Найти тему
Приступ ностальгии

Первая дама советской скульптуры Вера Мухина: учёба в Париже благодаря трагедии и её послание потомкам

Вера Мухина оставила неизгладимый след в истории искусства, заслуженно получив звание «первой дамы советской скульптуры». Одним из её самых известных творений является монумент «Рабочий и колхозница», который стал символом нового мира.

Мухина глубоко верила в силу символов и образов в искусстве, что отражалось в её работах. В период с 1940 по 1950 годы она пять раз была удостоена Сталинской премии, что свидетельствует о её значительных достижениях. Но как складывалась жизнь этой выдающейся женщины?

Ранние годы и утрата родителей

Вера Мухина в детстве
Вера Мухина в детстве

Вера Игнатьевна родилась летом 1889 года в Риге, тогда еще принадлежащей Лифляндской губернии Российской империи. Её семья по отцовской линии была состоятельной, занималась торговлей льном, пенькой и зерном. Когда Вере исполнилось два года, её мать скончалась от туберкулеза, оставив двух маленьких дочерей на попечение отца. Вскоре заболела и Вера, но ей удалось побороть болезнь, хотя остался надрывный кашель. Отец, заботясь о здоровье дочерей, перевез их в Феодосию, где Вера получила свои первые уроки живописи и рисунка.

Переезд в Курск и образование

1906 год.
1906 год.

В 1904 году отец умер, и сироты переехали к родственникам в Курск, которые были обеспеченными людьми и не жалели средств на их воспитание. В Курске Вера с отличием окончила гимназию и затем продолжила свое образование в Москве. Ещё в Крыму она увлеклась живописью, и её талант позволил поступить в студию известного художника Константина Юона. Увлекшись скульптурой, Вера мечтала учиться в Париже, но её опекуны отказали ей, планируя устроить её замужество.

Трагедия и учёба в Париже

-4

В 1912 году Вера получила серьёзную травму: катаясь на санках, она налетела на дерево, что привело к многочисленным повреждениям лица. В Смоленске ей сделали девять пластических операций, чтобы восстановить её внешность. Несмотря на это, на лице остались шрамы.

Опекуны, желая поддержать Веру после такой трагедии, всё же отпустили её учиться в Париж.

Первая Мировая Война и встреча с Замковым

Вера Мухина и Алексей Замков с сыном
Вера Мухина и Алексей Замков с сыном

В Париже Мухина продолжила своё художественное образование, а затем отправилась в Италию для изучения искусства Возрождения. Однако её планы были нарушены началом Первой мировой войны, и она вернулась в Москву, где стала медсестрой.

-6

В 1914 году она встретила молодого доктора Алексея Замкова, с которым судьба свела её вновь, когда он, болея тифом, был доставлен в госпиталь. Вера заботилась о нём, и вскоре они поженились, а затем у них родился сын Всеволод.

Работа с Камерным театром и скульптура

-7

В начале XX века Мухина начала работать с Александром Таировым и его Камерным театром, создавая скульптурные элементы для декораций. Особый восторг вызвала её скульптура «Крестьянка», изображающая женщину с руками мужчины и ногами, словно укоренившимися в земле. Эта скульптура после войны была представлена в Ватикане, а её копия нашла своё место в Третьяковской галерее.

Ссылка в Воронеж

-8

Супруг Веры Мухиной, Алексей Замков, внёс значительный вклад в медицину, создав первое промышленное гормональное средство. Его успех вызвал зависть среди коллег, что привело к преследованиям. В 1930 году семью попытались выслать из СССР, но благодаря вмешательству известных личностей, Замкова отправили в Воронеж на три года вместо изгнания. Вера решилась следовать за мужем, хотя могла остаться в Москве. Возвращение в столицу произошло благодаря Максиму Горькому, который убедил Сталина в необходимости такого врача. Семья вернулась в Москву, и Замкову разрешили открыть институт.

Конкурс, прославивший на весь мир

-9

Вера Мухина победила в конкурсе на создание скульптуры для павильона СССР на Всемирной выставке во Франции. Архитектор Борис Иофан предложил идею, основанную на символике крестьян и рабочих. Вера предложила античное решение: стремящиеся к небу обнаженные скульптуры, с просторными элементами и маховым шарфом для ощущения легкости и движения. Скульптуру создали за три недели, затем разобрали, отправили в Париж и собрали вновь на 34-метровом постаменте.

-10

Процесс создания и транспортировки скульптуры вызвал интерес прессы, особенно в контексте соперничества СССР и Германии. Франция хотела приобрести скульптуру, но СССР отказался. Элементы произведения пострадали при доставке, и его восстановили из более крепких стальных пластин. Первоначально скульптуру разместили на ВДНХ на 10-метровом постаменте, что лишило её эффекта полета. В 2009 году её установили на новую опору, и скульптура вновь обрела свою динамику.

Потери и послание поколениям

-11

В 1942 году Вера потеряла мужа, Алексея Замкова, обвиненного в ненаучном подходе к медицине, и близкую подругу Надежду Ламанову. Вера нашла утешение в работе со стеклом. С 1941 по 1952 год она пять раз была отмечена Сталинской премией.

Веры Мухиной не стало 6 октября 1953 года. После ее смерти министру Вячеславу Молотову было передано письмо, в котором Мухина просила:

«Не забывайте изобразительное искусство, оно может дать народу не меньше, чем кино или литература. Не бойтесь рисковать в искусстве: без непрерывных, часто ошибочных поисков у нас не вырастет свое новое советское искусство».