Главное – правильно поставить вопрос. Сформулировать тезис и антитезис. И тогда в качестве ответа получим синтез.
Для того, чтобы выявить искомые величины, обратимся к обсуждению на заданную тему в фб-группе «Come Taste The Band. Группа почитателей Deep Purple Family».
Андрей Тао сопоставляет ДП и ЛЗ – вот его пост от 30 мая 2020 года:
О несправедливости
Никто не задумывался о том, почему "Дип пепл" (будем честными) не имеют на Западе того уровня культовости, как "Лед Зеппелин"? Цеппелинов и президенты принимают. И звезды в их честь называют. И почётные доктора кучи университетов и прочая, прочая... Ничего такого у "Дип пепл" и близко нет. Хотя группа популярна, реально, в отличие от Цеппелинов, пашет на износ и до сих пор. В чем причина, ваше мнение?
Первый ответ (от меня) и первая ветка обсуждений:
Олег Качмарский. в том что цеппелин это продукт шоу-бизнеса - для 70-х это примерно то же что Майкл Джексон и Мадонна для последующего времени. здесь большой процент накрученной истерии. а дип папл - чисто музыка без всяких оргий…. и ещё: музыка дип папл не совсем подходит американцам
Андрей Тао. Да, менеджер у Цеппелинов был дока в деле пиара...
Павел Варганов. золотые слова
Антон Елистратов. чушь полная! Ещё сравните ЛЗ с бэкстритбойз и тд
Олег Качмарский. и почему бы не сравнить? и то, и другое - для тинейджеров)
Антон Елистратов. Тины сейчас такое не слушают к сожалению. Раньше были другие вкусы! Та Музыка которую Тины слушали в 70х на сто порядков круче сегодняшней!!
Олег Качмарский. так они это слушали в 70-е. и весь психический бум вокруг ЛЗ происходил за их счёт. А в 90-е они слушали Нирвану, гранж. а также всевозможную чернуху - вплоть до блек метал. плюс реп - ну это уже другой лагерь… и когда мне пытаются проехать по мозгам насчёт какой-то особой сложности музыки ЛЗ, я отвечаю: чувак, я слушал это в детстве :)
(здесь мы выводим понятие ТИНЫ ВНЕ ВРЕМЕНИ)
Антон Елистратов. в том то и дело что в 70х! В то время супер-групп было оч много и конкуренция была жесточайшая! Начиная с битлов и роллинг и дальше цеппелины саббат перпл криденс грендфанк и тд! Золотое было время! Тем не менее ЛЗ всех переплюнули про продаже альбомов и посещаемости концертов. Это о чем-то говорит!
Олег Качмарский. ну а в 80-е Джексон переплюнул, в 90-е - Нирвана. и тинейджеры тех лет скажут что ты совершенно неправ, слушаешь отстой, а настоящее - именно то что они любят
В разговор вступает не кто иной как гитарист «Круиза» и «ЭВМ» Григорий Безуглый – здесь он под ником Гриша Перцев:
Поверхостное понимание ровняется непониманию. ты не способен понять величия этой группы. Модные течения в музыке меняются. а Цеппилинны останутся на века, и это факт!
(не способен понять… интересно, что в детстве был способен, а с возрастом эта способность куда-то исчезла… что ж, будем её искать)
Рауф Малик: LZ чисто британская группа, здесь голубоглазый ритм&блюз, рок-н-ролл и британский мелос. DP более континентальная группа, влияние немецкой классики, баховская полифония и т. д. Особенно популярны были в восточной Европе, а LZ более популярны в Штатах.
Отметим это весьма продуктивное мнение, которое нашло своё продолжение во второй ветке обсуждений, где запечатлелся спор двух музыкантов.
Андрей Мурманский. Мозг у западных ребят не симфонический))) Цепелины ...они примитивны... несложны, в ауре мэджика такие.... а Пёпл более сложная группа, музыкально, не для всех что ли.... вот и все....
Гриша Перцев. Андрей, музыкальный критик из Вас не получится, надо самому уметь играть и анализировать. Джон Лорд великий органист, его классическое образование чувствуется в каждой ноте. Бах, Бетховен, Шопен могли бы играть в "ДП".........
Андрей Мурманский. Гриша, я и написал про Пёпл, что они более сложны и музыкальны для восприятия несимфонического мозга запада... Критиком и не пытаюсь быть музыкальным. Я музыкант, гитарист, умею играть...Я в курсе кто такой Лорд
Гриша Перцев. Пейдж очень продвинутый, попробуй поиграть в "музыку дождя" в кельтском строе и ещё много чего. Полиметрия и гармонии Цеппелинов, не классические, а новаторские......................
Андрей Мурманский. Я не спорю... Пэйдж в студии велик. Мега-риффы придумал и сыграл....Но мое мнение, что Блэкмор более продвинутый товарищ в музыкальном и техническом плане. Пёпл в итоге более мощная группа в муз плане. И более сложная для восприятия...
Гриша Перцев. Морс сейчас улётный! Я всех уважаю и люблю!
Сергей Катков. вот уже и Цеппелины примитивны.
Андрей Мурманский. в сравнении с Пёпл конечно....
(что тут видим? Во-первых, что Гриша столь же импульсивен, как и его любимая группа, да так что логика теряется)) во-вторых, тут всплывает понятие примитивности – а ведь оно отнюдь неоднозначно. Помимо устоявшегося негативного значения примитивность это ещё и нечто изначальное, то, что лежит в основе, единица энергии, первоначальный импульс, как наскальные рисунки каменного века) и под стать следующее мнение:
Alexander Sabov. Потому что оккультисты! Новый мировой порядок! и LZ - его глашатаи!
К этому мы ещё неоднократно вернёмся, а пока дадим более подробно высказаться нашему гитаристу:
Гриша Перцев. Глубоко роющим экспертам предлагаю взять и попробовать поиграть ЛЗ и ДП. Гитаристам придётся столкнуться с Пейджевским кельтским строем в некоторых произведениях и забыть о Блэкморе на некоторое время. Пол Джонс великолепно справляется с клавишами и басом, на высочайшем уровне. Бади Рич мог бы играть в ЛЗ, но Бонэм не хуже играл, поэтому его считают лучшим....... Плант поёт как Дженис Джоплин и мужским голосом, достиг эффекта блюзовой гитары, отсюда переклички /вокала и гитары/ Конечно сделал своё дело Петя Грант! "ХУ" и ДРУГИЕ, очень крутые команды, сформировали наш вкус и любовь к рок-музыке. На уважаемых мною мировых звёзд повлиял конечно Хендрикс и его ритм-секция, хотя некоторые не понимают, в чём величие Джими. СОГЛАСЕН,ЧТО СПОРИТЬ НЕТ СМЫСЛА. но В МОЁМ ХИТ- ПАРАДЕ /"ЛЗ"/стоит как №1. С уважением, Гриня!
Сергей Катков. в моём тоже....LZ это андеграуд, а вот Deep, да простят меня фанаты....НЕ андеграунд
(нарисовалось ещё одно понятие – АНДЕГРАУНД – что это за зверь? А насчёт пожелания Гриши поиграть… вот мнение большого почитателя, а в прошлом можно сказать цеппелиновского фаната и нелюбителя ДП
Я должен это написать, господа меломаны! Постоянно в сети я натыкаюсь на чью-то несвежую мысль, что, мол, Джимми Пейдж - великий гитарист, виртуоз и гений. На гитаре я играю уже 30 лет, и в этом деле немного разбираюсь. Так вот. Однажды я решил в наушниках, без каких-либо внешних шумов, прослушать всю дискографию Led Zeppelin, чтобы внимательно вслушаться в гениальность и виртуозность Пейджа. При этом, я ОЧЕНЬ люблю "цеппелинов". До сих пор люблю! Группа, я считаю, гениальная! А вот Пейдж - очень средний гитарист! Он абсолютно не гений, не виртуоз и не великий! Он просто гитарист одной гениальной группы! Так сложились обстоятельства. Как и Ричардс из "Стоунз". Возможно, Пейдж - хороший продюсер. Соглашусь. Звук и подача у "цеппелинов" - великолепная! Но, блин, зачем постоянно писать о его виртуозности и величии? Как он попал в десятку лучших гитаристов мира? Что он виртуозно сыграл? Таких гитаристов в те годы было сотни тысяч, как и сейчас, впрочем. Вот Блэкмор, которого я терпеть не могу - великий гитарист и виртуоз, это да!
Впрочем, мы пока ни на чём не настаиваем, а приводим различные мнения). Дальше:
Александр Иванов. Было, есть и будет три величайших сочинителя современности! Маккартни, Блекмор и Хенсли! Только их сольные проекты так же великолепны как и их творчество в составе групп. Послушайте-ка на досуге все их сольные проекты! И никто из LZ им просто в пыль не попадает! И над ними всеми безусловно Джон Лорд, который весьма органично и первый во вселенной совместил классическую музыку с роком ещё в 1969 году. И это факт! LZ безусловно велики и ужасны, но дальше блюза у них не шибко получалось. Равно как и у Клептона, равно как и у Хендрикса. Безусловно DP - это не андеграунд, DP - классика! и UH тоже!
Львович Ди. Вопрос хороший / у LZ - больше шаманства и свободы в музыке шире формы // DP - конкретика высокого уровня // люблю и тех и тех одинаково но в общем LZ № 1 // у LZ - музыка сложнее спросите это музыкантов их очень сложно ритмически повторить/// по уровню информации у LZ ее больше/ ну и оккультность Джими Пейджа вносит свой вклад
Олег Качмарский. тут путают сложность с неоформленностью. говорят, вот попробуйте повторить. но это невозможно или трудно повторить не из-за сложности, а из-за неоформленности, сырости. да это и не нужно повторять
Юрий Овчаров. Есть харизма, а её больше у Цеппелинов, а есть профессионализм - его больше у Пёрпл ( Это конечно субъективно и грубовато). простая публика реагирует на первое, непростая на второе...
Ivan Rozman. У пурпурных рок для души,у цеппелинов для кошелька
Олег Качмарский. без раскрутки в шоубизе делать нечего. всё что наверху - это на 90% результат маркетинга… а реальным результатом может служить популярность в СССР - где никакой рекламы не было, и все эти группы оценивались по гамбургскому счёту
На этом данное обсуждение закончилось (мы привели наиболее интересные комментарии) – исходя из чего попробуем сформулировать искомую триаду.
ТЕЗИС. Лед Зеппелин – величайшая рок-группа всех времён и народов, её музыка – безусловная ценность (как Бах, Бетховен, Шнитке…).
АНТИТЕЗИС. Лед Зеппелин – это искусственно раскрученный продукт сомнительного музыкального качества.
СИНТЕЗ. Лед Зеппелин – это феномен 1970-х, имеющий несомненное частное значение, но ограниченное во времени и пространстве.
И дальнейшая цель нашего исследования состоит в том, чтобы прояснить это значение. Так, например, значение Битлз заключается в следующем: 1) влияние на рок-музыку, на процесс её формирования; 2) мелодизм; 3) множество хороших песен; 4) личность Джона Леннона как символ…
А в чём же главное значение Лед Зеппелин?
Если пройтись по аналогии с Битлз, по всем четырём пунктам, то 2-й и 3-й стоит оставить до более подробного анализа конкретно всех альбомов и песен, а вот в 1-м и 4-м пунктах всё предстаёт в каком-то скрытом, неявном виде. И если спросить, в чём конкретно велики Лед зеппелин? – в целом получишь «конкретный» ответ в духе Портоса: они велики просто потому что велики. И уточнение: это нужно чувствовать…
Но с другой стороны – даже если относиться к этому скептически, и быть сторонником не тезиса, а антитезиса, необходимо признать: да, что-то там действительно было!
Часто приходится читать фразы о том, что ДП находились в тени ЛЗ. Однако во времена оны – то бишь в 70-е – в тени ЛЗ находились практически все рок-группы. Другой вопрос – что это за тень? Тень от чего?
И если говорить о влиянии ЛЗ на рок-музыку, то оно скорее энергетическое, а не музыкальное, не формообразующее. Поэтому и последователей у них нет, а есть только подражатели.
Но с другой стороны – в определённом аспекте именно они изобрели сам стиль как таковой, громоподобное бомбическое звучание, которое и стало называться «тяжёлой артиллерией» или «тяжёлым металлом». И в этом плане оказали влияние на тех же ДП – после старта ЛЗ Ричи Блэкмор предложил курс на тяжёлое звучание и пронзительный вокал. Но… влияние это относится исключительно к громкости, то есть к энергетике, но никак не к музыке, не к музыкальным формам.
Сами они брали всё что угодно – блюз, хард-рок, фолк, однажды даже в реггей занесло. Но не одно из этих направлений не характеризует стиль ЛЗ в целом. Потому что это было создание своего собственного – единственного и неповторимого – звучания, в основе которого лежала та самая древняя примитивная магия, о которой так много говорят в связи с ЛЗ и ни черта не понимают о её отношении к музыке ЛЗ.
Эту тему я пытался разогнать ещё пару лет назад – во фрагменте под названием
Осколки Led Zeppelin
(продолжение следует)