Работник воздушной гавани не желал мириться, что аэропорт закрыли и дюжину лет заботился о нём в одиночку. Его старания спасли несколько десятков жизней.
Бывает так, что люди выполняют какую-то работу не из служебного долга или ради зарплаты, а по велению сердца, искренне веря, что делают хорошее дело. Часто таких людей считают чудаками, но порой именно такие "чудаки" в итоге оказываются спасителями чьих-то жизней.
Эта история берёт начало в конце 90-х, когда маленький аэропорт, расположенный в селе Ижма Республики Коми, потерял рентабельность из-за прекращения дотаций рейсов малой авиации. Типичная история для тех лет – подобные аэропорты один за другим закрывались по всей стране, приходя в запустение и порастая бурьяном.
К 2003 году, когда аэропорт закрыли официально, работать в Ижме осталась только вертолётная площадка, заботиться о которой должен был единственный сотрудник – Сергей Сотников. Последний оставшийся работник аэродрома.
По-хорошему, заботой Сергея был лишь небольшой пятачок бетона на перроне – посадочный квадрат для вертолётов. Однако сердце смотрителя, посвятившего аэропорту три десятка лет своей жизни, не выдерживало зрелища взлётно-посадочной полосы, приходившей в негодность.
В результате Сотников по собственной инициативе, без распоряжений сверху, дополнительной оплаты и даже элементарной благодарности, принялся поддерживать в рабочем состоянии весь аэродром. В тёплое время года он выпалывал сорняки со взлётно-посадочной полосы и делал дренаж, а зимой чистил её же от снега.
"Я и для себя это делал. Все-таки выйдешь на полосу — у меня ж на перроне был посадочный квадрат вертолетный, — а тут рядом, в ста метрах, и взлетно-посадочная полоса, и она в таком бардачном состоянии. Как-то было не по себе", - рассказал герой материала в одном из интервью.
Сергей также признавался – в глубине души верил, что однажды на аэродром Ижмы ещё вернётся хотя бы один самолёт.
И спустя много лет это действительно произошло. Правда немного не так, как рассчитывал смотритель.
Чудо посреди тайги
Седьмого сентября 2010 года пассажирский лайнер Ту-154М авиакомпании "Алроса", летевший в Москву из Удачного Республики Якутия, на середине четвёртого часа полёта сообщил о проблемах с аккумуляторами.
По словам членов экипажа, на борту одна за другой принялись отказывать системы, в том числе автопилот и навигация, вынуждая пилотов перейти на полностью ручной контроль. Позднее отказали и топливные насосы, перестав подавать из баков горючее.
Поначалу экипаж запросил экстренную посадку в аэропорту Салехарда, однако сразу после этого отключилась система связи и наземные службы не смогли бы провести воздушное судно. Ситуация казалась безвыходной, и командир принял решение садиться в тайге. Как назло, в тот день ещё и стояла облачность, сильно затруднявшая лётчикам ориентирование.
И вот, когда кто-то из находившихся на борту людей наверняка уже успел попрощаться с жизнью, в кабине пилотов разглядели между деревьев пригодную к использованию взлётно-посадочную полосу. Зрелище казалось настолько невероятным, что пилоты сначала даже не поверили глазам, списав его на галлюцинацию от резкого перепада давления.
Однако затем лётчики рассудили, что одно и то же видение не могло почудиться всем одновременно. Тем более, рядом с полосой обнаружился и полуразрушенный терминал, ярко говоривший, что лайнер действительно пролетал мимо заброшенного аэропорта, взлётная полоса которого была в почти идеальном состоянии.
На разгадывание загадок, впрочем, у экипажа времени уже совсем не оставалось, и командир приказал – на посаду!
Приземлиться с неработающей электроникой, а значит без возможности управлять закрылками, задача не из простых. Посадочная скорость в этом случае получается сильно выше обычной и для мягкой посадки длины полосы сельского аэродрома для неё явно бы не хватило. Однако и тут лётчики совершили чудо, с третьего захода всё-таки сумев коснуться земли и остановиться в подлеске, получив минимальные повреждения воздушного судна.
И хотя никто не отрицает высочайшего уровня мастерства экипажа, нельзя не признать и того, что не будь полоса аэродрома Ижмы ухоженной, посадить Ту-154 не удалось бы даже у прославленных асов.
Награда для героя
"Подошел к пилотам. Имена и фамилии узнал позже - Евгений Новоселов и Андрей Ламанов. Хотел спросить, что приключилось, не успел задать вопрос, как на меня посыпались звонки со всех концов. Сначала из Печоры, потом из Ухты с ПДСП - диспетчерского пункта управления полетами. Я доложил, что все, кто находился на борту, в порядке, пострадавших нет", - рассказывает Сергей Сотников.
Всего на борту Ту-154 находился 81 человек, никто из которых не пострадал. Пилотов и пассажиров оперативно эвакуировали в Ухту, а самолёт, простоявший в тайге весь следующий год, затем забрали представители авиакомпании. К слову, старенькую "тушку" не только не стали уничтожать, но и восстановили. Лайнер, пускай и максимально облегчённый, даже сумел покинуть Ижму своим ходом, взлетев с той самой полосы, который смотритель для такого случая специально покрасил и даже установил оставшиеся с советских времён флажки.
Лайнер прослужил ещё 8 лет, получив собственное имя "Ижма", после чего был с почётом передан в Новосибирск, в музей авиации.
Вскоре после инцидента пилоты лайнера стали Героями России, а Сотникова пригласили на прямую линию с Владимиром Путиным, занимавшим тогда пост премьер-министра. Глава правительства выразил восхищение поступком Сергея.
Спустя ещё два года Сотникову вручили медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени, почётную грамоту от Министерства транспорта и прибавку к пенсии в 3117 рублей. Позднее якутские блогеры также собрали деньги на японский снегоход Yamaha Viking, который подарили Сергею, а власти Коми даже заговорили о возрождении малой авиации, подарив надежду, что аэродром снова начнёт принимать пассажиров. Увы, чуда не случилось – слова политиков так и остались словами.
Поступок Сергея нашёл отражение и в искусстве. Так, один из эпизодов фильма "Ёлки-2" был вдохновлён именно историей посадки лайнера на заброшенный аэродром, о котором практически на энтузиазме заботился местный смотритель в исполнении Владимира Меньшова.
"Его героя зовут Михалычем, как и меня. Кроме того, у него меховая шапка вроде моей. Но это, конечно, образ собирательный. В кино всё приукрасили, добавили драматизма, чтобы зрителей привлечь. По сценарию, самолет садился в темноте, вовремя заметив посадочные огни. А у нас давно демонтировали систему ночных стартов, ничего не осталось - ни локатора, ни приводов..." – комментирует Сергей Сотников.
В 2019 году он вышел на пенсию, но до сих пор не оставил надежду, что однажды малые аэропорты России снова начнут принимать регулярные рейсы.