Найти в Дзене
ПОД СТУК

«Всё таки справимся без китайцев» - Россия намерена построить ВСМ сама, без помощи Китая, преуспевшего в этом деле.

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Темы строительства высокоскоростной магистрали Петербург - Москва, а также создания отечественного высокоскоростного поезда вызывают массу обсуждений и вопросов. В обществе по-разному относятся ко всему этому мероприятию: кто-то верит в то, что проект будет осуществлён, кто-то не верит.

Автор: Лагутин И.Б. / RailGallery
Автор: Лагутин И.Б. / RailGallery

Есть два распространённых в среде обывателей тезиса, касающихся темы сегодняшней статьи, первый звучит примерно так (и это в мягкой форме):

Всё равно ничего у нас в России создать не смогут, раньше у европейцев такие технологии покупали, теперь будем у китайцев

Ну а второй вот так:

Зачем в принципе напрягаться и создавать свои технологии, если в лучшем случае построят одну магистраль между столицами и на этом остановятся. Не легче ли при таких масштабах пригласить китайских специалистов и купить их подвижной состав?

На деле же, всё складывается так, что, судя по всему, проект высокоскоростных магистралей стремится быть полностью суверенным. Почему - читайте далее.

Опыт Китая в строительстве ВСМ и его «аппетиты»

О том, что китайцы преуспели в высоких скоростях на рельсах - ни для кого секретом не является. Несмотря на то, что Китай в этом деле далеко не первый, то есть высокие скорости первыми освоили японцы и европейцы, сейчас в этой стране самая большая сеть высокоскоростных магистралей.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

И более того, сейчас Китайские компании строят ВСМ не только у себя на родине, но и по всему миру. К слову, когда запускали «Сапсан» - путь для него реконструировали по японским технологиям, а подвижной состав, как известно, немецкий. Ныне же Китай строит ВСМ в Турции (линия Анкара - Стамбул), Лаосе и Индонезии. И это только завершённые проекты.

Разумеется, если говорить о бизнес-интересах, то китайцы очень даже были бы не против помочь нам в строительстве магистрали и разработке соответствующего подвижного состава, освоив, тем самым, новый рынок, а также получив перспективу построить не только линию Петербург - Москва, но и также обещанные президентом магистрали до Минска, Адлера и Екатеринбурга. Если на них, конечно, хватит финансирования. Но, причин отказаться от китайской помощи две - экономическая и политическая.

Фото взято из открытых источников.
Фото взято из открытых источников.

Экономические соображения

Дело в том, что строительство высокоскоростной магистрали - это проект, требующий огромного объёма инвестиций (более 2 триллионов рублей) и для любой страны лучше, чтобы эти деньги шли именно внутренним подрядчикам и субподрядчикам, которые будут осваивать и создавать новые технологии, которые можно будет применить как в будущих проектах внутри страны, так и, возможно, за её пределами.

Картинка взята из открытых источников.
Картинка взята из открытых источников.

Развитие тех самых подрядчиков и субподрядчиков также предусматривает развитие регионов, в которые эти компании платят налоги. Положительный экономический эффект - колоссален при условии, что деньги остаются в стране, а на них создаются технологии, которые могут принести ещё больше денег.

Интересный факт также заключается в том, что пик развития ВСМ в том же Китае пришёлся на времена мирового кризиса 2008 - 2009 годов, а за счёт инвестиций в эти проекты создавались новые рабочие места, а экономика получала импульс к развитию.

Политические соображения

Здесь всё также довольно таки просто и понятно. В 2000-х годах, когда создавался проект «Сапсан» и было принято решение оставить в покое отечественную разработку ЭС250 (он же «Сокол»), закупив подвижной состав у Германии, мало кто мог представить, что через 10-15 лет придется экстренно искать пути замещения импортных запчастей, чтобы эти самые «Сапсаны» просто не встали.

Электропоезд ЭС250 «Сокол». Фото взято из открытых источников.
Электропоезд ЭС250 «Сокол». Фото взято из открытых источников.

Тогда были вполне тёплые отношения с Европой, которые можно сравнить с нынешними отношениями с Китаем. Однако, к чему эти теплые отношения привели - всем и так прекрасно видно.

Автор фото: Кирилл Широков / RailGallery
Автор фото: Кирилл Широков / RailGallery

Поэтому, Россия решила пойти по суверенному пути, создавая технологии у себя и используя их. Это соображения банальной безопасности транспортной системы в будущем, а значит и безопасности страны. Безусловно, кооперация с китайскими железнодорожниками будет иметь место, но явно не в виде «мы вам деньги, а вы нам готовые решения под ключ».

Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!
-7