Найти тему
Арт-альбом

Из истории Новосибирска. Деревянное зодчество старого Новониколаевска

Застройка Новониколаевска первых десятилетий была почти вся деревянная. Жилые здания с усадьбами располагались в кварталах, небольших по площади, — в среднем от 1,5 до 2 га. Кварталы были рассчитаны на одноэтажную усадебную застройку полусельского типа с размещением хозяйственных построек и огорода в глубине участка. Усадебная площадь составляла от 1200 до 2000 м². И сейчас в старых кварталах города можно найти примеры такой застройки, когда на улицу был обращён фасад жилого дома и глухой торец амбара, а между ними располагались ворота с калиткой. Иногда жилой дом был деревянный, а сарай и ворота даже каменные. Площадь застройки на участках равнялась всего 15-18%, то есть на усадьбе возводились 1,1-1,2 строения с жилой площадью в среднем 35 м². Плотность населения в селитебной части города была низкой — не превышала 50 человек на га. Однако со временем, в процессе развития городской жизни, характер кварталов изменяется, особенно в центральной части города, где происходит концентрация коммерческой застройки, построек зрелищного характера, ресторанов, культовых сооружений, административных и учебных заведений, а также доходных жилых домов и городских особняков. Стирается уже чёткое разделение кварталов на отдельные участки, они плотно застраиваются по периметру. Для разделения примыкающих друг к другу деревянных домов сооружаются кирпичные или каменные брандмауэрные стены.

В городском деревянном доме уже устраиваются входы с улицы — «парадные». Дома нередко возводились с первым каменным этажом и вторым деревянным. Резко повышается процент застройки в центральных районах города — до 50-60 %. Внутри таких кварталов сосредотачиваются хозяйственные постройки, конюшни, сооружения для хранения сырья и продуктов, кустарные мастерские и заведения. Создавая крайнюю затеснённость внутриквартального пространства, эти строения подразделяли его на отдельные «городские» дворы, лишённые зелёных насаждений.

Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. — Западно-Сибирское книжное издательство. — 1978 г. — 133 с.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг. — Западно-Сибирское книжное издательство. — 1978 г. — 133 с.

Так как в первое 10-летие развития Новониколаевска в его социальном составе преобладали крестьяне, то и в застройке города ещё некоторое время продолжали появляться жилища народного типа с традиционными планировочными, конструктивными и декоративными элементами. В последующие годы народнотрадиционный тип деревянного жилого дома изменился в своей основе, преобразовавшись в многоквартирный дом, однако приёмы народного декора долго ещё сохраняли свой строй и характер в композиции новых сооружений.

Дерево — наиболее дешёвый строительный материал, который хорошо освоили народные строители, достигшие высокого мастерства и виртуозности в его применении. Дерево было излюбленным материалов в народном строительстве благодаря его хорошим теплотехническим и гигиеническим качествам и доступности в обработке. Плотники были не сезонными работниками — они могли заниматься строительством круглый год, ведь плотничество как промысел всегда играло большую роль в жизни русских крестьян и горожан. Обладая традиционным мастерством и организационными навыками, плотничьи артели в короткие сроки возводили значительные комплексы жилых и хозяйственных построек в городах Сибири, в том числе и в Новониколаевске.

Приплавка готовых домов (или срубов под дома) по воде также требовала значительного искусства, но и оно было хорошо знакомо строителям-плотникам. Город застраивался быстро, буквально сотни жилых деревянных домов, амбаров, сараев, конюшен и других построек появлялись ежегодно. Велико было их разнообразие в типах, конструкциях, декоративном убранстве, и это было естественным для вновь формируемого города, где не сложилось ещё каких-либо традиций, а строительный бум в условиях частновладельческой анархии не позволял достигнуть архитектурного единства застройки. Кроме того, с проведением железной дороги усилилось переселенческое движение в Сибирь, и в Новониколаевске, как и в других городах этого края, оседало много переселенцев с Верхнего и Среднего Поволжья, из Вологодского края, с Прикамья, которые привезли с собой богатый опыт жилищного строительства в этих районах, претерпевший много новшеств во второй половине XIX в. в результате капиталистического развития пореформенной России.

В ранний период строительства города жилые деревянные дома были представлены просто клетями — четырехстенными срубами, перекрытыми двухскатными или четырехскатными стропильными крышами. К таким клетям-срубам пристраивались холодные сени. Строились и «длинные» клети, то есть срубы из брёвен длиной в 8-9 м, разгороженные внутри перегородками на отдельные помещения — кухни и комнаты. Но более всего были распространены «пятистенки» — срубы прямоугольной формы, разделённые на кухню и комнату «пятой», бревенчатой стеной. К «пятистенкам» пристраивались холодные, а иногда и бревенчатые (прирубы) сени и кладовые.

Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.

Можно было найти и дома «со связью», то есть состоящие из двух срубов, соединённых сенями. В основном такие дома были приплавлены или привезены из окрестных сёл — Колывани, Бердска, Сузуна и др. Распространились и большие крестьянские дома-шестистенки — квадратные в плане и разделённые внутри срубными стенами на 4 помещения. Перекрывались они на 4 ската стропильной крышей и иногда назывались «круглыми» домами.

Большинство домов ставились на каменные или кирпичные фундаменты для защиты постройки от сырости. Иногда фундамент возвышался до полудомка — высокого кирпичного подклета, на котором устанавливалась жилая изба. Подклет служил хозяйственным помещением. Ставили дома и на «стулья» — деревянные короткие столбы, врытые в землю, или на кирпичные столбики. Срубы ставили на «стулья» подвалинами — большими в диаметре нижними брёвнами сруба, иногда стёсанными с боков. Полы в одноэтажных домах устраивали чаще всего на «переводах» — брёвнах, врубленных в нижние венцы сруба, но иногда «переводы» устанавливали и непосредственно на «стулья».

Выбор типа жилого дома находился в прямой зависимости от имущественного состояния застройщика. Было в городе множество землянок по оврагам м берегам речек, различных бараков и других «немыслимо» бедных, сколоченных как попало, хибар, о которых говорил ещё Ю. А. Шмидт в 1894 г. Но вскоре появляются и большие многоквартирные дома городского типа, помещения которых сдаются внаём. Квартиры таких домов состояли из гостинных, спален, столовых, кухонь и передних.

В центральной части города возводятся двухэтажные дома как народного типа, так и большие городские. «Двужирные» дома крестьянского типа имели жилую подызбицу (подклет), развитую в целый этах с окнами и печью. Подклет нередко использовался под ремесленную мастерскую, или в нём проживали хозяева, сдававшие верхний этаж дома жильцам. Распространились в городе дома смешанной конструкции с первым кирпичным и вторым деревянным этажами. Такие дома имели высокие этажи, большие окна и богатое декоративное убранство фасадов. Эти дома были «доходными», квартиры в них сдавались зажиточным горожанам, городской буржуазии и чиновничеству.

Всё декоративное богатство городского жилого дома выносилось на фасад, выходящий на улицу. Если в домах народного типа входы находились лишь во дворах, то в «городских» домах устраивался ещё и второй — «парадный» вход с улицы. Чаще всего входы с улицы и со двора вели в пристроенную к дому галерею, из которой можно было пройти в дом. Галереи были глухие или застеклённые, а иногда и совсем открытые во двор, ограждённый забором. Во вторые этажи больших городских домов также вели галереи, на которые поднимались по лестницам. Галереи и лестницы находились в лёгких пристройках к домам. Иногда лестничные клетки имели срубные стены.

В городских домах главные комнаты (общие, гостиные, столовые) обращались окнами в сторону улицы. Кухни, прихожие, спальни — во дворы. Очень редко на вторых этажах устраивались балконы, ещё реже — лоджии.

Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.

Жилые здания в городе претерпевают быструю техническую эволюцию. Увеличивается высота помещений, особенно жилых комнат, улучшаются условия отопления по сравнению с крестьянским способом обогрева жилища (появляются разнообразные и усовершенствованные системы печей), увеличиваются количество и размеры оконных проёмов. В результате повышается санитарно-гигиенический уровень части жилищ в городе, но вместе с этим ухудшается общее градостроительное состояние в центральных кварталах города из-за уплотнения застройки, резко возрастает пожарная опасность.

Срубы деревянных зданий, возведённые из круглых брёвен, чаще оставались открытыми. Прекрасно обработанные брёвна, плотно подогнанные в срубную конструкцию стены, имели свойственную древесине хорошо выраженную пластику и красивый бархатисто-коричневый или серебристо-серый цвет. Реже применялась «ошалёвка» срубов, то есть их обшивка тёсом (доской) для утепления или из эстетических соображений, в подражание каменным постройкам.

Сопряжение дрёвен в углах срубов было двух типов: «о обло» и «в лапу». Соединение в «о обло» (с остатком), наиболее древнее на Руси, было широко распространено и в сибирском народном зодчество. Соединение красивое по форме, чётко фиксирующее угол сооружения светотенью, прочное в конструктивном отношении. Соединение «в лапу» также давно известно русским народным мастерам. Оно экономичнее по расходу материала, но менее выразительно по характеру бревенчатой конструкции. Это соединение плотники применяли, желая приблизить сруб здания по характеру формообразования к каменному городскому дому.

Архитектурная композиция и декор деревянных зданий в большей мере зависел от формы и конструкции крыши. Если это были тесовые крыши, то их уклон был достаточно высок из-за большого количества осенних и зимних осадков. Если кровли были железными, то и уклон устраивался более пологим. Чаще всего крыши жилых зданий в Новониколаевске были четырехскатными со стропильными конструкциями. Двускатная крыша на «самцовых» брёвнах, наиболее древняя в русском деревянном зодчестве, встречались редко в первоначальном периоде строительства города. Редко также ставились дома в сторону улицы своими фронтонами. Если возводилась двускатная крыша, то дома длинной стороной ставились вдоль улицы, с тем, чтобы сохранить общую горизонталь карнизов. Однако на периферии города это не особенно соблюдалось.

Уже к концу XIX в. конструкция крыши из стропил стала преобладающей в деревянном строительстве. Иногда стропила упирались в длинные стены сруба и тесовая кровля свисала над срубом. Но чаще устраивалась стропильная конструкция, опирающаяся на балки, лежащие поперёк сруба и выходящие своими концами наружу, за сруб. Эти выпущенные концы переводов под стропила обшивались снизу и спереди досками, образуя глухой карниз вокруг дома. На стропила укладывалась обрешётка, на которую в свою очередь настилался кровельный материал. Стропильные крыши, перекрывающие жилые дома со сложными по конфигурации планами (г-образной, п-образной формы), имели большое разнообразие в своих видах.

Не всякий домохозяин имел средства украсить свой дом резьбой по дереву. Подавляющее число деревянных домов в Новониколаевске было лишено декора. Но и жилых домов с богатейшим декоративным нарядом было немало, причём с деревянной резьбой высоких эстетических качеств.

Господствовала в декоре сооружений так называемая пропильная резьба, сочетавшаяся в другими видами резьбы — объёмной, выполняемой на токарном станке, накладной рельефной, плоской, плоской с прорезью. Деревянная пропильная резьба появилась во второй половине XIX в., её широко использовали в украшении домов плотничьи артели отходников, дополняя наименее трудоёмкую пропильную резьбу (лобзиком) трудоёмкой рельефной и плоской резьбой. В целом домовая резьба в Новониколаевске в начале века достигла большой сложности и изобретательности, а также, как уже говорилось, достаточно высокой художественной меры.

Мотивы резьбы были чрезвычайно разнообразны. Это и всевозможные растительные узоры, и отвлечённый орнамент, редко зооморфные формы, сильно стилизованные или силуэтные, разнообразные розетки, городчатая резьба, орнаментальные элементы из архитектуры классицизма в различной интерпретации — колонки каннелированные, капители, сандрики, шнуры, кисти. Здесь также были и барочные криволинейные фронтонные доски, волюты, вазоны, картуши, геометрический орнамент и др. Казалось бы, такое разнообразие элементов декора помешает достижению полноценного художественного результата, может привести к эклектике, но этого, как правило, не случалось. Профессиональные навыки декорирования зданий, опыт поколений мастеров-домостроителей, развитое чувство меры и прекрасного давали достаточно высокий эстетический эффект. Даже некоторая декоративная перегрузка фасадов не воспринималась отрицательно в силу виртуозности исполнения самого декора и большой фантазии в композиции орнаментов.

Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.

В узорах пропильных декоративных элементов можно было разглядеть очень древние мотивы — вплетённые в орнаменты символы-обереги (охранительные знаки), сильно стилизованные народные образы птиц, коней, чудищ-русалок. Другие фигуры — круги, розетки, звёзды, ромбы, квадраты, крестообразные знаки — символизировали огонь и солнце. Они когда-то также играли магическую роль оберегов. Даже древнеязыческие сюжеты дошли до нас в узорах порезок, такие, как старинный орнаментальный мотив богини-природы-женщины-дерева со спутниками или «птичьей ладьи» (две слитные птицы с человекоподобной фигурой между птичьими головами, повёрнутыми в разные стороны). Но в более поздние времена многие символические образы утеряли свой смысл и постепенно превратились в устойчивый орнаментальный узор чисто декоративного назначения, многократно воспроизводимый в силу традиции и устойчивости самого народного искусства, донесшего до наших дней древние образы с их забытым символическим содержанием.

В народной фантазии издревле сложились своего рода модели познаваемого мира, вселенной. И в области искусства отражались некоторые моменты познания вселенной, возникали попытки приобщиться к идеи мироздания. Так, согласно представлениям народной фантазии о делении мироздания, на 3 яруса делился дом и соответственно украшался его фасад.

Подклет (подполье) дома понимался в соответствии с моделью мира как «подземная часть» вселенной. Подклет не украшался, оставаясь обнажённым срубом. Жилая часть дома, особенно оконные обрамления — ставни, наличники, покрывались иногда изобильным растительным орнаментом, являющимся олицетворением жизни, урожая, благополучия. Жилая часть дома — это ярус земли, её плодородия и всех её жизненных благ. Растительный орнамент иногда переходил и на плоскость обшитых тёсом стен или на обшитые досками углы дома. В орнамент порой вкомпоновывались силуэтные изображения птиц — петухов, певцов утренней зари, или голубей с распростёртыми крыльями — символов надземного пространства. По народным поверьям, птицы связывали землю с небом.

«Небесный ярус» мира соответствовал завершению дома, его карнизу или фронтону (при двускатном покрытии без карниза). Конец конька крыши в крестьянском доме украшался фигуркой птицы или головой коня — существ, связанных с понятием солнца. На небе же была и та живительная влага, которая питает дождём землю и её растительность. Поэтому свисающие с карниза узоры, ассоциируемые с дождём, изображают его в виде висящих вниз головой уточек или крылатых фантастических существ — сирен-русалок. И выше всего на фронтонах помещалось солнце: либо в виде розетки или орнаментальной звезды, либо в виде круглого или полукруглого слухового окна с обрамляющими его лучами, либо в виде лучеобразной обшивки фронтона досками. Человек, живущий в среднем ярусе (земле), находился в центре мироздания. Такова семантика народной архитектуры, сохранившаяся в сильно завуалированной форме в декоре городского дома.

Если рассматривать по основным элементам декора жилые деревянные дома Новониколаевска, то можно отметить ряд общих композиционно-декоративных приёмов. Многие дома при большом выносе карнизов, необходимых для защиты стен от дождя, имели небольшие фронтончики в виде треугольных подъёмов карниза. Фронтончики устраивались или по оси симметрии фасада, или равномерно по фасаду, если их было несколько. Они давали возможность в большой мере осветить фасадные стены, придавали фасадной композиции большую законченность и нарядность. Фронтончики активно выделяли дом в ряду других на улице. Чаще всего в треугольном поле фронтона помещалась резная розетка, солярный знак «солнышко». Очень разнообразны были розетки-солнышки по форме и рисунку орнамента.

Карнизы домов украшались обильно пропильной резьбой, лёгким сквозным орнаментальным кружевом. Весьма чётко выявляются общие приёмы декора карнизов по степени сложности. Карниз дома мог был украшен одной резной торцовой доской с городчатой или пропильной порезкой по её низу. Декор карниза далее усложнялся введением второй резной доски, располагаемой за первой торцовой доской. Это был мотив фестонов, возможно, пришедший из архитектуры классицизма или с резных деревянных иконостасов, где мотивы драпировок с кистями часто имели место. Или его происхождение восходит к обычаям внутреннего убранства крестьянского дома, где рушниками драпировали верха окон или красные углы.

Далее карниз дополнялся богато орнаментированным фризом — лентой из вертикально поставленных дощечек на венцах сруба. Концы дощечек были объектом резьбы весьма разнообразной и тонкой. И, наконец, карниз подпирался прорезными декоративными кронштейнами, расположенными по фризу. Между кронштейнами часто размещалась накладная орнаментальная прорезь, разнообразная по рисунку. Часто это был мотив того же солярного знака в различной формальной интерпретации.

Так, усложняясь, дополняясь, карниз фасада приобретал необычайно богатый декоративный характер. В прорезках карниза много вариантов стилизованного цветка лилии, трилистника, колокольцев. Во фризах также можно увидеть вариации трилистников в различных сочетаниях. Здесь мы найдём и «уточек», висящих вниз головками с распростёртыми крыльями. Фризовые доски дополняются городчатыми или объёмными порезками, наложенными на фриз как пояски на всю его длину.

Как и карнизы, богато украшались оконные обрамления. Окна в городских домах имели большие размеры и различную форму — одиночные, сдвоенные, строенные при среднем более широком и узким боковых. Часто оконные проёмы имели лучковую верхнюю часть с небольшим подъёмом. Видимо, этот приём завершения оконного проёма был заимствован из каменной архитектуры, от дугообразных каменных перемычек, перекрывающих проём окна. Оконные проёмы обрамлялись наличниками, служившими объектами весьма богатого декора. Более всего украшалась резьбой надоконная часть наличников — доски, прикрывающие осадочный шов между брёвнами сруба и оконной коробкой. Боковые части обрамления окон украшались орнаментальной порезкой — плетёнками, жгутами, токарными фигурами, порезками в виде колонок ордерной архитектуры, своеобразно трактованными в пропорциях и деталях. Подоконная доска также украшалась, но несколько скромнее, чем надоконная. Резьба наличников по своей технике и пластическому многообразию сложнее и богаче резьбы карнизов зданий. Здесь и пропильная, и рельефная накладная, и рельефная сквозная, и городчатая резьба, а также их всевозможные сочетания в сложных и законченных композициях.

Силуэтные формы верхних досок наличников весьма разнообразны: прямоугольные с волютами, лучковые двух- и трёхъярусные, с наложенными друг на друга досками (тип перспективного портала), килевидные, килевидные сложного волнообразного абриса, просто волнообразные, с волютами, с замкнутыми между волютами «птичьей ладьей» или пучком из трилистников и т. д. Как правило, все разновидности досок завершены профилированным карнизом, содержащим в своём силуэте четвертные валики, или выкружки с полочками, или каблучки. Вероятно, в завершении наличников оконных проёмов также сказалось влияние каменной архитектуры XVII-XVIII вв. на деревянную городскую архитектуру конца XIX в. — начала XX в. Барочные волюты, картуши на фоне наличников, кронштейны, фланкируюшие наличники, розетки, вкомпонованные в квадрат, создают светотеневое богатство, пластическую законченность. За всем этим угадывается историческая преемственность в развитии архитектуры деревянного жилища. Пластика в иных композициях весьма выразительна и динамична. Весь резной убор словно дышит органической жизнью, энергично заполняет фон по всей его площади, буйно и жизнерадостно развивается, выходя и за пределы фона на торцы оконных обрамлений — наличников.

Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.

В надоконных досках, обрамлённых карнизиками, часто помещался резной вазон с растениями (старинный русский мотив), с виноградными лозами и кистями (или хмель), или два побега растительного орнамента, расходящегося в симметричном рисунке от оси симметрии тимпана. В растительный орнамент вкомпоновывались иногда стилизованные изображения птиц, цветов, бутонов. Вертикальные (боковые) доски обрамления представлялись колонками с резными капителями. Колонки покрывались резной «чешуёй» или каннелюрами. Вместо ствола колонки можно было видеть иногда жгут, точёные полустолбики (балясинки), резную плетёнку. Подоконные доски были небольшими по величине, иногда они также декорировались картушами, розетками, растительным орнаментом, цветами, часто переданными в весьма реалистической манере. Нередко встречались висячие кисти с кольцами. Низ доски обычно вырезался по плавным кривым. Композиция подоконной доски всегда была симметричной, как и верхняя часть оконного обрамления.

Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.

Но далеко не вся деревянная архитектура города имела высокий художественный уровень. Преобладали всё же примитивные сооружения, лишённые каких-либо эстетических начал, плохо построенные технически, выполненные из неполноценных строительных материалов. Весь деревянный жилой фонд был лишён инженерно-технического оборудования — водопровода, канализации, центрального отопления, в значительной части электроосвещения. Отсюда появление надворных уборных, выгребных, мусорных ям и свалок на территориях усадеб. Отсутствие общегородского благоустройства, большое количество хозяйственных сооружений в жилых кварталах (сараев, конюшен, сеновалов, дровяных и угольных складов, ремесленных помещений) снижало санитарно-гигиенический уровень жилого фонда Новониколаевска.

В начале XX в. в городе появляются деревянные жилые здания, построенные по проектам архитекторов или гражданских инженеров. Это были более сложные в планах и в объёмном формообразовании сооружения, разрешаемые в стиле модерн или с элементами декора в характере архитектуры модернизированного классицизма. Такие дома часто имели ярко выраженную «всефасадность» общей композиции с отказом от симметрии тех фасадов, которые были обращены на улицу. Они возводились на высоком техническом уровне, отличались стилевой законченностью, хотя иногда в их оформлении ощущалась доля рафинированной изощрённости или холодного профессионального индивидуализма. Эти здания отличались крупным масштабом как общих объёмов, так и отдельных элементов архитектурного декора.

Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.
Фото: С. Н. Баландин. Новосибирск. История градостроительства 1893-1945 гг.

Среди деревянных зданий, построенных в начале века в Новониколаевске, встречались и весьма низкопробные образцы архитектуры, осуществлённые с забвением народного опыта и эстетики, с пошлой орнаментикой, облицованные тёсом (вагонкой), окрашенные масляными красками. В декоре этих зданий можно увидеть неумеренную аляповатую резьбу эклектического, мещанского характера, низкого художественного вкуса, так называемого «стиля петербургских дач». Эти жилые здания принадлежали прежде всего торгово-буржуазному слою населения города, который стремился выразить в архитектуре своё имущественное и социальное превосходство. Ряд таких сооружений — загородных дач, появился в лесу на берегу Оби за речкой Второй Ельцовкой. Строились они и в центральных кварталах города.

Деревянный жилой фонд города часто страдал от пожаров. Множество зданий гибло в огне. И хотя первый пожарный обоз добровольного пожарного общества был «освящён» у молитвенного дома ещё в 1897 г., пожары ежегодно свирепствовали в городе. Деревянное здание пожарного депо общества с наблюдательной вышкой было построено в 1903 г. в начале Николаевского проспекта, ближе к источнику воды — реке Оби, однако пожарники не в силах были противостоять бедствиям. Например, за 4 года (1908-1912 гг.) в городе произошло 150 пожаров, в которых погибло 949 дворов.

Пожар 11 мая 1909 г. превратился для Новониколаевска в общегородскую катастрофу. Он начался в центральной части города и быстро распространился в сторону Оби. Город горел 4 часа... Тем не менее выгоревшие кварталы города через 2-3 года были полностью застроены «ещё лучшими зданиями», по хвастливому заявлению городского головы В. Жернакова. Пожар хотя и принёс городу большие убытки, но не смог замедлить темпов его экономического развития. Город скоро восстановился и продолжал расти с ещё большею быстротой.