Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! Темы строительства высокоскоростной магистрали Петербург - Москва, а также создания отечественного высокоскоростного поезда вызывают массу обсуждений и вопросов. В обществе по-разному относятся ко всему этому мероприятию: кто-то верит в то, что проект будет осуществлён, кто-то не верит.
Есть два распространённых в среде обывателей тезиса, касающихся темы сегодняшней статьи, первый звучит примерно так (и это в мягкой форме):
Всё равно ничего у нас в России создать не смогут, раньше у европейцев такие технологии покупали, теперь будем у китайцев
Ну а второй вот так:
Зачем в принципе напрягаться и создавать свои технологии, если в лучшем случае построят одну магистраль между столицами и на этом остановятся. Не легче ли при таких масштабах пригласить китайских специалистов и купить их подвижной состав?
На деле же, всё складывается так, что, судя по всему, проект высокоскоростных магистралей стремится быть полностью суверенным. Почему - читайте далее.
Опыт Китая в строительстве ВСМ и его «аппетиты»
О том, что китайцы преуспели в высоких скоростях на рельсах - ни для кого секретом не является. Несмотря на то, что Китай в этом деле далеко не первый, то есть высокие скорости первыми освоили японцы и европейцы, сейчас в этой стране самая большая сеть высокоскоростных магистралей.
И более того, сейчас Китайские компании строят ВСМ не только у себя на родине, но и по всему миру. К слову, когда запускали «Сапсан» - путь для него реконструировали по японским технологиям, а подвижной состав, как известно, немецкий. Ныне же Китай строит ВСМ в Турции (линия Анкара - Стамбул), Лаосе и Индонезии. И это только завершённые проекты.
Разумеется, если говорить о бизнес-интересах, то китайцы очень даже были бы не против помочь нам в строительстве магистрали и разработке соответствующего подвижного состава, освоив, тем самым, новый рынок, а также получив перспективу построить не только линию Петербург - Москва, но и также обещанные президентом магистрали до Минска, Адлера и Екатеринбурга. Если на них, конечно, хватит финансирования. Но, причин отказаться от китайской помощи две - экономическая и политическая.
Экономические соображения
Дело в том, что строительство высокоскоростной магистрали - это проект, требующий огромного объёма инвестиций (более 2 триллионов рублей) и для любой страны лучше, чтобы эти деньги шли именно внутренним подрядчикам и субподрядчикам, которые будут осваивать и создавать новые технологии, которые можно будет применить как в будущих проектах внутри страны, так и, возможно, за её пределами.
Развитие тех самых подрядчиков и субподрядчиков также предусматривает развитие регионов, в которые эти компании платят налоги. Положительный экономический эффект - колоссален при условии, что деньги остаются в стране, а на них создаются технологии, которые могут принести ещё больше денег.
Интересный факт также заключается в том, что пик развития ВСМ в том же Китае пришёлся на времена мирового кризиса 2008 - 2009 годов, а за счёт инвестиций в эти проекты создавались новые рабочие места, а экономика получала импульс к развитию.
Политические соображения
Здесь всё также довольно таки просто и понятно. В 2000-х годах, когда создавался проект «Сапсан» и было принято решение оставить в покое отечественную разработку ЭС250 (он же «Сокол»), закупив подвижной состав у Германии, мало кто мог представить, что через 10-15 лет придется экстренно искать пути замещения импортных запчастей, чтобы эти самые «Сапсаны» просто не встали.
Тогда были вполне тёплые отношения с Европой, которые можно сравнить с нынешними отношениями с Китаем. Однако, к чему эти теплые отношения привели - всем и так прекрасно видно.
Поэтому, Россия решила пойти по суверенному пути, создавая технологии у себя и используя их. Это соображения банальной безопасности транспортной системы в будущем, а значит и безопасности страны. Безусловно, кооперация с китайскими железнодорожниками будет иметь место, но явно не в виде «мы вам деньги, а вы нам готовые решения под ключ».
Для удобства подписчиков Телеграме создан канал, объединяющий несколько Дзен-каналов (в том числе и мой) по теме транспорта. С его помощью вы можете не только быстрее увидеть новые статьи, но и найти канал в случае автоматической отписки, что иногда бывает. Рекомендую подписаться!