«Повествователь» российского и московского дореволюционного быта Александр Иванович Вьюрков (1885-1956) писал: «Как только москвич начинал обзаводиться своим домком, – прежде всего он приобретал самовар. Без самовара не мыслилась никакая семья». По картинам отечественных художников мы выстроили семейную историю с самоваром и чаепитием, начиная со смотрин невесты.
Прежде в купеческой и мещанской среде смотрины невесты не обходились без чая. Этнограф Галина Васильевна Жирнова (1941-1977) по дореволюционным документам из архивов центральной части России и материалам этнографических экспедиций написала работу «Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем». Читаем. «В купеческой и зажиточной мещанской среде смотрины распадались как бы на две части: знакомство жениха и невесты и «торг» свахи с отцом невесты. На смотринах присутствовали обязательно невеста со своими родителями, жених и сваха. Начинались смотрины с краткой молитвы, после чего троекратно обходили вокруг стола. Затем приступали к чаепитию, во время которого происходило знакомство жениха и невесты. ...И иногда случалось, что это было их первое знакомство. После окончания чаепития отец невесты и сваха переходили в другую комнату, где совершался торг. Во время торга сваха договаривалась с отцом невесты о составе приданого и размере денежной суммы, даваемой за невестой. Обо всем, что должна была выторговать сваха, она заранее договаривалась с отцом жениха».
Воспоминания уроженца Тюмени Павла Федоровича Кочнева (1855-1939) «Жизнь на Большой реке: записки сибирского приказчика» – прекрасная иллюстрация быта купцов и мещан Сибири, начиная с 1870-х годов. Вот сцена сватовства, связанная с чаем. «Поздоровавшись со всеми за руку (имеются ввиду гости), девушка вышла и, немного погодя, снова вошла, неся на подносе чай в стаканах и чашках. Поднеся каждому гостю чай, она вышла и снова вернулась, неся на подносе в двух вазах печенье, в одной своего, домашнего приготовления, а в другой кондитерское. Печенье она тоже поднесла каждому гостю и гостье особо, а затем поставила обе вазы на десертный столик, который стоял перед диваном.... Села на стул около печи, против гостей, и все начали пить чай и разговаривать».
Действие небольшого рассказа-пьесы «Смотрины и сговор», написанного и исполненного в 1865 году Иваном Федоровичем Горбуновым (1831-1896), происходит в «Москве, на Рогожской улице», в купеческой семье. В процессе знакомства-смотрин «кухарка приносит самовар», а девушка-невеста «обносит всех чаем».
Чудесно изобразил смотрины москвич Николай Васильевич Неврев (1830-1904). Первоначально картина называлась «Сватовство». За накрытым к чаю столом, где главенствует самовар – смущенная девушка и пытающийся ее хорошенько рассмотреть молодой человек. На заднем плане беседуют мать невесты и священник.
Поэт, писатель и переводчик Иван Алексеевич Белоусов (1863-1930) оставил интересную книгу «Ушедшая Москва: записки по личным воспоминаниям с начала 1870-х годов». Читаем. « На другой день после благословения жених приезжал к невесте с гостинцами – он привозил голову сахару, фунт чаю и самых разнообразных гостинцев – конфект, орехов, пряников, и все привозилось в довольно большом количестве , целыми кульками; делалось это потому, что невеста все предсвадебное время приглашала к себе гостить подруг, которые помогали готовить приданое, а дела за этим было много: все мелкие вещи, начиная с носовых платков, салфеток и пр., надо было переметить уже новыми инициалами – с фамилией мужа».
На картине «Шитье приданого», написанной Василием Васильевичем Максимовым (1844-1911) в 1865 году, девушка-невеста занимается рукоделием в окружении младших сестер и брата. Вот-вот ей предстоит отдохнуть от работы: в комнату вносят самовар.
В росписи приданого самовар шел сразу после иконы, которой родители невесты благословляли брак. В упомянутой выше работе «Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем» описано, как перевозили приданое в среде провинциального купечества. «Приданое перевозили женщины, которых возглавляла сваха-профессионалка или тетка невесты (предпочтительно — старшая сестра матери). Из мужчин к этому делу допускались только «мужики-ломовики», нанятые для переноски тяжелых вещей. Перевозили приданое обязательно на пяти крытых подводах. Этот поезд называли «постельным». В первой подводе везли икону и самовар, около которого сидел мальчик-«блюдник» и держал в руках поднос с огромной головой сахара, украшенной лентой, и пачкой чая, завернутой в шелк; во второй подводе везли серебряную с позолотой солонку, которую держала в руках крестная мать, и фарфоровую посуду; третья подвода предназначалась только для перевозки постели невесты... на четвертую укладывали плюшевый ковер и мебель. Наконец, в пятой повозке ехала тетка невесты, а иногда и мать, которая везла роспись приданого. Там же сидела сваха».
И вот день свадьбы. В 1891 году мастер жанровой живописи Илларион Михайлович Прянишников (1840-1894) написал картину «В ожидании шафера». По традиции шафером, который отвозил невесту из родительского дома в церковь, был друг жениха. Судя по небогатому интерьеру, скромным нарядам родителей, грустной невесте, лакею (видимо, из дома жениха) с лисьей шубой, брак – неравный. «Свидетелем» же сцены ожидания становится домашний самовар на столике в углу.
Николая Алексеевича Касаткина (1859-1930 год) современники называли «Некрасовым в русском живописи». Большинство его работ посвящено рабочим, крестьянам, интеллигентам-разночинцам. Вот и на картине «Женился» изображен сельский учитель или медик, пытающийся растопить самовар.
У художника Ивана Лаврентьевича Горохова (1863-1934) была большая семья. Вероятно, одну из дочерей он и изобразил в 1901 году на картине «У самовара». Многие работы художника не сохранились, поэтому картину «Семья» даем по изданному в 1894 году «Иллюстрированному каталогу XXII-ой передвижной выставки Товарищества передвижных художественных выставок».