Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Истинное и Ложное Я по Винникоту. Стратегия и тактика работы.

В этой статье я дам обзор идей выдающегося Дональда Винникота, касающихся разделения Эго на Истинное и Ложное Я. А также в конце, на основе этих идей, предложу варианты стратегии и тактики работы с этим расщеплением в рамках терапевтической группы

Дональд Винникот – это легенда. Следующее поколение психоаналитиков, после Фрейда и Юнга. Он супервизировался у Мелани Кляйн. И еще при жизни стал легендой. В его текстах, как в заархиварованных файлах, содержится концетрат идей, парадоксов и гипотез. Поэтому их сложно читать, но одновременно – его тексты разобраны на цитаты. У Винникота нет своей школы, нет круга учеников и последователей. Но его идеи повлияли на всю современную психотерапию, может быть исключая бихевиористское направление.

О понятии Истинное и Ложное Я, которое Винникот ввел в 1960 году, в статье «Искажение Эго в терминах истинного и ложного Я».

Ниже вы найдете краткий обзор ключевых идей из этой статьи.

Истинное и ложное Я формируются в отношениях с матерью.

Один из главных постулатов Винникота: «Нет такой сущности – как младенец». Он говорил, что младенец не отделим от матери с точки зрения психической. Младенец-мать – это единая система психики, которая в норме должна постепенно и довольно медленно двигаться в сторону разделения на «младенца» и «мать».

Как формируется человеческое Я – с помощью достаточно хорошей матери.

Достаточно хорошая мать - эта та мать, которая выполняет 2 функции. Первая – функция присутствия. Если мать отсутствует долго, много, либо ее контакт с ребенок нарушен – сразу идет нарушение формирования Я.

Вторая важная функция – выдерживать поток жизни ребенка. Мать должна дать ребенку пережить такую важную вещь как «всемогущество младенца». Это происходит, когда ребенок кричит – его кормят или берут на руки. Он тянется к чему-то – мать замечает это, поддерживает этот импульс и удовляетворяет его желание (в пределах разумного, естественно).

Винникот говорит, что обе эти функции матери на раннем этапе жизни ребенка, можно объединить словом Преданность.

Парадокс Винникота: благодаря опыту всемогущества, формируется контакт с реальностью. И способность выдерживать свое бессилие. Если ребенок напитан ощущением присутствия достаточно хорошей матери, внутри него формируется представление о достаточно хорошем МИРЕ, который удовлетворяет его желания.

Именно опора на это ощущение «хорошей матери внутри», дает ему способность выдерживать фрустрацию, когда его желания не удовлятворяются или удовлетворяются не сразу.

Если «хорошего опыта» не достаточно, то хрупкое Я ребенка не может пережить фрустрацию бессилия и беспомощности. Начинают формировать защитные механизмы, которые перекрывают контакт с реальностью. Защищают от этих разрушительных переживаний.

Как же формируется Ложное Я?

Истинное Я – это ОНО (или ИД), а значит оно является природным, телесным, эмоциональным, направленным на контакт и на удовлетворение желаний.

Если мать не выдерживает ребенка, если она дает ему понять, что его «слишком много», его потребности не важны, не уместны, либо разрушают ее – то ребенок отказывается от Истинного Я.

Если ребенок вынужден от всего этого отказаться, то он становится функциональным, удобным, послушным.

То есть с помощью Ложного Я ребенок подстраивается под требования матери.

Важно: мать – это не только реальная мама ребенка. Это еще и все окружение, которое заботиться о ребенке в первые несколько лет жизни. Потому что в психике ребенка все люди – это «расширение матери». В первые годы жизни и отец, и бабушка, и няня – это так называемое «материнское представительство».

И вот под требования этого «материнского представительства» ребенок и подстраивается.

Что происходит в результате этой подстройки.

Винникот говорит о диссоциации между интеллектом и телом – в первую очередь. Потому что наше Истинное Я – в первую очередь телесно. Это очень важная мысль, которую Винникот как всегда не развивает. Но мы можем опираться на этот тезис, когда думаем о стратегии и тактике работы с людьми, имеющими выраженный конфликт Истинного и Ложного Я.

Патология и норма

Когда мы говорим о разделении Эго на Истинное и Ложное Я важно понимать, что это не патология. Важна степень.

То есть у каждого из нас есть разделение на Ложное и Истинное Я. Такая структура психики – это норма. И Винникот пишет, что «Ложное Я служит нашей готовности к отказу от собственной всемогущности, вместо с тем – оно же служит успеху в завоевании места в обществе, которое никогда не может быть достигнуто и удержано посредством одного только Истинного Я.

Он говорит о том, что в норме существует некая форма Ложного Я, не жесткая, не ригидная, которую в работах более поздних авторов иногда называют «Социальным Я».

Эта форма Ложного Я есть у всех людей, воспитанных в социуме. Она дает возможность идти на компромиссы. И Винникот называет ее одним из признаков психического здоровья.

Задачи такого разделения психики

Ложное Я призвано защитить, а иногда и спрятать Истинное Я, чтобы подстроиться под требования «матери и материнского представительства».

Задача Истинного Я, как ее формулирует Винникот, и это очень красивая и важная формулировка: «Истинное Я не делает ничего, кроме как собирает вместе фрагменты опыта переживания себя живым».

Также Истинное Я дает нам ощущение смысла и полноты своего существования.

Когда человек приходит в терапию с экзистенциальным кризисом, то это всегда не про философию, а про нарушенный контакт с Истинным Я.

Зачем же нам нужная работа, с этим расщеплением Эго, на Истинное и Ложное Я? Зачем нужен контакт с Истинным Я?

Пример пациентки Винникота: Средних лет женщина, с чрезвычайно успешным Ложным Я. Всю жизнь она смутно ощущала, что еще и не начала жить. И всегда искала способа добраться до своего истинного Я. Она продолжала свой анализ, который длился несколько лет. Моя пациентка подошла к концу своего длительного анализа как бы «в самом начале жизни». Она не имел опыта подлинности, она не имела прошлого. Она начала с 50 лет уже растраченной жизни, однако под конец чувствовала себя реально существующей, поэтому хотела жить.

Винникот говорит нам, что люди с сильным расщеплением, с очень выраженным Ложным Я и очень спрятанным Истинным Я – на самом деле могут быть социально успешны и адаптивны. Он называет это «как бы нормальность».

Но когда такой человек вступает во взрослую жизнь – то есть ему уже не нужно отвечать требованиям окружения. Он сталкивается с Жизнью, во всей ее непредсказуемости и разнообразии.

И в этот момент ресурсов Ложного Я не хватает для адаптации. Потому что Ложное Я – это исключительно интеллектуальное Я.

В Истинном Я хранятся такие ресурсы, как:

  • Спонтанность
  • Способность к созидательному творчеству, то есть креативность и гибкость мышления
  • Способность получать удовольствие от жизни и отношений
  • Сама способность строить теплые, удовлетворяющие отношения

Со всеми этими задачами НЕ может справиться Ложное Я.

И если мы сталкиваемся с такими запросами клиентов, как «не могу проявиться в мире», «не могу реализовать свой потенциал», «не чувствую удовольствия ни от чего», и частый запрос: «все хорошо, прекрасная работа и семья, но почему-то психиатр мне ставит депрессию и рекомендует долгосрочную терапию».

Сюда же можно отнести запросы, связанные нарушением контакта со своим телом, недостаточную радость от ощущения собственной телесности.

Во всех этих случаях необходимо работать с исследованием Истинного Я. И смягчением защитной функции Ложного Я.

Стратегия и тактика работы с расщеплением Истинное – Ложное Я в рамках терапевтической группы

  1. Для развития Я нам необходима диада «мать-ребенок». Группа – это символическая мать. И мы с вами создаем пространство, где группа берет на себя эти материнские функции: надежного присутствия, преданности, точного отражения и поддержки спонтанности и всемогущества в реализации желаний. Все это в символческом виде можно реализовать через групповые процессы, но в рамках долгосрочной и закрытой группы.
  2. Истинное Я – телесно. Оно спонтанно. И связано со способностью спонтанно проявляться. Необходимы упражнения, направленные на развитие телесной спонтанности. Без этого мы точно не укрепим свой контакт с истинным Я.
  3. Опыт «переживания себе живым», о котором говорил Винникот. Как это – когда я живой, спонтанный и проявляюсь из этого? И другие меня видят? Мы можем работать в направлении «сбора» этого опыта. Одновременно с этим - побуждать участников инициитировать этот опыт в непосредстенном общении на группе.
  4. Переходное пространство: на группе нам важно создать игровое, творческое пространство. Креативное. Потому что творческая функция и функция спонтанности – внутри Истинного Я. Для этого можно использовать те техники, которые предложил сам Винникот, а потом они были широко использованы и адаптированы другими психотерапевтами. Например, его техника «Каракули».

Если вы хотели бы принять участие в наших терапевтических группах как участник - пишите через мой профиль, я пришлю актуальное расписание групповой терапии.

Автор: Захарченко Полина Александровна
Специалист (психолог)

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru