В интернете много разных описаний, как именно можно строить коммуникацию между поколениями, но почему-то все адресованы только руководителям: что делать, если у вас в подчинении "Иксы" или "Зеты". А если у меня нет подчиненных, только коллеги? И мне самому/самой нужно налаживать отношения с начальником-"Игреком", хотя я - чистопородный "Икс"?
Давайте поговорим, как выстраивать коммуникацию в Теории поколений "снизу вверх" ну или по горизонтали. Начнем с того, что определимся, какими специфическими чертами представители этих поколений обладают.
Старшие поколения были недовольны младшими испокон веков. Еще Сократ (а он жил одновременно с Платоном, то есть больше двух тысяч лет назад) говорил, что «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям». Судя по всему, проблему «отцов и детей» до сих пор решить не удалось. Не существует «волшебной пилюли», которая бы помогла наладить коммуникацию раз и навсегда.
Однако есть два приема, которые позволяют значительно повысить эффективность взаимодействия. Один из них – это прием компенсации.
Простыми словами: у каждого поколения есть сильные и слабые стороны, при этом у другого поколения сильные и слабые аспекты могут быть прямо противоположны. Например: «Иксы» плохо осваивают электронные гаджеты, а «Зеты» наоборот, научаются ими пользоваться иногда раньше, чем говорить. При этом «Иксы» ответственные, а «Зеты» не в состоянии долго концентрироваться на одной задаче. Компенсация будет состоять во взаимных услугах: «Зет» выполняет за «Икса» настройку программ, а «Икс» напоминает «Зету» сроки выполнения задач.
Отличие компенсации от компромисса в отсутствии жертвы: компромисс предлагает каждой из сторон пойти на уступки, а компенсация предполагает взаимовыручку.
О втором приеме поговорим следующий раз