Рабочий день закончился, но Катя все еще сидела за компьютером. Она обычно уходила последней, иногда даже бралась за чужую работу, только бы иметь повод задержаться на работе.
Но сегодня такого повода не было, и девушка, выключив компьютер, начала собираться.
Двадцать минут на автобусе, потом еще десять пешком, и вот дом. Здесь, в двухкомнатной квартире на четвертом этаже Катя жила с мамой.
Как только она вошла в прихожую, началось то, из-за чего девушке не хотелось идти домой.
– Катенька, ну наконец-то ты пришла. А у меня сегодня была тетя Света, и мы как раз с ней говорили о том, что тебе надо сменить работу. Света считает, что можно найти что-нибудь поближе к дому. И я с ней согласна. Может быть, это будет не совсем по специальности и зарплата поменьше, но зато тебе не придется ездить на общественном транспорте, – говорила мама, собирая ужин.
– И Любочка тоже так считает, – продолжила она. – Женщина должна реализовать себя в семье, а не в труде в этих ваших конторах. Вот Люба всего на пять лет тебя старше, а у нее уже двое детей и муж, который зарабатывает на семью. А Люба занимается детьми. Катя, ты меня слышишь?
– Слышу, мама. Я слышу все, что думают обо мне и моей жизни и тетя Света, и Любочка, причем слышу все это каждый день. Вчера вы приняли коллективное решение, что я должна поменять прическу, а сегодня добрались до работы. Что завтра обсуждать будете?
У Катиной мамы были две сестры – Светлана и Ольга, у каждой из них по две дочери – все четыре замужем и с детьми. Родня считала Катю неустроенной и пыталась всячески помочь ей и сделать ее жизнь нормальной. Единственное, в чем Катя с ними не соглашалась, было понимание нормальности.
Катина мама воспитывала дочь одна – ранний брак быстро распался, и после этого две старшие замужние сестры все время учили младшую сестру жизни. Доставалось и Кате.
Начиная с подросткового возраста ей пришлось воевать с мнением родни о том, какую одежду ей носить, с кем дружить, в какие кружки и секции ходить. А когда после школы Катя сообщила матери, куда она будет поступать, родня встала на дыбы:
– Компьютерная безопасность! Это же чисто мужская профессия! Даже если ты закончишь, тебя ни одна серьезная фирма на работу не возьмет. Выучись на бухгалтера, как тетя Оля – никогда без работы не останешься.
Но ничего, Катя поступила, окончила университет и работу себе нашла еще на четвертом курсе. Однако родственники не успокаивались:
– Вот Алиса работает администратором в салоне красоты – одета всегда, как с картинки. Или Вероника – та вообще логопед, с детками работает, чисто женская специальность. А ты? Срочно меняй работу! – озвучивала вечером мама очередное решение собрания многочисленных тетушек и сестриц.
Все эти мамины слова Катя слушала, как люди слушают бормотание радио, которое работает весь день – звук какой-то есть, а о чем говорят – не очень важно. Катя ужинала, мыла посуду, выполняла еще какую-то домашнюю работу и уходила к себе в комнату.
Но иногда она не могла не реагировать.
Как-то в выходной, собираясь на встречу с подругами, она не могла найти свои джинсы и темно-зеленую футболку с принтом.
– Мама, ты не видела мои джинсы? – спросила Катя.
– Катюша, я их выбросила. Мы с тетей Светой разобрали твой шкаф. Оказалось, что там много одежды, которая тебе уже не по возрасту. Кое-что мы выбросили, а что-то тетя Света забрала для дочери своих соседей по даче, там многодетная семья, они любой помощи рады.
Катя ничего не сказала, но на следующий день вызвала слесаря и демонстративно, на глазах у матери, вставила замок в дверь своей комнаты.
Однажды мать заговорила с ней о деньгах.
– Тетя Оля очень удивилась, что я не знаю, сколько ты зарабатываешь. А ведь ты еще не очень опытная в финансовых делах, я могла бы дать тебе полезные советы.
– Какие советы, мама? – спросила Катя.
– Ну вот, например, на тратиться на обеды в кафе, а брать еду с собой. Я бы тебе в термосах приготовила – горячее, – ответила мама.
– Я не хочу таскать с собой термосы и контейнеры. Мне больше нравится обедать в кафе, мы не только едим, но и общаемся, а бизнес-ланч – это совсем недорого.
– Просто мне кажется, что ты тратишь слишком много денег, – сказала мама.
– Мам, я оплачиваю коммунальные счета, даю тебе на питание столько, сколько ты сказала. Если этого не хватает, ты скажи, я добавлю. А нашим родственникам совать нос в мой кошелек совсем ни к чему, – ответила Катя.
– Они же хотят помочь.
– А ты нуждаешься в этой помощи? Ты смотришь в рот сестрам и даже племянницам, какую бы ерунду они не говорили. Ладно тетки, но Алиса, Вероника, Лера и Вика – они что, умнее тебя? На работе ты ведешь себя совсем по-другому. Ты сама принимаешь решения, решаешь все проблемы. Коллеги тебя уважают. А перед родней, мама, ты как кролик перед удавом – вообще своего мнения не имеешь.
– Катюша, знаешь, как Света и Ольга помогли мне, когда я осталась одна с тобой на руках? Они давали мне не только советы – мы с тобой почти год жили в доме Светы.
– Я, конечно, этого не помню, но вот их соседка – Анастасия – рассказывала, что ты жила у них на правах няньки и домработницы. Но даже если согласиться с тем, что они помогали тебе бескорыстно, то это не означает, что ты обязана постелить им под ноги свою жизнь, а заодно и мою, – сказала Катя.
При этом она не раз напрямую говорила теткам, что не нуждается в их советах, но они считали себя вправе контролировать жизнь сестры и племянницы.
Особенно настойчиво родственницы пытались устроить личную жизнь Кати. Начиная с того времени, как она окончила университет, и Светлана, и Ольга, и двоюродные сестры Кати то и дело подсовывали ей так называемых «женихов»:
– Но и что, что ему скоро сорок, зато он человек серьезный, квартира у него есть. А то, что он с мамой живет, так это даже лучше – будет с детьми помогать.
– А чем тебе Алексей не нравится? Квартиры, правда, у него нет – он ее бывшей жене и детям оставил. Но у вас с мамой большая двушка.
– Ну, уж Никита – завидный жених. Только на год тебя старше, с высшим образованием. С работой немного не ладится, но зато какие у него родители – у папы свой бизнес. А дом ты видела – коттедж двухэтажный!
Однажды Катя не выдержала. Она пришла в пятницу с работы, а дома за столом с мамой сидели тетя Оля, какая-то пожилая женщина и очередной представитель "неликвида на брачном рынке"– мужчина лет сорока с уже пробивающейся лысинкой.
– А вот и наша невеста, – пропела тетка, увидев племянницу. – Познакомься…
Она еще не успела договорить, как Катя повернулась и вышла.
После этого она еще раз высказала теткам все, что думала об их «заботе»:
– Я уже взрослый человек, мне двадцать семь, и я не нуждаюсь в вашей опеке. Я сама буду решать, что мне носить, где обедать, куда тратить свои деньги, за кого выходить замуж. Прекратите беспардонно лезть в мою жизнь, займитесь лучше наведением порядка в своей.
– Катенька, ты была груба со Светой и Олей. Они обиделись. А ведь они желают нам только хорошего, – сказала мама после того, как ее сестры ушли. – Тем более, что у них в семьях все хорошо.
– Не знаю, что хорошего ты видишь в том, что муж тети Оли каждую неделю с вечера пятницы до воскресенья лыка не вяжет. А Лера тети Светы постоянно с мужем скандалит и раз в месяц обязательно прибегает к маме с синяками. Если ты этот опыт предлагаешь перенимать, то я против, – ответила дочь.
А через месяц выяснилось, что фирма, где работает Катя, открывает филиал в соседнем областном городе. Некоторым сотрудникам, в том числе и Кате, предложили туда переехать:
– Насчет жилья – много не обещаем, но гостинка будет. За счет фирмы.
А через год Катя вышла замуж. Оказалось, что один из тех молодых людей, кто тоже согласился переехать, сделал это потому, что не хотел расставаться с Катей.
Они решили жить в этом городе, поэтому сразу взяли ипотеку.
А когда у них родилась дочка, Катина мама продала свою квартиру и переехала – купила себе квартиру, недалеко от дочери и зятя. Потому что она хотела видеть свою внучку чаще, чем два раза в год.
Переезд пошел маме на пользу. Она уже не так часто общалась со своими сестрами, у нее появились новые коллеги и знакомые. И жизнь стала интересней.
Автор – Татьяна В.