Найти тему
Идеономика

Непрактичный ритуал: зачем мы дарим друг другу подарки

Покупка подарков — довольно стрессовое мероприятие. Одних пугает поездка в переполненный торговый центр, другим сложно дается выбор, третьи расстраиваются из-за задержек доставки или удара по кошельку.

Так какой тогда смысл в этих подарках? Разве не лучше посвятить праздничные дни семье и друзьям? И не проще ли каждому человеку потратить деньги на покупку того, что он сам хочет?

Обмен подарками выглядит расточительным и непрактичным. Но, как показывают исследования в области социальных наук, плюсы и минусы этого процесса вовсе не такие, какими кажутся.

Кольцо Кула

Во время полевых исследований в Папуа-Новой Гвинее антрополог Бронислав Малиновский описал сложную традицию народа массим. У этих островных общин существует сложная церемониальная система обмена подарками в виде ожерелий и нарукавных повязок из ракушек. Каждый подарок сначала передается от человека к человеку, а затем перевозится между островами по кругу, который назвали «кольцом Кула».

Эти артефакты не имеют ни практической, ни коммерческой ценности. Их вообще строго запрещено продавать. А поскольку предметы все время перемещаются с места на место, владельцам редко удается их поносить. Тем не менее, чтобы произвести обмен, представители общин отправляются в путь на своих шатких каноэ, рискуя жизнью и здоровьем в коварных водах Тихого океана.

Вряд ли это можно назвать эффективным использованием времени и ресурсов. Но антропологи поняли, что Кула способствует развитию человеческих связей.

По отдельности эти дары не совсем бесплатны, они отправляются с расчетом на будущую отдачу. Но в целом они нужны для создания цикла взаимной ответственности, в результате чего возникает сеть отношений, охватывающая все сообщество.

Эффект дарения

Подобные обмены существуют в различных обществах по всему миру. Во многих частях Азии подарки — неотъемлемая часть корпоративной культуры. Как и у массим, эти символические презенты облегчают деловые отношения.

В большей части западного мира один из самых привычных контекстов — это обычай обмениваться подарками на праздники. Если смотреть на эту практику сквозь призму холодной логики, она выглядит расточительной. Человеку приходится оплачивать чужие вещи. При этом некоторыми подарками никогда не пользуются или вовсе возвращают. Если бы никто ничего не дарил, то каждый мог бы потратить деньги и время в соответствии с собственными потребностями и желаниями.

Однако психологические исследования говорят, что лучше тратить деньги на других, чем на себя. Так, нейробиологи обнаружили, что более яркие вспышки в мозге происходят, когда мы дарим, а не получаем подарки. А радость от дарения длится дольше, чем мимолетное удовольствие от получения.

Обмениваясь подарками, мы удваиваем это чувство благодарности. Кроме того, поскольку семьи и друзья знают вкусы, предпочтения и потребности друг друга, есть вероятность, что большинство людей все-таки получат то, что хотели — при этом сблизившись еще больше.

Плетение паутины связей

Ритуальный обмен подарками происходит не только внутри, но и между семьями. Скажем, в дни рождения, свадьбы или на вечеринках будущих мам. Ожидается, что на такие праздники гости приходят с подарками, зачастую очень дорогими. На стоимость этих подарков обращают особое внимание, и получатели стараются в будущем ответить подарком аналогичной ценности.

Этот процесс выполняет несколько функций. С одной стороны, это материальная поддержка для хозяев в трудные переходные периоды, такие как создание новой семьи. Гости будто бы вкладывают деньги в фонд, воспользоваться которым смогут, когда придет их время. Кроме того, подарки помогают поднять символический статус как дарителя, так и получателя, который может организовать роскошную церемонию, частично или полностью за счет гостей. И, что наиболее важно, эти обмены подарками помогают создать сеть ритуальных связей между семьями.

Подобное практикуется и в политике: когда дипломаты или лидеры государств посещают чужую страну, принято обмениваться подарками. Французские чиновники часто дарят бутылки вина, а итальянские лидеры — модные галстуки.

Дипломатические подарки могут быть и более необычными. Когда президент Ричард Никсон приехал в Китай в 1972 году, Мао Цзэдун отправил в Национальный зоопарк Вашингтона двух гигантских панд по имени Линг-Линг и Син-Син. А правительство США в свою очередь подарило Китаю двух бизонов.

Во многих ритуальных традициях подарки играют центральную роль. Для массим обмен ожерелья из ракушек на нарукавную повязку — не то же самое, что обмен батата на рыбу, а подарить подарок на день рождения — не равно заплатить кассиру за продукты.

Это говорит о более общем правиле церемониальных действий: они не такие, какими кажутся. В отличие от обычного поведения, ритуальные действия не утилитарны. Но именно отсутствие очевидной полезности и делает их особенными.