Найти тему
Чайный Дом Сугревъ

«Без самовара не мыслилась никакая семья»

«Повествователь» российского и московского дореволюционного быта Александр Иванович Вьюрков (1885-1956) писал: «Как только москвич начинал обзаводиться своим домком, – прежде всего он приобретал самовар. Без самовара не мыслилась никакая семья». По картинам отечественных художников мы выстроили семейную историю с самоваром и чаепитием, начиная со смотрин невесты.

Прежде в купеческой и мещанской среде смотрины невесты не обходились без чая. Этнограф Галина Васильевна Жирнова (1941-1977) по дореволюционным документам из архивов центральной части России и материалам этнографических экспедиций написала работу «Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем». Читаем. «В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины распадались как бы на две части: знакомство жениха и невесты и «торг» свахи с отцом невесты. На смотринах присутствовали обязательно невеста со своими родителями, жених и сваха. Начинались смотрины с краткой молитвы, после чего троекратно обходили вокруг стола. Затем приступали к чаепитию, во время которого происходило знакомство жениха и невесты. ...И иногда случалось, что это было их первое знакомство. После окончания чаепития отец невесты и сваха переходили в другую комнату, где совершался торг. Во время торга сваха договаривалась с отцом невесты о составе приданого и размере денежной суммы, даваемой за невестой. Обо всем, что должна была выторговать сваха, она заранее договаривалась с отцом жениха».

Воспоминания уроженца Тюмени Павла Федоровича Кочнева (1855-1939) «Жизнь на Большой реке: записки сибирского приказчика» – прекрасная иллюстрация быта купцов и мещан Сибири, начиная с 1870-х годов. Вот сцена сватовства, связанная с чаем. «Поздоровавшись со всеми за руку (имеются ввиду гости), девушка вышла и, немного погодя, снова вошла, неся на подносе чай в стаканах и чашках. Поднеся каждому гостю чай, она вышла и снова вернулась, неся на подносе в двух вазах печенье, в одной своего, домашнего приготовления, а в другой кондитерское. Печенье она тоже поднесла каждому гостю и гостье особо, а затем поставила обе вазы на десертный столик, который стоял перед диваном.... Села на стул около печи, против гостей, и все начали пить чай и разговаривать».

Действие небольшого рассказа-пьесы «Смотрины и сговор», написанного и исполненного в 1865 году Иваном Федоровичем Горбуновым (1831-1896), происходит в «Москве, на Рогожской улице», в купеческой семье. В процессе знакомства-смотрин «кухарка приносит самовар», а девушка-невеста «обносит всех чаем».

Чудесно изобразил смотрины москвич Николай Васильевич Неврев (1830-1904). Первоначально картина называлась «Сватовство». За накрытым к чаю столом, где главенствует самовар – смущенная девушка и пытающийся ее хорошенько рассмотреть молодой человек. На заднем плане беседуют мать невесты и священник.

Николай Васильевич Неврев, «Смотрины», 1888 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Николай Васильевич Неврев, «Смотрины», 1888 год. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

Поэт, писатель и переводчик Иван Алексеевич Белоусов (1863-1930) оставил интересную книгу «Ушедшая Москва: записки по личным воспоминаниям с начала 1870-х годов». Читаем. « На другой день после благословения жених приезжал к невесте с гостинцами – он привозил голову сахару, фунт чаю и самых разнообразных гостинцев – конфект, орехов, пряников, и все привозилось в довольно большом количестве , целыми кульками; делалось это потому, что невеста все предсвадебное время приглашала к себе гостить подруг, которые помогали готовить приданое, а дела за этим было много: все мелкие вещи, начиная с носовых платков, салфеток и пр., надо было переметить уже новыми инициалами – с фамилией мужа».

На картине «Шитье приданого», написанной Василием Васильевичем Максимовым (1844-1911) в 1865 году, девушка-невеста занимается рукоделием в окружении младших сестер и брата. Вот-вот ей предстоит отдохнуть от работы: в комнату вносят самовар.

Василий Васильевич Максимов, «Шитье приданого», 1865 году. Из собрания Государственной Третьяковской галереи
Василий Васильевич Максимов, «Шитье приданого», 1865 году. Из собрания Государственной Третьяковской галереи

В росписи приданого самовар шел сразу после иконы, которой родители невесты благословляли брак. В упомянутой выше работе «Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем» описано, как перевозили приданое в среде провинциального купечества. «Приданое перевозили женщины, которых возглавляла сваха-профессионалка или тетка невесты (предпочтительно — старшая сестра матери). Из мужчин к этому делу допускались только «мужики-ломовики», нанятые для переноски тяжелых вещей. Перевозили приданое обязательно на пяти крытых подводах. Этот поезд называли «постельным». В первой подводе везли икону и самовар, около которого сидел мальчик-«блюдник» и держал в руках поднос с огромной головой сахара, украшенной лентой, и пачкой чая, завернутой в шелк; во второй подводе везли серебряную с позолотой солонку, которую держала в руках крестная мать, и фарфоровую посуду; третья подвода предназначалась только для перевозки постели невесты... на четвертую укладывали плюшевый ковер и мебель. Наконец, в пятой повозке ехала тетка невесты, а иногда и мать, которая везла роспись приданого. Там же сидела сваха».

И вот день свадьбы. В 1891 году мастер жанровой живописи Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) написал картину «В ожидании шафера». По традиции шафером, который отвозил невесту из родительского дома в церковь, был друг жениха. Судя по небогатому интерьеру, скромным нарядам родителей, грустной невесте, лакею (видимо, из дома жениха) с лисьей шубой, брак – неравный. «Свидетелем» же сцены ожидания становится домашний самовар на столике в углу.

Илларион Михайлович Прянишников, «В ожидании шафера», 1891 год. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея.
Илларион Михайлович Прянишников, «В ожидании шафера», 1891 год. Из собрания Серпуховского историко-художественного музея.

Николая Алексеевича Касаткина (1859-1930 год) современники называли «Некрасовым в русском живописи». Большинство его работ посвящено рабочим, крестьянам, интеллигентам-разночинцам. Вот и на картине «Женился» изображен сельский учитель или медик, пытающийся растопить самовар.

Николай Алексеевич Касаткин, «Женился», 1903 год. Из собрания Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Николай Алексеевич Касаткин, «Женился», 1903 год. Из собрания Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника

У художника Ивана Лаврентьевича Горохова (1863-1934) была большая семья. Вероятно, одну из дочерей он и изобразил в 1901 году на картине «У самовара». Многие работы художника не сохранились, поэтому картину «Семья» даем по изданному в 1894 году «Иллюстрированному каталогу XXII-ой передвижной выставки Товарищества передвижных художественных выставок».

Иван Лаврентьевич Горохов, «У самовара», 1901 год. Частное собрание
Иван Лаврентьевич Горохов, «У самовара», 1901 год. Частное собрание

Иван Лаврентьевич Горохов, «Семья», 1894 год
Иван Лаврентьевич Горохов, «Семья», 1894 год