Cui bono? — Кому это выгодно? (лат.)
Вот сразу Ивану Бездомному не понравился этот "консультант". В самом деле, зачем странному субъекту, очень похожему на иностранца, этот разговор с двумя литераторами на Патриарших прудах. Нет, ну, конечно, если бы он случайно там оказался... Но в том-то и дело, что совсем не случайно, раз автор романа специально обращает внимание читателей: везде, где должны на улице произойти ключевые для сюжета встречи, место зачищается от посторонних.
Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера. Не только у будочки, но и во всей аллее, параллельной Малой Бронной улице, не оказалось ни одного человека.
Поскольку других сверхъестественных сущностей Берлиоз и Иван Бездомный не встретили (Коровьев-Фагот не в счёт, он из свиты Воланда), то всё сходится, воландова работа. Чем же так важна эта встреча, если загадочный иностранец подсел к двум советским литераторам отнюдь не случайно и не из любопытства? Думается, ему о своём прибытии надо было гарантированно сообщить некоему лицу, но не напрямую, а как бы случайно. Если человек имел отношение к литературному миру или руководству спецслужбами, то вероятность получения им известия даже при молчании СМИ чрезвычайно высока. То, что информация дошла до того, кого надо, подтверждает визит бывшего барона Майгеля в нехорошую квартиру на бал: он сам напросился, позвонив по телефону; судя по репликам Геллы в разговоре по телефону, он хотя в общих чертах знает, что будет за мероприятие; он прошёл беспрепятственно через наружное наблюдение в квартиру.
Недавняя то ли российская, то ли американская экранизация "Мастера и Маргариты" вызвала волну вполне справедливых нареканий. Но есть в ней один момент, который именно в этом фильме показан без всего этого учительско-сентиментального налёта, который помогает сбивать и читателя, и зрителя в лживую тему романтичной любви Маргариты к Мастеру. Это акцентированное изображение выхода Маргариты на связь с Мастером. После этого уже никаких иллюзий не остаётся, что Маргарита не на задании, а просто у неё вот так "любовь выскочила". Но это всё-таки фантазии режиссёра. А как в книге? Во-первых, повторяется приём пустого места. Потому в новом фильме Мастер сразу берёт быка за рога, приглашая Маргариту к себе (но там другой образ, не из булгаковского романа), что обстановка его не смущает и тайны не особенно беспокоят. Он и нагло напросившуюся Геллу, которую видит первый раз в жизни, легко ведёт в закрытый писательский ресторан. А вот Мастеру из книги для того, чтобы он медовую ловушку заглотил одной только привлекательной женщины мало.
Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидала она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем невиданное одиночество в глазах! Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу. И, вообразите, внезапно заговорила она:
— Нравятся ли вам мои цветы?
Для тех, кто внимательно и с интересом смотрел "Подвиг разведчика", "Щит и меч", "Тегеране-43" всё предельно ясно: контакт с нужным лицом установлен. Установлен с того момента, когда Мастер ответил "нет" на вопрос о цветах. Как тут не вспомнить ошибку Плейшнера в Берне, что цветок-то на подоконнике? К эффекту безлюдного переулка, куда Маргарита вывела Мастера прибавились жёлтые цветы на чёрном фоне. Учитывая недостаток ярких красок ранней весной, даже на людной Тверской маячок лучше не бывает. Дальше диалог про цветы для поддержания разговора и, учитывая психологическую готовность Мастера к новому роману, дело, как говорится, в шляпе. Маргарита благополучно проследила за окончанием работы Мастера над романом и за попытками его публикации. А вот почему она осталась, это либо всё-таки появилась симпатия, либо задание приглядывать не отменили. Но, учитывая, что интерес Маргариты к Мастеру явно угас, то скорее второе.
— Настали совершенно безрадостные дни. Роман был написан, больше делать было нечего, и мы оба жили тем, что сидели на коврике на полу у печки и смотрели на огонь. Впрочем, теперь мы больше расставались, чем раньше. Она стала уходить гулять.
Почему так шифруются подручные Воланда почти на каждом шагу: "Не звони никуда, Римский, худо будет"? Или их патрон вовсе не всесилен? Нет, не всесилен. Не сказать, чтобы вся их команда совсем ничего не могла, но их возможности как раз из сферы результатов работы иллюзионистов. Что и установили доблестные сотрудники правоохранительных органов. И в этом как раз реверанс Михаила Афанасьевича Булгакова в адрес советской власти и её реального главы. А вовсе не в изображении Сталина И. В. в романе в виде главы тёмных сил Воланда. Михаил Булгаков, конечно, сын профессора богословия, но ведь и Иосиф Джугашвили, хоть и недоучившийся, но всё же семинарист. И при этом Коровьев-Фагот с Бегемотом изрядно засветились в Москве. Зачем? Из простого хулиганства или чтобы скрыть что-то? Отвлечь внимание, так сказать?
Чтобы понять, на что способна команда Воланда, нужно просто вспомнить, что чары и чародейство — это прежде всего обман. Обман через введение оппонента в изменённое состояние сознания. А что касается того разговора на крыше между Воландом и Левием Матвеем, то это в минисериале Бортко эмоциональный Семён Стругачёв так болезненно реагирует на реплику оппонента, что он раб Иешуа. На деле озлобление есть, но спокойное. А вот Воланд проявил нервное словоблудие как способ скрыть страх и "потерю лица" — несмотря на браваду переданную просьбу-приказ исполнил точно и в срок.
Традиционное: заходите, читайте, смотрите, ставьте like, если понравилось, делитесь ссылкой в соц. сетях, ну и подписывайтесь на канал.