Преображение Господне – это день, в который мы вспоминаем евангельское событие, когда апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели Господа Иисуса Христа преображенным – во всей Божественной, вечной славе.
Евангелие о Преображении
О событиях Преображения Господа пишут все евангелисты, кроме апостола Иоанна. Евангельские чтения на утрене и Литургии, а также песнопения богослужения праздника дают полное представление о произошедшем.
Земная жизнь Господа Иисуса Христа подходила к концу. Близилось время Его страданий. Впереди – торжественный вход в Иерусалим, Тайная Вечеря, смерть на Кресте и Воскресение. Накануне этих страшных и великих дней Спаситель впервые прямо спросил Своих учеников, за кого они Его считают. Петр ответил твердо и без колебаний: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16. 16), выразив мнение всех апостолов. Значимость его слов заключалась в том, что до этого Сам Христос никак явно не открывал перед ними Свою Божественную природу. Это делалось ради того, чтобы апостолы уверовали в Него как в Бога не вынужденно, а свободно. Ведь Он мог открыться перед учениками во всем Своем величии и славе в самом начале проповеди, но тогда апостолы исповедовали бы Его как Бога просто из страха, под впечатлением от открывшегося перед ними.
Тогда же Господь, начиная готовить апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему нужно идти в Иерусалим и «много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф. 16. 21).
По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17. 2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка – Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (см. Лк. 9. 31).
Апостол Петр, пораженный величием Господа, воскликнул: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9. 5). После этих слов появилось светлое облако и накрыло всех своей тенью. Из недр облака раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17. 5). Когда же они услышали слова, обращенные к ним: «встаньте и не бойтесь» (Мф. 17. 7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель – уже не сияющий ослепительным светом. После этого чудесного события Христос и ученики сошли с горы.
Спаситель запретил апостолам открывать кому бы то ни было тайну Преображения, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк. 9. 9).
Так Спаситель открыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.
Как появился праздник?
Праздник Преображения Господня существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений преподобного Ефрема Сирина и святителя Иоанна Златоуста. В это время равноапостольная Елена, мать императора Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. Некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием. Лишь с V столетия торжество получило повсеместное распространение на христианском Востоке.
С VII века сохранилось слово на Преображение Господне преподобного Андрея Критского, в котором Преображение рассматривается не только с догматической точки зрения, но и в смысле широко празднуемого церковного торжества. В VIII веке преподобные Иоанн Дамаскин и Косма Маиумский составили стихиры и каноны праздника, которыми Православная Церковь и сегодня прославляет это славное событие.
У праздника есть один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 26-е). Отдание праздника совершают в храмах 26 августа.
Считается, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, однако отмечается оно в августе, а не в феврале, иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы Страсти и Его страдание на Кресте. В связи с этим протоиерей Александр Шмеман замечает: «До своего оформления в отдельный праздник воспоминание Преображения, несомненно, было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: "…да егда Тя узрят распинаема"».
Богословское толкование
Преображение Господне – это явление Лиц Святой Троицы во едином Божестве. Оно показывает, что в Иисусе Христе соединены два естества – Божественное и человеческое. Во время Преображения Божественная природа Христа не менялась, но была явлена в Его человеческой природе. По словам святителя Иоанна Златоуста, оно произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Символичным является и явление пророков Моисея и Илии. По выражению святителя Иоанна, «один умерший и другой, еще не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать: «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».
Выдающийся византийский богослов и один из величайших святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете – одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении основан исихазм – восточно-христианская практика умной молитвы. Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. В дальнейшем оппонент святителя принял католичество.
Об освящении яблок и прочих плодов
Особенностью праздника Преображения Господня является древняя традиция освящения плодов. Утвержденный Божественной заповедью обычай посвящать Богу первый урожай, вместе с другими знаменательными обычаями Ветхого Завета, перешел в состав священнодействий новозаветного богослужения.
Из Апостольских и Соборных постановлений, а также святоотеческих писаний видно, что этот обычай издревле соблюдался в Церкви. Принесение в храм новых колосьев и виноградных гроздьев предписано третьим Апостольским правилом, 25-м правилом Трулльского, 7-м и 8-м Гангрского, 46-м Карфагенского Соборов. «Справедливо и свято, – говорит святитель Григорий Богослов, – чтобы истинные чадолюбцы приносили в дар Богу, от Которого и мы сами и все наше, начатки и гумна, и точила, чтобы часть, принесенная усердно в дар, привела в безопасность и остальное». 28-е правило VI Вселенского Собора определяет: «Приношение винограда священники да приемлют, яко начатки, и, благословляя оный особо, да преподают приносящим в благодарение Подателю плодов, коими, по определению Божиему, тела наши возращаются и питаются».
Освящение плодов имеет и символическое значение: в событии Преображения Господу благоугодно было показать новое, обновленное состояние, к которому уже приобщено человеческое естество в Воскресении Господа и далее будет приобщаться в общем воскресении верующих. Но поскольку вся природа после грехопадения Адама и Евы пришла в расстройство, то теперь и она вместе с человеком ожидает обновления через благословение Божие. В этой надежде верующие утверждаются в том числе и церковным благословением плодов.
В некоторой степени, которую, впрочем, нельзя преувеличивать, праздник Преображения Господня связан и сопоставим с ветхозаветным праздником кущей. Подобная связь подтверждается и традицией совершать в оба этих торжества освящение плодов. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю еще в Ветхом Завете по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23. 19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23. 10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Прит. 3. 9).
По сложившейся в Русской Церкви традиции в тех местах, где виноград не растет или не вызревает к этому времени, освящают яблоки.
Это действие является выражением дара Богу от благословленной Им природы. Освящать в день Преображения можно любые плоды – главное, не забыть поблагодарить за них Того, Кто, как сказал святитель Иоанн Златоуст, преобразился на горе Фавор, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с Ангелами».
На основе публикации газеты «Православный Симбирск»