Город был в бешенстве. Со всех сторон доносился колокольный звон, но этот звон призывал не к молитве, а к бунту. Взять в руки оружие, выйти на улицы, предать смерти изверга - вот чего требовал колокольный звон по всему Витебску. И люди выскакивали за ворота, хватали все, что попадется под руку - палки, камни, топоры. Они прекрасно знали, куда бежать. К резиденции архиепископа!
12 ноябре 1623 года в Витебске вспыхнуло яростное восстание. Огромная толпа горожан ворвалась в покои архиепископа Иосафата, расшвыряла слуг и забила насмерть своего врага. Сначала палками, потом кто-то шарахнул ему по голове топором. А когда Иосафат упал, его пинали уже мертвого. Тело его выволокли на площадь, одежды на нем разорвали и в таком виде, голым, таскали по всему городу. И все, кто видел покойника, плевали на него и осыпали проклятиями. включая детей и женщин.
Под конец к ногам мертвого архиепископа привязали камень и скинули его в Западную Двину. В самом глубоком месте.
А теперь вопрос. За что Витебск так ненавидел архиепископа Иосафата? Почему его предали такой лютой смерти, не испугавшись даже грядущего наказания? А наказание не замедлило ждать. Это восстание было подавлено Польшей сурово. Казнили не только самых явных зачинщиков из числа тех, что не успели бежать, но и двух бургомистров - Наума Волка и Семена Нешу. В назидание еще и снесли подчистую городскую ратушу. Все колокола поснимали с церквей и отлили из них один большой колокол, посвященный Иосафату.
Так ради чего все это?
Фанатик-униат
Архиепископ Иосафат в миру звался Яном Кунцевичем. Он родился в православной семье в древнем русском городе Владимире, который находится на Волыни. В 1604 году стал монахом в униатском изводе.
Тут стоит напомнить, что за восемь дет до того, в 1596 году была принята Брестская уния, смысл которой заключался в подчинении православных папе римскому и принятии католических догматов с единственной уступкой - разрешалось богослужение по греческому обряду на церковнославянском языке.
Православных, живущих в пределах Речи Посполитой, это все страшно не обрадовало. Мягко говоря. По факту их стали принуждать отказаться от православной веры. И принуждать весьма жестко. Церкви отбирались, имущество изымалось, на стойких священников устраивались гонения.
Юный Кунцевич оказался ревностным сторонником унии и вообще фанатичным миссионером, который смысл своей жизни видел в том, чтобы всех православных подчинить папе римскому. Себя он тоже не щадил, носил власяницу, вериги, спал на полу, хлестал себя плетью. Живи он в Испании, был бы любимым учеником Торквемады.
Довольно быстро он делает церковную карьеру. Через пять лет уже священник, еще через четыре года - игумен, еще через год - архимандрит монастыря Святой Троицы в Вильне.
В 1618 году Кунцевич становится полоцким архиепископом и сразу добивается от короля Сигизмунда грамоты на подчинение всех православных монастырей и церквей, которые находятся в его епархии. Православным священникам он немедленно рассылает требования перейти в унию. Тем, кто откажется, грозит насильственным изъятием у них всех приходов и церквей.
Первый бунт вспыхнул незамедлительно. В Городце нового архиепископа едва не подняли на вилы крестьяне, возмущенные такими порядками. Кунцевича едва успели спасти.
Следующим полыхнул Могилев. Едва только горожане увидели приближающуюся к воротам процессию архиепископа, как забили тревогу в вечевой колокол и высыпали на стены с оружием. Бургомистр Богдан Соболь и другие представители городских властей вышли с хоругвями навстречу Кунцевичу и заявили, что в город он не войдет под страхом смерти.
Архиепископ мигом помчался в Варшаву с жалобой королю Сигизмунду. Спустя несколько месяцев в город вошли польские войска, всех зачинщиков приговорили к смертной казни (было казнено 20 человек), местные православные церкви и монастыри были объявлены униатскими и немедленно переданы в распоряжение Кунцевича.
Шалаши и собаки
Ну а теперь мы переходим к 1623 году и Витебскому восстанию. За эти пять лет архиепископ Полоцкий успел превратить жизнь всего православного населения вверенной ему епархии в настоящий ад.
Православные церкви Могилева и Орши стояли опечатанными. В Полоцке и в Витебске горожане были вынуждены ходить на богослужения по воскресеньям... в голое поле далеко за городом. В шалаши! Потому что в самих городах и их окрестностях Кунцевич настрого запретил любые православные обряды.
Мало того, он еще и додумался до приказа выкопать тела православных, которые были погребены в монастырской ограде закрытых им церквей. И выбросить эти тела за городские стены на съедение собакам. Не изверг ли?
Население скрежетало зубами. Помним, что в Витебске, Орше, Могилеве, Полоцке и других городах Полоцкой епархии православных было абсолютное большинство.
И вот после всего этого осенью 1623 года архиепископ Иосафат въезжает в Витебск, горожане которого доведены просто до лютого отчаяния. И сразу отдает приказ арестовать местного священника Илию, который в шалаше принимал весь город, проводя службу.
В современных публикациях, обеляющих Кунцевича, говорится, что он не знал, что Илия арестован. Это неправда, приказ был отдан именно архиепископом, о чем есть свидетельства современников. Об этом, например, говорит Кантакузен, который лично был в Витебске в этот момент и позже давал показания. Причем в этих показаниях он всячески старался выгораживать архиепископа и густо мазань черной краской восставших.
Другое дело, что в первые часы восстания, узнав о приближающейся толпе, Кунцевич распорядился срочно освободить Илию. Но было уже поздно.
Спустя двадцать лет после событий в Витебске папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным, а в 1867-м папа Пий IX причислил его к лику святых. А в память о повстанцах на витебской ратуше в 1980 году установили табличку. Но говорят, что в независимой Белоруссии ее сразу демонтировали. Витебчане, подскажите, это правда?
__________________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК "Русичи" и ждем вас в Телеграме. Наше видео смотрите на Youtube (с озвучкой!)