иссушение почвы, улучшить питание корней, дать жизнь микроорганизмам. Также с тех пор мы изменили формовку лозы, это было нелегко, но снижает урожайность. Наша задача не просить слишком много у каждой лозы, чтобы не изнашивать резервы виноградника и чтобы он мог сам бороться с болезнями. С изменением климата мы каждый год сталкиваемся с какими-то катаклизмами: нехваткой влаги, ранними заморозками, милдью и так далее. 20 лет назад это было не так часто, а теперь каждый винтаж.
Руфина находится в предгорьях, на склонах, и вокруг старый лес – с точки зрения биоразнообразия это благословение. Она немного дикая, и никогда не была чрезмерно освоена. Это и позволяет фантастически выражать характер санджовезе.
LUDING: – У Selvapiana серьезная коллекция старых винтажей, и хозяйство проводит вертикальные дегустации. Как изменился вкус кьянти с 1960-х годов до наших дней? Как вы думаете, с чем это связано?
Фанни Брей: – В 1960-70 годах в кьянти нередко добавляли 10-15% треббьяно, поэтому мы до сих пор можем наслаждаться этими винами: они сохранились из-за высокой кислотности. Тогда не использовали культурных дрожжей, столько сульфитов, и каждый винтаж серьезно различался, очень зависел от погоды. Я не знаю, сможет ли нынешнее кьянти просуществовать 50 лет. Мы в основном используем 100% санджовезе, а в базовых кьянти достаточно распространенный бленд: 95% санджовезе плюс канайоло, мальвазия нера и колорино.
Сейчас наши вина – это вишня, клубника, мягкие танины, нюансы сухой травы. А с возрастом – табак, сухие розовые лепестки, пряные травы, дым. С 2019 года приемный сын Федерико Джунтини – Николо – отвечает за вина, с тех пор они изменились. Но он, как и вся семья, не хочет слишком сильно ассоциировать вино с человеком, персоналией – на первом месте всегда терруар. Стиль стал другим из-за подхода и техник. Николо собирает урожай чуть раньше, чтобы сохранять кислотность. Делает короче мацерацию. И получает фруктовое, выразительное, яркое, «вибрирующее» вино. Он и сам пьет такие вина, нынешнему поколению покупателей и молодым сомелье его новый стиль очень нравится.