Для меня - ребёнка, который оказался в новой для себя, среде, новизна происходящего вызывала позитивные эмоции, и мои первые дни пребывания в монастыре окрашены в большей степени приятными воспоминаниями, хотя не обошлось без сюрпризов.
Данный материал создан без цели оскорбить чьи-либо чувства, но потенциально может вызвать негативные эмоции. Если вы склонны оскорбляться от любого, не соответствующего вашим представлениям, слова, то не читайте данный текст.
Я закончила третий класс, и заданный на лето список литературы я почти весь уже прочитала ранее, так как всегда читала очень много, но пара незнакомых книг в списке была. Собирая сумку в монастырь, взяла эти книги и две тетради с заданиями - математику и английский.
Мама проводила меня до домика, в котором мы жили, представила двум женщинам, исполнявшим роль воспитателей, и ушла. Далее меня провели в комнату, познакомили с девочками, которые там жили (большая часть - воспитанницы приюта, то есть в монастыре они всю жизнь), и показали кровать и тумбу, где мне было определено два ящика.
Все мое барахло, естественно, в эти два ящика не влезло, и часть я оставила в пакете под кроватью. Мама привела меня аккурат к обеду, и после раскладывания вещей я пошла на кухню.
Воскресный монастырский обед - это всегда праздник, за исключением двух моментов: первый - мясо там не едят никогда, не зависимо от дня недели, и второй - я оказалась там именно в пост, что исключало и остальную пищу животного происхождения.
После обеда мне рассказали о правилах, которые соблюдались в данном месте.
1) На каждую неделю назначалось двое дежурных по дому. В их обязанности входило приготовление пищи, и из-за количества людей в доме, все съедалось за раз, считайте - почти весь день на кухне; далее - поддержание порядка в течении недели.
2) Остальные девочки работали в огороде, также всю неделю, за исключением: второй половины дня четверга (банный день), субботы - уборка, а во второй половине дня - вечерняя служба, и воскресенья - литургия, дела в монастыре, а потом несколько часов отдыха.
3) Распорядок дня в обычный будний день:
- 7:30 подъем, утренняя гигиена
- 7:45 чтение утренних молитв
- 8:30 пьем святую воду, и накрываем на стол. затем завтрак
- 9:15 начало работы в огороде (для дежурных - уборка стола, приготовление обеда)
- 12:00 обед
- 13:00 снова идем в огород (ну а дежурные готовят ужин)
- 18:00 ужин
- 19:00 свободное время на почитать книги/сделать свои дела от стрижки ногтей до зашивания дырок в носках, короче, условный отдых.
- 20:00 чтение вечерних молитв, часто еще читали какой-нибудь акафист или псалтирь.
- 21:00 вечерняя гигиена
- 22:00 отбой.
Об остальных нюансах я узнала позже, в ходе быта.
И вот один пример. Как-то раз, вечером, когда был час на свои дела (на самом деле, обычно это было меньше часа, распорядок условный, ибо прополка грядок важнее всего), я достала из сумки задачник по математике. Увидевшая это воспитательница протянула руку, и мягко попросила отдать ей тетрадь. На мой нерешительный протест заявила, что математика - это херня из-под коня дело мирское, и неча монастырской девочке таким интересоваться, все, что сверх школьной программы - зло, ибо человек ученый подвержен соблазну критиковать церковь. Мы договорились, что тетради она вернет перед моим уходом - дома я вольна развращаться как угодно, но в монастыре меня, как могут, уберегут от запретного плода. Художественная литература была отнята под тем же благовидным предлогом - все мирское - развращает, тем более - вдруг мама не захочет меня забирать, и я в монастыре навсегда (эти слова сразу станут ночным кошмаром).
****
В первый же понедельник моего пребывания в монастыре мне сообщили, что эту неделю в паре еще с одной девочкой буду дежурной по дому. Тогда мне впервые предстояло приготовить не просто суп, а сделать полноценный обед на целую ораву. Напомню - мне тем летом исполнялось 10 лет. В целом, я видела, что обычно плавает в супе, начистить, нарезать, и отварить до готовности не составило труда, но стресс все равно был велик. Уж не помню, что было на второе, помню только, что кастрюлей с едой было в итоге 4 штуки. Для выстраивания полной картины, добавлю, что среди нас были девочки на 1-2 года моложе меня, которые также бывали дежурными по дому и готовили еду.
В целом, этот режим мне показался довольно лёгким. И добавлю еще пару слов про "режим".
Как я уже говорила в первой части, жила я не на территории монастыря. Этот дом с участком находились рядом, но вне физических монастырских границ. Этот дом использовали как небольшой лагерный отдых для воспитанниц монастыря, которые часто болели, либо для тех, кто только готовился к полноценной монастырской жизни, либо девочки, которых, вроде как, должны были забрать родители. Наш режим считался облегченным - мы позже вставали, меньше молились, у нас не было послушаний, связанных с работой на ферме, или в храмах монастыря.
Напоследок скажу - рассказывать дальше без упоминаний имен ну никак нельзя. По этой причине, реальные имена я буду заменять. Этого будет достаточно, чтобы читатель смог узнать самого себя, если вдруг, кто-то из героев статей реально их увидит, но недостаточно, чтобы их узнали другие люди, этакие границы безопасности. А засим прощаюсь, чтобы вернуться с новым рассказом.