Найти тему
Primavera

Лунная фляга

Сосуды круглой плоской формы с узким горлышком с древних времен известны во многих культурах. В Европе их называли флягами пилигрима или флягами паломника. Китайские сосуды похожей формы, которые получили название лунных фляг, были желанными объектами для европейских коллекционеров диковинных и экзотических предметов, пополнявших ими свои кунсткамеры или кабинеты редкостей. Была такая редкость и в личной коллекции Петра Первого. Это бронзовая лунная фляга, украшенная перегородчатой эмалью. Лунная фляга из бронзы – большая редкость, гораздо более распространенным материалом был фарфор.

Лунная фляга с крышкой, бронза, позолота, эмаль, высота 41 см, Китай, конец XVI - начало XVII века, Кунсткамера, Санкт-Петербург.

-2

Лунная фляга поступила в Кунсткамеру из собственной коллекции Петра Великого в 1725 г.

Китайские фарфоровые лунные фляги украшались символическими цветами, драконами или буддийскими эмблемами в сине-белых тонах. Некоторые императорские китайские фарфоровые лунные фляги имеют высоту более 50 см. Их изготовление требовало большого технического мастерства, поскольку изделия таких размеров имели тенденцию деформироваться во время обжига. 

-3

Бело-голубая фарфоровая лунная фляга, высота 24,5 см, Китай, династия Мин (1368-1644).

-4

Фарфоровая лунная фляга, покрытая глазурью фламбе, высота 33 см, Китай, период правления Юнчжэна (1723-1735).

-5

Фарфоровая лунная фляга, высота 26 см, Китай, период правления Цяньлуна (1736-1795).

-6

Пара фарфоровых лунных фляг, высота 26 см, Китай, династия Цин, XIX век.

-7

Пара фарфоровых лунных фляг, высота 50 см, Китай, конец XIX века.

-8

Лунная фляга из белого нефрита с резным пейзажем, Китай, династия Цин (1644-1911).

Производство фарфора, вдохновленное китайскими стилями, пришло в Японию в XVII веке. Во второй половине XIX века период самоизоляции Японии подошел к концу, и экспортные изделия стали поступать на Запад в большом количестве. Азиатское искусство и дизайн были представлены на Международной выставке в Лондоне в 1862 году и на Всемирной выставке в Париже в 1867 году, вдохновив европейских художников и дизайнеров новой эстетикой.

-9

Маленькая лунная фляга из фарфора Сацума с изображением теннина (буддийского ангела), играющего на флейте, и играющими детьми (сторона 2), мастерская Кинкозан, высота 10 см, Япония, конец XIX века.

-10

Лунная фляга из фарфора Сацума, мастер Ябу Мейзан, высота 13,3 см, Япония, конец XIX века.

-11

Лунная фляга, украшенная перегородчатой эмалью, мастер Киото Намикава, мастерская Намикавы Ясуюки, высота 17 см, Япония, конец XIX века.

-12

Китайская лунная фляга с селадоновой глазурью в серебряной позолоченной оправе работы Уильяма Эллиотта (Лондон), высота 45,5 см, 1827 г.

Увлечение европейцев XIX века восточной экзотикой стимулировало производство посуды и декоративных предметов в китайском или японском стиле европейскими производителями керамики. Лунная фляга стала одной из самых популярных форм художественной керамики этого периода.

-13

Пара лунных фляг фирмы «Minton», Кристофер Дрессер, высота 50 см, около 1870 г.

Наряду с японскими работами на выставке в Париже 1867 года была представлена ​​небольшая группа фарфора «Minton», разработанная Кристофером Дрессером (1834-1904). Дрессер был первым европейским дизайнером, посетившим Японию в официальном качестве. Этот пионер промышленного дизайна начал работать на «Minton» в середине 1860-х годов. Среди его ранних дизайнов были лунные фляги из костяного фарфора с японскими декоративными мотивами. Лунные фляги, представляющие собой удобный круглый «холст», стали излюбленный формой для таких художников-керамистов, как Марк-Луи Солон, Артур Морган, Генри Холлинз, Уильям Массилл, Уильям Коулмен.

-14

Фарфоровая лунная фляга с Купидоном, собирающим сердца в корзину, расписанная Марком-Луи Солоном в технике pâte-sur-pâte, английская фирма "Minton", высота 25 см, 1881 г.

-15

Пара фарфоровых лунных фляг, расписанных Генри Сондерсом, учеником Марка-Луи Солона, в технике pâte-sur-pâte, фирма "Minton", Англия, 1873 г.

-16

Пара фарфоровых лунных фляг, расписанных Генри Холлинзом, учеником Марка-Луи Солона, в технике pâte-sur-pâte, фирма "Minton", Англия, около1882 г., Художественный музей Бирмингема.

-17

Лунная фляга фирмы «Minton», расписанная цветами и птицами, У. Массилл, конец XIX века.

-18

Лунная фляга фирмы «Minton» с попкгаем, У. Массилл, конец XIX века.

-19

Пара лунных фляг со сценами работы на разных этапах производства керамики, английская фирма "Royal Worcester", высота 26 см, около 1872-1876 гг.

Формы лунной фляги для Royal Worcester были разработаны Джеймсом Хэдли. Такие вазы были представлены на второй Лондонской международной выставке в 1872 году. Оригинальные эскизы дизайна Хэдли сохранились в Королевском музее Вустера.

-20

Пара похожих лунных ваз воспроизведена в каталоге «The Art-journal» Международной выставки 1872 года.

В тексте каталога указано: «Королевский фарфоровый завод в Вустере демонстрирует эти весьма замечательные изделия... Особый интерес, связанный с этим набором ваз, заключается в том, что их украшения иллюстрируют процесс их собственного изготовления, как это делалось на Востоке». Эта пара выставочных ваз сейчас находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне (845A-1872).

-21

Фарфоровая лунная фляга фирмы "Royal Worcester", высота 26,7 см, около 1874 г.

-22

Фарфоровая лунная фляга фирмы "Royal Worcester", 1878 г., из коллекции музея Метрополитен.

-23

Фарфоровая лунная фляга фирмы "Coalport", Англия, конец XIX века.

-24

Фарфоровая лунная фляга фирмы "Royal Doulton", Англия, конец XIX века.

-25

Керамическая лунная фляга фирмы "Doulton Lambeth", Англия, конец XIX века.

-26

Пара керамических лунных фляг с позолоченными крышками, вероятно, расписанных Жюлем Вейяром, высота 35 см, Франция, конец XIX века.

-27

Лунная фляга из хрусталя с резными драконами, вероятно, работы Уильяма Фриче, английская фирма "Томас Уэбб и сыновья", высота 32 см, около 1890 г.

-28

Каминные часы в форме керамической лунной фляги с ручками в виде драконов, расписанные позолотой по кобальтовому фону, высота 79,5 см, Париж, около 1880 г.