Найти в Дзене

Как лечить деменцию у детей: современные методы и советы

Оглавление

Детская органическая деменция — это приобретенное заболевание, основной характеристикой которого является устойчивое снижение когнитивных функций. Ее другое название — резидуальное органическое или прогрессирующее детское слабоумие. Она имеет органический характер, то есть связана с повреждением тканей мозга. Это всегда приобретенное состояние.

Деменция у ребенка может развиться даже в том случае, если он родился абсолютно здоровым, вследствие повреждающих факторов – травматических, инфекционных, токсических и т. д. Об этом более подробно расскажут наши эксперты.

Как лечить деменцию у детей: современные методы и советы. (источник изображения: freepik.com)
Как лечить деменцию у детей: современные методы и советы. (источник изображения: freepik.com)

Причины деменции в детском возрасте

Основные причины, по которым возникает органическая деменция у детей:

  1. Нейроинфекции. Очень часто болезнь развивается как осложнение после менингита, энцефалита или церебрального арахноидита — все эти инфекции поражают головной мозг, вызывают нарушение кровообращения и питания его клеток (нейронов) и, как следствие, ухудшение интеллекта.
  2. Черепно-мозговые травмы, опухоли и другие новообразования. Обусловливают органические повреждения — кровоизлияния, гематомы, что приводит к разрушению отдельных нейронных структур.
  3. Интоксикация: бытовыми ядами, медикаментами, алкоголем и наркотическими веществами. Провоцирует нарушение метаболизма, кислородное голодание.
  4. Генетические патологии, которые приводят к изменению клеточного обмена и деградации нервной ткани.

Любые травматические воздействия повреждают ткани мозга, ведут к устойчивым дегенеративным изменениям, что, в свою очередь, становится причиной неврологического дефекта.

Виды и особенности деменции у детей: классификация и симптомы

По степени тяжести детская деменция подразделяется на следующие виды:

Легкая. Сглаженные симптомы не позволяют обнаружить недуг в раннем и дошкольном периоде, так как навыки самообслуживания, познавательная активность остаются сохранными. В школьный период проявляется снижением успеваемости и социальной адаптации.

Умеренная. Возникают трудности с выполнением повседневных дел, ребенок нуждается в помощи и поддержке взрослого с ранних лет.

Тяжелая. Нарушена речь, снижены навыки самообслуживания, ребенку нужен постоянный надзор.

Виды и особенности деменции у детей: классификация и симптомы. (источник изображения: freepik.com)
Виды и особенности деменции у детей: классификация и симптомы. (источник изображения: freepik.com)

По виду клинической картины различают:

  1. Резидуальное слабоумие, при котором воздействие на нервную систему произошло однократно, в целом приобретенные умения не были утрачены, но имеет место разовое снижение интеллектуальных способностей. Прогноз зависит в основном от возраста произошедших изменений, развитие продолжает идти, но на ином по сравнению со сверстниками уровне.
  2. Прогрессирующее слабоумие, возникает при продолжительном воздействии патогена на нервную систему, например, хронические трудно диагностируемые инфекции, опухоли. В этом случае прогноз неблагоприятный, так как когнитивные функции постоянно и неотвратимо снижаются.

Течение детской деменции зависит от времени появления первых признаков.

Характерные симптомы:

утрата способности к логическому и критическому мышлению, резкая или постепенная;

сложности с планированием, оценкой отсроченных последствий своих действий, установкой причинно-следственных связей, интерпретации своих и чужих поступков в соответствии с общественными нормами;

выраженное снижение концентрации внимания, объема кратковременной и долговременной памяти, что приводит к невозможности решения сложных математических задач, проблемам с запоминанием и анализом пройденного материала;

замедление и обеднение речи;

двигательная заторможенность, иногда — психомоторное возбуждение, в отдельных случаях — нарушение координации движений, автоматизмы;

перепады настроения, преобладание негативного эмоционального фона: раздражительность, плаксивость, истеричность;

сложности в общении со сверстниками и взрослыми: замкнутость, резкость и категоричность, подозрительность, обидчивость, нежелание идти на компромисс;

отсутствие мотивации к деятельности, незаинтересованность в результатах;

сниженная способность к эмпатии, сопереживанию, эмоциональная холодность.

Выраженное снижение концентрации внимания. (источник изображения: freepik.com)
Выраженное снижение концентрации внимания. (источник изображения: freepik.com)

Постепенно еще больше снижается познавательная активность, уплощаются эмоции, преобладает дистимия с тяжелой апатией, вспышками гнева и плача. Нарастают аффективные и личностные нарушения, наблюдается сильная социальная дезатаптация, сужение круга интересов, игнорирование морально-этических норм, слабость волевого контроля, стремление к удовлетворению потребностей, несмотря ни на что.

У дошкольников страдает игровая деятельность: игры не имеют сюжета, примитивны, ребенок не может освоить правила или игровые роли. Часто игра заключается в бесцельном взаимодействии с игрушками, разбрасывании их по полу.

Чем тяжелее когнитивные дисфункции, чем меньше способность к обучению из-за невозможности переноса опыта, анализа и синтеза полученной информации, недоступности абстрактного мышления. Дифференциальная диагностика

Диагностика, особенно в первые годы жизни, может быть затруднена из-за сглаженности симптомов на фоне клинической картины основного заболевания. Диагностический критерий прогрессирующей формы болезни — это устойчивое снижение интеллекта в период более 6 месяцев с постепенным усилением.

Для точной постановки диагноза необходимы:

● обследование у врача-невролога, психиатра;

● нейровизуализация аппаратными методами: ЭЭГ, КТ, МРТ, УЗДГ сосудов мозга;

● консультация клинического психолога, нейропсихолога.

Очень важна ранняя дифференциальная диагностика: необходимо определить, является ли болезнь прогрессирующей, а также отличить ее от олигофрении, что возможно сделать только в динамике. Поэтому ребенку с явными симптомами требуется постоянное наблюдение у ряда специалистов.

Дифференциальная диагностика. (источник изображения: freepik.com)
Дифференциальная диагностика. (источник изображения: freepik.com)

Лечение: современные методы

Эффективность лечения во многом зависит от возможности устранения основной патологии, которая вызывает слабоумие. Если это изменение обмена веществ, значит, необходимо направить все силы на его нормализацию. При прогрессирующей форме важно как можно раньше начать лечение, тогда остается больше возможностей для компенсации умственных способностей.

Среди методов лечения наиболее эффективны:

  1. Медикаментозная терапия — детям назначаются препараты, улучшающие мозговое кровообращение: психостимуляторы, метаболиты, ноотропы. Также очень хороший эффект дают средства, повышающие физическую и психическую выносливость — витаминно-минеральные комплексы, БАДы.
  2. Психолого-педагогическая реабилитация — с детьми работает специалист (педагог-психолог), который помогает развивать мыслительные навыки. Программа обучения назначается с учетом физических и психических возможностей: как правило, это умеренные, сниженные нагрузки. Таким детям необходимо больше времени на усвоение материала, поэтому для них создаются специальные коррекционные классы и школы.
  3. Психотерапия, игровая, индивидуальная и групповая, помогает справиться с эмоциональными проблемами и развить навыки коммуникации. С детьми занимаются детские, дошкольные психологи с применением специальных психокорректирующих программ.
  4. Создание предсказуемой среды — это ежедневный распорядок, четкие инструкции, многократное повторение правил, а также безопасное пространство в школе и дома, где используются визуальные подсказки, помогающие лучше справляться с бытовыми задачами. Это могут быть разноцветные контейнеры для вещей, стикеры, магниты, расписания, этикетки с надписями, и т. д.
Лечение: современные методы. (источник изображения: freepik.com)
Лечение: современные методы. (источник изображения: freepik.com)

В обучении ребенка с особенностями сложные задачи разбиваются на маленькие шаги, с которыми он способен справиться. Важно ставить простые и понятные цели, давать четкие инструкции, в том числе визуальные, показывать на собственном примере, как выполнять то или иное действие.

Очень важна социальная и психологическая поддержка, общение со сверстниками и дружелюбно настроенными взрослыми, доброжелательная атмосфера дома и в учебных заведениях. Психологи обучают родителей, как взаимодействовать с таким особенным малышом: активно слушать, учитывать невербальные сигналы, давать больше времени.

При целенаправленной помощи и поддержке на всех уровнях прогноз болезни благоприятный: прогресс в обучении может быть медленным, но со временем есть возможность выйти в устойчивую ремиссию и обучаться в общеобразовательной школе.

Если статья была вам полезна, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал! Наши эксперты расскажут еще больше интересного о лечении детских психических расстройств.

Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.