Кроме игр в нашем дворовом детстве важной частью проведения времени с ватагой друзей было поедание всего, что можно было положить в рот без сильного вреда для здоровья.
ЧТО МЫ ЕЛИ, ГУЛЯЯ ВО ДВОРЕ?
Прежде всего, это была еда, стащенная из дома.
В тайне от матери, возившейся где-то в глубине квартиры, отрезать 2-3 куска хлеба, посыпать их сахаром (или хотя бы солью, если хлеб ржаной за 16 копеек), полить водичкой, а потом растолкать по карманам, слыша вопль родителей "сядь, поешь нормально!" - бегом драть на улицу, чтобы распределить эти вкуснейшие кусочки на ватагу ждущих у подъезда друзей.
Вот это жизнь!
Вынести воды никто не просил, так как на каждом квартале была колонка, куда бегали пить все прямо из под крана, облизывая толстенькую короткую трубу. Иногда надо было изощриться, чтобы одновременно налегая на рычаг, достать эту трубку с водой губами, так как при отпускании рычага, вода моментально переставала бежать. Маленьким и хилым приходилось справляться вдвоем, а то и втроем...
Что еще из еды мы тащили из дома на улицу? Конечно, конфетки - ириски и леденцы, которые были финансово доступны нашим родителям, и лежали в кульках в ящиках стола. В вазочки это лакомство не насыпали и на стол не выставляли, а держали в кульках - в 60-е годы в свернутых из грубой коричневатой бумаги в магазине, позже появились такие клееные довольно хлипкие бумажные пакетики фабричного изготовления.
Да и вазочек в квартирах не было: бешеная мода на хрусталь не удовлетворялась промышленностью. Лишних денег на хрусталь в семье среднего достатка тогда не было. А если дарили на юбилей, то в первую очередь хрустальную вазу для цветов, а не вазочку под конфеты.
Это только школьных учителей задаривали хрусталем!
Вернусь к еде... Мы с сестрой тащили на улицу, чтобы раздать друзьям (с благословения матери) яблочки-ранетки, которые родители ведрами приносили с дачного участка. Дачи держали далеко не все, и эти яблоки пользовались огромной популярностью среди дворовой ребятни.
Что-то жевать на улице - это было постоянное навязчивое желание, и мы посылали друзей домой добывать еду (шли те, у кого не было сиюминутной угрозы, что "загонят"). Одна девочка таскала на улицу дольки шоколада, которые вечно были растолканы по карманам халатов ее матери (она его ела в лечебных целях), другая - приносила вкуснейшие маленькие шанежки с картошкой, изготовленные ее бабушкой.
Из дома тащили кто что мог!
-------------------
Строительство 5-этажных домов длилось тогда годами (это потом появилась технология их быстрой сборки из готовых панелей, в нашем городке их делал новый комбинат под названием "Мобиль": довольно уродливые, но с хорошей планировкой "мобилевские дома"), и на стройке, вечно окружающей наши дворы, можно было раздобыть гудрон, который мы охотно жевали. До сих пор помню эти блестящие на изломе иссиня-черные кусочки, застывшие в камень, которые еще надо было умудриться раскусить зубами, превращая в жевательную массу с химическим привкусом.
Сомнительное удовольствие, но жевали!
Но самое интересное - это то, что мы находили в траве и на деревьях уличного пространства.