Депересонализация, дереализация — это вид психического нарушения, при котором наблюдаются устойчивые или периодические ощущения диссоциации, чувства отчуждения собственного тела, мыслей, действий. Деперсонализация у детей развивается, как правило, на фоне сильного стресса. Она относится к расстройствам ощущений и восприятия.
Дереализация, деперсонализация может дебютировать в раннем детстве, но средний возраст начала — 16 лет. Она свойственна в равной степени мальчикам и девочкам. Главным симптомом является наблюдение ситуации как бы со стороны или ощущение нереальности происходящего.
Это состояние считается признаком различных психических патологий и неврологических заболеваний. При развитии независимо от других болезней и устойчивом или рецидивирующим течении можно говорить о расстройстве деперсонализации. Подробнее об этом расскажут наши эксперты.
Причины возникновения
Деперсонализация у детей возникает под воздействием различных внутренних и внешних факторов:
● сильный стресс (дистресс), вызванный длительной или кратковременной психотравмирующей ситуацией, тяжелыми условиями жизни, невыносимыми психическими нагрузками;
● психические заболевания: болезненное состояние оторванности от реальности может быть симптомом депрессии, генерализованного тревожного, панического и фобического расстройства, шизофрении;
● органические повреждения центральной нервной системы: инсульты, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, новообразования, эпилепсия;
● прием некоторых медикаментов, как побочный эффект, вызывающий нарушение обмена нейромедиаторов.
В большинстве случаев диссоциативные состояния у детей являются защитной реакцией психики на невыносимый, разрушительный для нее стресс. Но такая защита порой оказывается более пугающей и мучительный, чем сам стресс, от которого психика пытается защититься таким образом.
Классификация
Различают деперсонализацию нескольких видов:
1. Соматопсихическая: переживается мнимое исчезновение чувства боли, ощущения собственного дыхания, сердцебиения, массы своего тела.
Исчезают и другие телесные ощущения, в отдельных частях или полностью. Тело кажется дряблым, слабым, вялым. Пропадает чувство удовлетворения после естественных физических процессов: еды, сна, мочеиспускания и дефекации.
2. Аутопсихическая — чувство изменения, отчужденности психического «Я». Больному кажется, что у него нет мыслей или он ими не управляет, исчезают любые эмоции, он переживает «болезненное бесчувствие» — утрату эмпатии.
Также становится недоступным воображение: невозможность представить, вспомнить знакомые лица или предметы. Страдает память, исчезает способность к запоминанию и воспроизведению воспринятого.
3. Аллопсихическая — то, что называют дереализацией, ощущение, при котором мир вокруг кажется нереальным, нет чувства «пребывания в мире», он воспринимается «как сквозь мутное стекло». Больной может чувствовать себя, как будто наблюдает спектакль, театральную постановку, где люди — актеры, смотрит фильм или разглядывает нарисованную картину.
Дереализация и деперсонализация переживаются одновременно или поочередно в один и тот же промежуток времени. Их нельзя рассматривать по отдельности, по сути, это две грани одного и того же болезненного состояния психики.
К схожим нарушениям у детей и взрослых врачи относят «дежа вю» — ощущение, что индивид уже видел, переживал раньше происходящее в данный момент, и противоположное явление — «жаме вю», когда знакомое кажется вдруг чужим.
Симптомы
Деперсонализация — это ощущение себя «не собой», не в своем теле. При этом присутствует чувство наблюдения себя со стороны. В этот момент в сознании больного происходит диссоциация себя и своего тела: он как бы «покидает» его и наблюдает за собой, как за посторонним человеком, не присутствует в своей деятельности.
Можно сказать, что он как бы разделяется на двух людей — того, кто действует, и того, кто наблюдает. Болезненное состояние может длиться от нескольких минут до нескольких часов или дней, становиться более или менее интенсивным.
Клиникадеперсонализации сопровождается также ажитацией, психомоторным и двигательным возбуждением. Иногда наблюдаются ощущения искажения времени, пространства: далекое кажется близким — и наоборот, время то медленно тянется, то пролетает в одну секунду.
Все окружающее пространство может казаться как бы двухмерным или черно-белым, краски становятся блеклыми, предметы — плоскими. В этот момент больной остро ощущает свое одиночество, все люди, и в том числе близкие, отделены от него будто стеклянной стеной, прозрачной, но непроницаемой.
Пациент постоянно анализирует свои поступки и слова, ему кажется, что он не понимает поведение других людей, будто есть нечто такое, что от него все время ускользает. Это затрудняет контакты с окружающими, приводит к развитию социальной фобии. Также может добавляться страх сойти с ума, панические атаки, симптоматика тревожно-фобического расстройства.
Диагностика и лечение деперсонализации
Диагностирует деперсонализацию детский врач-психиатр на основании клинической картины, информацию о которой он получает из жалоб пациента, наблюдения за его состоянием в динамике, сбора анамнеза, личного и семейного, результатов психологических тестов, которые проводит клинический психолог.
Как правило, диагностика не составляет труда, так как все дети описывают это состояние схожим образом.
Довольно часто деперсонализация у детей проходит самостоятельно, если она возникла под воздействием кратковременного стресса. Но если болезненные симптомы длятся несколько недель или месяцев, а также появляются осложнения в виде избегающего поведения, самоповреждений, необходима квалифицированная помощь.
Задача врача — диагностировать основное заболевание, которое вызывает данный симптом, а затем назначить соответствующее лечение. Наиболее эффективно сочетание медикаментозной терапии и психотерапии.
В лечении препаратами успешно применяются антидепрессанты группы СИОЗС и стабилизаторы настроения, симптоматически, при сильной тревоге и нарушениях сна — транквилизаторы, успокоительные.
Из терапевтических подходов наиболее эффективным считается КПТ (когнитивно-поведенческая терапия), где есть специально разработанные протоколы для лечения подобных состояний.
С детьми успешно применяется игровая терапия, сказкотерапия, арт-терапия. Эти виды психокоррекционной работы помогают детям выразить эмоции через самовыражение, визуализировать свои страхи и изменить к ним отношение, стать увереннее в себе.
Кроме того, хорошо помогают справиться с заболеванием физическая активность, распорядок дня, социальные контакты в дружелюбной, безопасной атмосфере. Очень важна поддержка близких, их вера в ребенка и его возможности выздоровления, доброта и тепло в отношениях.
Если вам была полезна статья, поставьте лайк и не забудьте подписаться на наш канал. Наши эксперты расскажут еще много интересного о психических нарушениях у детей и современных методах их лечения.
Имеются противопоказания. Необходима консультация со специалистом.