В Сети активно обсуждается очередная неоднозначная новинка для нашего истребителя пятого поколения, которая по сути является гибридом крылатой ракеты и беспилотника. Справедливо задаётся вопрос - а для чего это всё нужно, и не проще ли использовать классические решения по типу всё тех же КР и дронов? И, как всегда, на деле не всё так просто - сегодня мы попробуем разобраться, для чего же понадобилось создавать столь мудрёное решение.
Приветствую на канале!
Итак, начнём. Около трёх лет назад на одном из форумов "Армия" был представлен весьма интересный проект под названием "Молния". Разработка велась силами ГК "Кронштадт", известной "Орионами", и представляла собой малогабаритный беспилотник, способный помещаться во внутренних отсеках Су-57 и предназначенный как для разведки, так и для ударов. Даже СМИ тогда окрестили проект весьма амбициозным и довольно сложным, так что мало кто воспринял его всерьёз - скорее всего дальше макета дело не пойдёт. К тому же "Молния" считалась на тот момент исключительно инициативным занятием, а такие редко имеют шанс на успех. Однако выяснилось следующее - проект, скорее всего, не инициативный, и над схожим беспилотником работает как минимум ещё одна крупная авиастроительная корпорация - "Сухой", причём аж с 2019 года. Более того, удалось создать не только прототипы, а подойти вплотную к серийному производству, а значит в ближайшее время арсенал "пятьдесят седьмого" пополнится крайне интересным и очень перспективным вооружением. А если быть точным, то сразу двумя - это Су-71М "Монохром" и Су-71К "Ковёр". О разнице между ними мы поговорим чуть позже, а пока начнём с "Монохрома". Итак, что же это такое? На первый взгляд перед нами немного переделанная Х-59МК2, но с несколько иным расположением крыльев и явно изменённым соплом. О чём это нам говорит? Перво-наперво, дрон выполнен с учётом полного набора технологий "Стелс" - это и особой формы корпус, и снижение ИК-заметности (привет немецкому "Ирису"), а также, скорее всего, радиопоглощающее покрытие, дабы РЛС противника не могли обнаружить "Монохрома" раньше времени.
Отлично, перед нами глубоко модернизированная крылатая ракета, причём тут беспилотник? А при том, что у "Монохрома" очень умные "мозги" и система наведения, отличная от классических крылатых ракет. Причём электроника применяется настолько умная, что она способна сама принимать решение на применение по той или иной цели. То есть "Монохром" понимает, что видит, разделяет цели по приоритету и действует согласно своему собственному решению точно также, как последняя версия "Ланцета". Эта информация не нова, в марте уже всплывал патент по нашему герою. В общем, действовать машина способна полностью автономно, в максимально опасных для авиации районах. Однако есть и второй сценарий - это канал взаимодействия с носителем. То есть Су-57 может как принимать информацию с машины, так и перенацеливать её, если пилот посчитает более приоритетным другой объект. Казалось бы, всё довольно просто, но нет - здесь в "игру" включается Су-71К "Ковёр". По своей сути он является упрощённым "Монохромом" и не имеет такого набора датчиков и "умной" электроники, как у старшей версии, но вопреки обладает одним крайне полезным качеством - он дешёвый и, как утверждает разработчик, приближен к классической крылатой ракете. Вероятно, он гораздо дешевле той же Х-59МК2, но действует схожим принципом. К тому же "Ковёр" принимает целеуказание от "Монохрома" в тех случаях, когда нет возможности связаться с носителем в лице Су-57. В общем, крайне интересная вырисовывается концепция, которая позволит нашей авиации пятого поколения получить весьма серьёзный инструмент.
Но про дешевизну мы упомянули не просто так. Скорее всего, проект "Монохром" вкупе с "Ковром" направлен на очень и очень широкую серию, так как создавать крылатые ракеты в большом количестве, да ещё и со всем их многообразием, дело довольно сложное. А тут появился шанс львиную их долю закрыть высоко унифицированным средством, обладающим весьма внушительным набором достоинств, при пока что отсутствующих недостатках. Это во-первых, а во-вторых, как известно, производство Су-57 выходит на новый уровень. Ещё зимой стало известно об увеличении заказа на пятое поколение вдвое - примерно до 150 машин. Причина тому проста - очень заметный рост всех характеристик в сравнении с предыдущим поколением, но ключевая из них - это скрытность. Технология "Стелс" позволяет наносить неожиданные удары с самых разных направлений, что накладывает свой отпечаток на эффективности. Собственно, сейчас перед "ОАК" стоит задача выйти на производство свыше двух десятков Су-57 в год, что является весьма приличной цифрой, и этим машинам необходимо вооружение, соответствующее возможностям. "Монохром" вкупе с "Копьём" идеально под это дело подходят, позволяя играть "пятому поколению" гораздо большую роль, чем сейчас. С другой стороны, никто не запрещает использовать новинки в машинах предыдущего поколения. Например, Су-35С или Су-34НВО. Единственный вопрос - это наличие специализированной системы обмена данными с беспилотником.
Подводя итог по нашей сегодняшней новинке, а точнее сразу двум, хотелось бы ещё раз подчеркнуть следующий факт - оба изделия уже прошли цикл испытаний и находятся в предсерийной стадии. То есть в ближайшем будущем все наши Су-57 получат в своё распоряжение крайне умное, недорогое и массовое средство, способное как самостоятельно, так и с помощью оператора решать задачи на очень большой дистанции, целиком и полностью безопасной для носителя. Трудно сказать, сколько дрон способен пролететь километров, но это наверняка сотни, не уступающие аналогичным крылатым ракетам. Более того, ему же ещё и барражировать над указанным районом нужно, так что запас определённый имеется наверняка.