Найти тему

1.9. Отношение в монастыре к внешнему миру, документам, деньгам

Тема, в которой двойные стандарты зашкаливают - отказ от документов, денег, но при этом, желание получать услуги.

Данный материал создан без цели оскорбить чьи-либо чувства, но потенциально может вызвать негативные эмоции. Если вы склонны оскорбляться от любого, не соответствующего вашим представлениям, слова, то не читайте данный текст.

1) В одной из предыдущих статей (1.7, доступна только для подписчиков) я уже писала об отказе от паспортов и полисов. Этот отказ касался почти всех обитателей монастыря, и даже выходил за его пределы.
У девочек - воспитанниц приюта не было свидетельств о рождении. Если это были сироты, то настоятельница оформляла опекунство, а за тем документы уничтожались. Если у девочек были родители, документы хранились в тайном месте, о котором знали только пара человек. Расскажу ниже об одном случае.
В 14 лет паспорта не получали, и далее - тоже. Если в монастырь приходила уже взрослая женщина для принятия монашеского пострига, она тоже отказывалась от документов. Самым страшным считался ИНН. Просто потому, что это номер, а номера наша церковь очень не любит.
Так вот, одну девочку, которую родители отдали в монастырь на время, вызволяли потом через суд - ее документы уничтожили, и почему-то не хотели отпускать к родителям, и те были вынуждены доказывать что это вообще их дочь.
В случаях, когда требовалась неотложная помощь, просто показывали чужой полис.

Картинка сгенерирована в ИИ в качестве иллюстрации к тексту.
Картинка сгенерирована в ИИ в качестве иллюстрации к тексту.

2) Деньги - очень скользкий предмет в монастыре. С одной стороны, торгуют там чем только можно, и всё - от заказа сорокоустов до нательных крестиков, там стоит очень и очень дорого. Кроме этого, монастырь торгует продуктами - выпечка от простых пирогов до тортов на заказ, чайные сборы, и т.д. С другой стороны, у простых монахинь и даже послушников свободных личных денег не было.

Я помню случай, когда нам с воспитательницей понадобилось проехать пару остановок на общественном транспорте (нам - всем девочкам). Так вот, воспитательница взяла из кармана мелочь - монетки по 50 копеек, и дала кондуктору, по сути, только на 1 билет (и то не уверена что даже на один проезд там набралось), и на возмущения кондуктора о том, что дети явно старше семи лет, просто отмахивалась, говорила что денег у нее нет, что "жалко чтоль провезти детей", а нам просто приказала стоять и не двигаться с места на попытки кондуктора нас выгнать. В итоге нужные нам две остановки проехали не заплатив, но то чувство унижения я помню до сих пор. И почему нельзя было пройти эти 500 метров пешком?

3) Мирская музыка и литература, кино и телевидение. Эти темы под железным запретом.
Также, в одной из более ранних частей я рассказывала, как меня наказали за простое
цитирование припева песни "Катюша", и что у меня забрали не православные художественные книги и задачник по математике. Все мирское считалось растительным, под запретом были не только истории романтические - в музыке, литературе, но и темы славянского язычества и примет.

В школьных учебниках заклеивали "запретные" темы. Вообще, в монастыре в школе была не обычная общая программа, а только определенные предметы, если правильно помню, информатика, экономика, обществознание были исключены из программы, история изучалась только российская, химия и физика - только азы, физкультуры не было, изо, иностранного языка тоже. В учебниках по литературе заклеивали черной бумагой куски текста с упоминанием персонажей народных сказок - бабы-Яги, Кощея, и т.д., в учебниках биологии не было информации про репродуктивные органы.

Художественных фильмов не смотрели, телевизора не было, радио, проигрывателей - тоже. Хотя слышала, что позже появился магнитофон, на нем включали на дисках всякие христианские песни на праздники.

4) Общение с людьми в "миру".
Однажды, где-то в середине моего второго монастырского лета, когда поведение Лидии зашкаливало в некоторых местах, я написала маме письмо. За пару недель до этого я видела маму в храме, она приехала на утреннюю литургию, и я ее увидела, даже удалось подойти обнять, но воспитательница меня сразу одернула, и отвела подальше от места, где стояла мама. Тем не менее, я решила, что передать письмо у меня получится. Однако, в следующий раз, когда я увидела маму, мне не разрешили даже подойти поздороваться, а посредников для передачи письма не было.

Еще, помню случай, как после службы, на улице, к нам подошла дочь Лидии. Она жила в миру, судя по одежде - была далека от православия. Лидия с ней старалась поговорить подальше от наших ушей и глаз, но девочка эта к нам подошла. Она спросила у самой младшей умеет ли та читать, и на ее положительный ответ протянула ей свой телефон со словами "ну-ка давай прочитай что тут написано". Я увидела что было на экране - простое уведомление от оператора о пополнении счета. Та самая младшая из нас девочка начала читать эту смс, но Лидия быстро одернула их обеих, вырвала телефон из рук, буквально встала между ними, и не просто нам запретила смотреть на ее дочь, а что удивило, накричала и на своего ребенка тоже: "Тебе нельзя с ними разговаривать! Им нельзя такое читать!". Ощущение было, что мы - прокаженные.

5) Почему я считаю, что это все - двойные стандарты? Ну, во-первых, как я уже говорила, при вызове врача, дают чужой полис. Значит, получать документы нельзя, а обманывать систему - можно. Это не грех?
Во-вторых, у некоторых высокопоставленных монахинь были не только паспорта, но и водительские права. Я спрашивала, почему настоятеля - мужчину, возят монахини, если нельзя иметь документы. На это мне ответили, что
иметь документы в любом случае грех, но они приняли удар на себя, чтобы помочь попасть в рай другим людям *просто без комментариев*.

В отношении Лидии с дочерью я тогда увидела то, что для своей дочери она не желает такого будущего, как у нас. Они общались в дружеском тоне, Лидия дала ей какие-то деньги, и в целом было видно что у них теплые отношения. И ее слова "Тебе нельзя с ними разговаривать" звучали не как попытку уберечь нас от воздействия чего-то МиРсКоГо, а наоборот - ограждение дочери от нас.

С деньгами, я думаю, все понятно.

В отношении образования тоже хочу сказать пару слов. Девочек в приюте учили только до 9 класса, и то не по обычной программе. Считалось, что в монастыре знания не нужны. При этом, в монастыре постоянно требовались специалисты в медицине, ветеринарии, те, кто может работать с электричеством, умеет проектировать и строить, и так далее. И для этого искали людей извне, которых пытались уговорить принять постриг и жить в монастыре. Это все при том, что спокойно можно было "выращивать" своих специалистов.

6) Ну, и выводы. Ни одна девочка, да даже взрослая монахиня не могла покинуть стены монастыря, буквально выйти за его пределы даже для похода в магазин, если перед этим не предупреждали цепочку от вышестоящего до охраны.

Наверное, в этой статье вышло без особой жести. Правда, я вижу проблему в этом всем - девочек сирот никто не спрашивал, хотят ли они потом остаться жить в монастыре, или хотят уйти? Может, мечтают образование получить, и работать, или надеются выйти замуж. Вся судьба их уже была решена за них, и обстоятельства складывались именно так, что без документов и образования они и сами во внешнем мире были не нужны, и соответственно, не рвались в него.

Каждую утреннюю службу настоятель на проповеди рассказывал о приближении конца света, по его словам, каждый раз ждать оставалось недолго. Так он призывал отказаться от всего земного, и уходить в монастыри. В течении десятка лет, когда я три или четыре раза оказывалась в этом монастыре, убеждалась - годы идут, а песня всё та же. И каждый раз ждать конца света оставалось совсем чуть-чуть, а он все никак не наставал.

Где-то в Крыму.
Где-то в Крыму.