Так уж вышло, что сатирическое изображение некой религии — реальной или вымышленной — обречено, вольно или невольно, стать сатирой на религию вообще (к этому приходили даже некоторые верующие авторы), равно как в определённой степени в сатиру на религию нередко превращается и антиутопия. Этот принцип наглядно иллюстрирует первый сезон сериала Lexx, изображающий теократическую антиутопию Его Божественной Тени.
Его Божественная Тень — инопланетный инсектоид (часть сущности которого обитает в теле специально избранного для этого его жрецами человеческого носителя — что напоминает концепцию реинкарнации в дхармических религиях), мечтающий уничтожить человечество: «Много тысяч лет назад люди разбили нас в Великих Войнах с Насекомыми. Наши человеческие враги думали, что они уничтожили всех насекомых, но я уцелел, чтобы жить. Я затаился, зарывшись в маленький планетоид, и там ждал своего часа <...>
Как последнее выжившее Насекомое, я знал, что не в силах истребить людей. Но приняв человеческий облик, возможно, я заставил бы их истребить самих себя».
Он же говорит своему противнику Каю из народа Бруннен-Джи во время их решающего противостояния в финале первого сезона: «Я передал часть своего естества людям, правильно полагая, что добьюсь большего успеха, используя их для их же уничтожения. Твой рабский род неустанно работал для достижения моего возрождения».
Его Божественная Тень — персонаж абсолютно фантастический, но средство истребления одних людей руками других людей (а до этого — захвата власти) он избирает вполне земное — религия. Империя Его Божественной Тени носит теократический характер (она именуется «Божественным Порядком» или «Священным Порядком»), сам Его Божественная Тень является объектом религиозного поклонения (вплоть до формулы «да падет на тебя Его Милостивая Тень») и у него есть собственное жречество, играющее важную роль в цикле перерождений Его Божественной Тени. Противники режима Его Божественной Тени именуются «еретиками» (например, «еретики с Острал B»), а 94 планеты, уничтоженные Божественным Порядком за «ересь», названы «планеты Реформ» (отсылка к Реформации?).
Упомянут налог в пользу храма, за отказ платить который неплательщиков разбирают на органы. Интересно, что в рамках Божественного Порядка, по-видимому, имеет место дискриминация женщин — например, одну из главных героинь Lexx, Зев Белрингер с B3K, за нанесённое мужу оскорбление (хотя до того муж сам издевался над ней за её внешний облик) отправили на Кластер для трансформации в «рабу любви» (идеальную секс-рабыню).
В религии Божественного Порядка отсутствует образ дьявола или иного персонализированного антипода Его Божественной Тени, однако управляемой Его Божественной Тенью «упорядоченной» Вселенной Света противопоставлена Тёмная Зона (параллельная вселенная, из которой, по иронии судьбы, и происходит Его Божественная Тень) как царство сплошного беспорядка и зла: «Только тонкий барьер иного измерения отделяет нас от гноящегося зла, жутких лишений и страшного хаоса Тёмной Зоны. Тёмная Зона не отделена от нас, и не уничтожена... Она сосуществует в одном пространстве с нами, в том же месте, и в то же время. В Тёмной Зоне нет правил... нет смысла... нет порядка! Мы благодарим Его Божественную Тень за неустанную заботу и за защиту Вселенной Света и Порядка от ужасов и беспорядка Тёмной Зоны».
Божественный Порядок — эсхатологическая религия, предполагающая как финал мировой истории Чистку, за которой последует Возрождение, пробуждение истинного естества Его Божественной Тени в форме ГигаТени (его настоящего инсектоидного тела). ГигаТень охарактеризована своими почитателями как «новая жизнь за гранью Порядка», а также «конец и начало» (см. эпитет Бога «Альфа и Омега» из Откровения Иоанна Богослова), а Возрождение также носит характерное название «время боли и радости» (ср. с эсхатологической концепцией суда над человечеством в авраамических религиях).
Процесс, непосредственно предшествующий Возрождению ГигаТени — Чистка — предполагает уничтожение всего человечества (опять же, ср. с религиозной апокалиптикой). Плоть всех жителей Лиги Двадцати Тысяч Миров (империи Божественного Порядка) со столицей на планете Кластер в ходе Чистки была переработана на органы для восстановления тела ГигаТени: «Чистка — это кормление голодных глубин Кластера всеми человеческими жизнями с тысяч планет. Это была не сравнимая ни с чем оргия смерти <...> Плоть всех была отдана для подпитки Возрождения. После смерти последнего человека в Кластере Чистка закончилась. Мясо бесчисленных миллионов погубленных душ отправлялось в жадную утробу Кластера. Время ГигаТени пришло!».
При этом самоуничтожение человечества в ходе Чистки мыслится как религиозный долг — перед её началом подданным Лиги Двадцати Тысяч Миров объявляют: «В ожидании этого приговора возрадуйтесь!», а сам процесс именуется «очищением», причем часть его будущих жертв добровольно отдаёт себя на заклание, видя в том свой религиозный долг. Один из восьми жрецов, избранных для финальной процедуры Возрождения, говорит: «Чистка закончена. Наше дело не задавать вопросы. Наше дело не понимать. Наше дело — подпитывать Порядок», после чего все жрецы восторженно восклицают: «О, Божественная Милостивая Тень! О, Божественная Милостивая Тень! Слава тебе и Возрождение! Хвала Тому, кем ты станешь! Слава Священной тайне, которая важнее одной жизни».
Интересно, что процесс Возрождения ГигаТени предполагает уничтожение не только всего человечества (ненавистного ГигаТени), но даже так называемых Божественных Предков — мозгов прежних человеческих носителей Его Божественной Тени. Когда те восклицают: «Тень Гига! Пришло время нам возрадоваться!», — ГигаТень уничтожает их со словами: «Нет! Пришло время вашей боли. Вам больше не нужны человеческие сосуды моего естества!».
На мой взгляд, концепция «Очищения и Возрождения» оказалась забавной деконструкцией классической религиозной эсхатологии, которая сама по себе предполагает в финале мировой истории массовое уничтожение высшими силами бесчисленных «грешников». Однако такая модель, по сути, предполагает принятие на веру того, что столь тотальное истребление (которое трудно рационально и эмоционально совместить с образом любящего людей Бога) будет применено только в отношении «грешников» — а Lexx этот мотив инвертирует.
Особенно впечатлила меня сцена из первой серии первого сезона, в которой показана несостоявшаяся казнь «еретиков» с Острал Б во главе с Тодином. «Еретиков» должны прилюдно скормить ящерицам Кластера (рептилиям-убийцам), однако благодаря взлому системы, организованному Тодином с помощью миниатюрного робота-диверсанта, ящериц выпускают не на арену с «еретиками», а в зрительский зал и другие помещения Кластера, полные верных почитателей Его Божественной Тени, включая юношей, прибывших на Кластер для получения медалей отличия за заслуги — которых ящерицы разрывают на куски.
Мне невольно вспоминается рассуждение христианского апологета Тертуллиана из «Трактата о зрелищах», в котором он, обращаясь к своим единоверцам-христианам, отговаривал их от посещения языческих зрелищ, таких как гладиаторские игры, театр и цирк, обещая своим читателям в финале мировой истории куда более величественное и приятное зрелище — зрелище вечных мук, уготованных гонителям христиан, иноверцам и просто грешникам. Читать это особенно забавно в свете того, что Тертуллиан был сам осужден как еретик (хотя его мнение о том, что праведники будут наслаждаться зрелищем мук грешников в Аду, разделяли и многие средневековые вполне ортодоксальные богословы) — то есть, если его религия истинна, он получил именно то, чего так горячо желал инакомыслящим.
В сцене с Тодином самое примечательное — даже не тривиальный факт диверсии, а то, что сконструированная по приказу Его Божественной Тени компьютерная система изначально предусматривала возможность (и без какого-либо внешнего повреждения) выпустить в толпу людей, вполне себе верных Божественному Порядку, чудовищных хищников-людоедов.
Интересно, что в религиозной оптике — если воспринимать Его Божественную Тень как живого бога, как это делают жители Лиги Двадцати Тысяч Миров — это решение оказывается вполне законным, ведь бог вправе по собственному разумению распоряжаться человеческой судьбой, даже судьбой праведника, и верующий не вправе роптать на него.
Автор — Семён Фридман, «XX2 ВЕК».
Вам также может быть интересно: