Найти тему
Альпина Паблишер

Жизнь как жертва: Как взять ответственность за свою жизнь

Оглавление

Всем нам знакомо чувство неразделенной любви, когда мы пытаемся манипулировать объектом своих чувств, чтобы вызвать взаимность. Наша пассивность может принимать различные формы, будь то пассивная агрессия или усиление сигналов о собственном страдании. Но что происходит, когда мы, вместо того чтобы брать на себя ответственность за свои эмоции, перекладываем её на других? И как, признавая собственные слабости, научиться управлять гневом и строить здоровые отношения? Разбираемся в этом вместе с книгой «Один на один с жизнью» психолога Ильи Латыпова. Далее — отрывок из книги.

От манипуляций — к ответственности

Когда в студенческие годы я страдал от неразделенной любви, то всем своим видом показывал объекту своей страсти, как мне плохо и какой я несчастный. То есть пытался надавить на нужные струны души, чтобы девушка ответила мне взаимностью. Послание было очень простое: «Мне плохо из-за того, что ты ко мне равнодушна, и только ты можешь сделать меня счастливым».

В той или иной форме с подобной манипуляцией сталкивались почти все. У меня хватало ума не высказывать упреки открыто, а девушка достаточно уважала собственные границы, чтобы не поддаваться манипуляциям.

Мы используем множество способов, чтобы косвенно влиять на других через собственную пассивность. Самые распространенные два:

Пассивная агрессия (ирония, сарказм, бойкот, постоянные обиды или возмущение, косвенные обвинения в стиле «а вот муж Ивановой о ней заботится»: «Я это просто так сказала, чего ты нервничаешь»). При пассивной агрессии злость и неудовлетворенность собственной жизнью обращаются в скрытые нападки на других людей, как нам кажется, виновных в том, что в нашей жизни что-то не так.

Усиление сигналов о собственном страдании. Боль в голосе, несчастный вид, укоризненные взгляды и слова. Таким способом другому сообщается, что нам плохо, или более конкретно: «мне плохо из-за тебя», но нет прямого обращения «помоги мне» (если таковая помощь возможна). В этом, кстати, специфика поведения жертвы: она либо вообще не объясняет, что происходит, либо как-то дает понять, но завуалированно: «я не знаю, почему мне плохо, но это точно из-за тебя» или «я на тебя злюсь, ты должен с этим что-то сделать».

Оба этих способа могут работать некоторое время, пока чаша терпения их объекта не переполнится, и он не откажется в этом участвовать. Я прекрасно понимаю недовольство людей, назначенных на роль «спасителей», и сам нередко его испытываю: мало приятного в том, что утопающий пытается вцепиться в тебя. Если человек всячески демонстрирует, что его судьба зависит от меня, то бывает трудно избежать роли спасителя. Для этого надо иметь твердо очерченные личные границы, осознавать собственные ограничения и то, что жизнь другого человека в его руках, а не в твоих, даже если это родственник (за исключением несовершеннолетних детей).

Однако соблюсти все эти условия сложно, и тогда я как «спаситель» парадоксальным образом оказываюсь жертвой «жертвы», то есть подпадаю под власть этого человека. Я ощущаю себя бессильным и виноватым перед тем, кто меня обвиняет (поскольку не могу ему отказать в помощи или самостоятельно дозировать эту помощь), и сильно злюсь на него. Но в этом случае проблема не в жертве, а в том, что я не могу так выстраивать отношения с этими людьми, чтобы не ощущать стыд или вину.

А вот если отстоять свои границы удается, четко обозначив, где твоя ответственность, а где чужая, появляется возможность не поддаваться злости и не брать на себя роль спасителя. Осознание своих былых или нынешних «жертвенных» точек (то есть жизненных ситуаций, с которыми мы не в состоянии справиться сами), память о том, как сам цеплялся за другого, спасая себя, помогают сохранять равновесие, не поддаваться страху и не впадать в ярость, когда кто-то рядом с тобой постоянно проявляет беспомощность и бессилие. И тогда людям (а это можем быть и мы), использующим активную пассивность в качестве жизненной стратегии, приходится искать новые объекты или осознать, что при такой стратегии слишком много сил затрачивается на то, чтобы влиять на других, и слишком мало остается на поддержку себя (это первый шаг к тому, чтобы отказаться от активной пассивности).

Конечно, здорово было бы сказать себе «все, с этой секунды я хозяин своей жизни», но так не бывает. Даже пытаясь отказаться от стратегий бессильной или активной пассивности, человек все равно постоянно их использует. Обнаружив в себе бессилие и пассивное ожидание спасения, необходимо принять это (чаще всего здесь возникает стыд) и начать искать пути выхода, опираясь на те переживания, которые придают силы. В частности, можно обнаружить, что у нас заблокирован гнев — эмоция, позволяющая защищать личные границы, отстаивать право на свое место в этом сложном мире. Люди часто не умеют выражать гнев не в агрессивной форме, а просто давая ясно понять, что так с ними поступать нельзя — начиная с буквального заявления «со мной так нельзя». Этому тоже надо учиться. Но когда мы учимся управлять гневом, нам уже не нужно доказывать свое право жить так, как мы хотим, и действовать в своих интересах. Мы можем совершать поступки, просить о помощи, рисковать — и принимать последствия, не избегая переживаний (от эмоциональной боли радости и удовлетворения), — то есть осознать и принять ответственность. Ведь отказ от нее мешает нам избавиться от стратегии жертвы, а это, оказывается, весьма активное состояние в диапазоне от пассивного ожидания помощи до стремления обрести власть над людьми.

Мы обладаем силами и возможностями, даже когда считаем себя жертвами, просто все силы уходят на попытки контролировать окружающий мир, а не брать из него что-то или обмениваться с ним.

Никто не способен полностью защитить нас от проблем и избавить от необходимости принимать решения. Но люди могут нас поддержать в наших решениях и делиться тем, что у них есть. Отказываясь от авторства своих выборов и поступков, мы можем избежать сопровождающего ошибки и неудачи разочарования, стыда или вины, но одновременно увеличиваем свою беспомощность, бессилие и страх. Вновь принимая ответственность за собственную жизнь, мы начинаем ощущать одиночество. Считая себя жертвами, мы постоянно ищем тех, кто мог бы все решать и делать за нас, и раз за разом оказывается, что ни один человек на это не способен. И нам остается либо всю жизнь метаться в поисках тех, кто поможет и будет бесконечно соглашаться на компромиссы, либо остановиться и осознать: или мы сами, или никто.

Это тяжело и может высвободить гнев и агрессию («Ах, никто не хочет?! Ну тогда я сам!»). И это второй шаг к отказу от активной пассивности — принятие своей агрессии, которую мы ранее направляли на то, чтобы побуждать других что-то за нас сделать. Иными словами, надо учиться не требовать от окружающих сделать за нас то, что должны уметь мы сами — например, управлять своими эмоциями, утешать себя в тяжелые моменты жизни, не гнобить себя, когда что-то не получается. Отступать там, где чувствуем себя бессильными, пересматривать свои цели, отказываться от ненужного или чуждого, оплакивать утраты, перераспределять усилия. К сожалению, никто не может гарантировать, что у нас что-то получится. Настало время жить самостоятельно, сталкиваясь с неудачами и болью, не прячась от них («это другие, я здесь ни при чем»), но одновременно достигая пусть маленьких, но побед, учась их праздновать, а не обесценивать. Да, праздновать маленькие шаги, какими бы незначительными они нам ни казались. Потому что именно из этого опыта рождается ощущение, что мы на что-то способны. При этом важно научиться переживать горе и утешаться: жизнь складывается не из одних триумфов. Напомню, что в состоянии жертвы обстоятельств человек может застрять надолго, если тяжело переживает неудачи, беспощаден к себе. В этом состоянии очень мало самосострадания, помогающего справиться со сложностями. Вот в этом случае нам действительно нужна поддержка доброжелательных людей, которые помогут почувствовать, что мы ценны сами по себе. Поэтому третий шаг к тому, чтобы отказаться от стратегии активной пассивности, — учиться просить о помощи, признавать свою слабость и принимать эту помощь.

И наконец, последний шаг — надо учиться принимать решения и действовать без гарантии успеха. Как пишет Виктор Пелевин в повести «Затворник и Шестипалый», «если ты оказался в темноте и видишь хотя бы самый слабый луч света, ты должен идти к нему, вместо того чтобы рассуждать, имеет смысл это делать или нет. Может, это действительно не имеет смысла. Но просто сидеть в темноте не имеет смысла в любом случае. Понимаешь, в чем разница?»

На новинку «Один на один с жизнью: Книга, которая поможет найти смысл» уже доступен предзаказ в интернет-магазине «Альпины». Успейте заказать со скидкой 20%!