Найти тему
С Богом по жизни

Церковь, нуждающаяся в радикальной операции

В 1 Кор. Павел говорит о том, как решать церковные проблемы, пользуясь Божьими указаниями. Иногда решение проблемы в церкви может требовать более углубленного изучения Библии, более точной информации. Именно это понадобилось, чтобы ответить на вопросы о браке (гл. 7). В других ситуациях для решения церковных проблем может потребоваться опровержение лжеучения, как сделал Павел, разбирая вопрос воскресения (гл. 15). Часто бывает нужно улучшить отношения между членами, что рекомендовал Павел для решения той проблемы, когда члены церкви следовали за людьми и высоко ценили мирскую мудрость (гл. 1—4). И всегда для решения церковных проблем нужна любовь. Этой великой теме Павел посвящает главу 13.

Порой решение церковной проблемы требует радикальной меры. Именно такая проблема описывается в 1 Кор. 5:1-13:

«Есть верный слух, что у вас появился блуд, и притом такой блуд, какого не слышно даже у язычников, что некто имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело — в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силой Господа нашего Иисуса Христа, — предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа. Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит всё тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому станем праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Я писал вам в послании — не общаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира этого, или лихоимцами, или грабителями, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира этого. Но я писал вам не общаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или грабителем; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращённого из среды вашей».

В коринфской церкви было много проблем, и в главе 5 Павел разбирает одну из них. Все знали, что брат виновен в блуде — в такой безнравственности, какой «не слышно даже у язычников»! Что можно было сделать в такой ситуации?

Церковь такой вопрос не задавала, хотя его и следовало бы задать. Тем не менее, Павел отвечает на него. Чтобы спасти тело в Коринфе, один его член приходилось отсечь. Ответом на проблему открытого блуда в коринфской церкви было: «Извергните развращённого из среды вашей» (5:13).

В 1 Кор. 5 содержится, пожалуй, самое лучшее в Новом Завете рассуждение о церковном наказании с целью исправления. Мы должны знать, что Бог сказал в этой связи. И не только знать, но и претворять в жизнь. То, что некоторым общинам бывает нужно сделать для исправления своих проблем, не сравнить с тем, когда человек принимает таблетку, делает укол или проводит несколько дней в больнице; необходима радикальная операция: удаление «развращенного», который подвергает опасности здоровье остального тела. Давайте посмотрим, чему учит этот отрывок об отлучении от общения. (См. также 2 Фес. 3:6; 1 Тим. 6:5).

УДАЛЕНИЕ ДУРНОГО ВЛИЯНИЯ НА ОБЩИНУ

Что мы знаем о личности того, с кем нужно было прекратить общение? Он был виновен в самом тяжком грехе: он «имел жену отца своего» (5:1). Иными словами, мужчина жил, то есть имел сексуальную связь, со своей мачехой, что было грехом, по закону Моисея однозначно осуждавшимся (Лев. 18:8). Даже в развращенном Коринфе такой грех — грех инцеста — был редким и отвратительным явлением. Однако не следует делать вывод, что это единственный грех, который нельзя терпеть в церкви. В этой же главе Павел говорит о других, с кем братья не должны общаться: «Но я писал вам не общаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницей, или грабителем» (5:11).

Этот отрывок не единственное Божье слово по данной теме. В других Писаниях называются еще грехи, которые нельзя терпеть в общине. Во 2 Фес. 3:6, 14, 15 братьям велено не общаться с теми, кто ведет бесчинную жизнь и не желает выполнять указания, данные в Новом Завете. Кроме этого, еще в Мф. 18:15-17 сказано удаляться от тех, кто грешит и не кается. Следовательно, практически любой открытый грех человека, который не намерен каяться, дает основание для прекращения общения с таким членом церкви.

А как насчет лжеучения? Следует ли удаляться от лжеучителей? Интересно, что некоторые братья в Коринфе не верили в воскресение, и все же Павел не велел церкви удаляться от них. Библия указывает, что церковь нужно постоянно предостерегать от лжеучителей (см. Мф. 7:15; 2 Пет. 2:1; 1 Ин. 4:1): их нужно выявлять, противиться им, заставлять замолчать, не принимать и не приветствовать. Если кто-то был известен как лжеучитель, то церквам было велено не поддерживать его материально и не приглашать выступать. Конечно, если лжеучитель разжигает вражду и разделения в местной церкви, то он повинен в грехе и потому подлежит церковному наказанию. Однако мы не находим никаких указаний, что церковь не должна общаться с человеком только лишь потому, что у него неверные взгляды на какой-то библейский вопрос.

ПРАВИЛЬНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ СЕРДЦА ПРИ ОТЛУЧЕНИИ ОТ ОБЩЕНИЯ

Далее отрывок показывает, какое должно быть отношение церкви к тому, с кем нужно прекратить общение. Мы видим резкий контраст между отношением, какое демонстрировали члены коринфской церкви, и тем, как должно быть. Они «возгордились», когда лучше было «плакать». Возможно, они хвалились (5:6) своей широтой взглядов, своей терпимостью. Возможно, они заявляли о своей большой любви и глубоком сострадании к грешникам. Они могли высокомерно полагать, что не подлежат таким же ограничениям, что и все остальные, и поэтому живут по закону еще большей любви, большей нравственной свободы. Нельзя было так превозноситься. Церкви следует плакать, когда брат впадает в грех. Ведь мы «члены друг другу» (Еф. 4:25); грех одного члена заставляет страдать все другие члены.

Важно, с каким отношением мы лишаем кого-то своего общения. Мы должны демонстрировать любовь! Любовь и наказание не противоречат друг другу. Бог наказывает тех, кого любит (Евр. 12:6). Наказание — это выражение любви.

Как следует относиться к брату, который был отлучён и затем вернулся? Ответ находим во 2 Кор. 2:5-8: «Если же кто огорчил, то не меня огорчил, но частью, — чтобы не сказать много, — и всех вас. Для такого довольно этого наказания от многих, так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощён чрезмерной печалью. И потому прошу вас оказать ему любовь».

Наверное, коринфская церковь когда-то наказала члена церкви, и в результате он покаялся. Чтобы он «не был поглощён чрезмерной печалью», Павел просит их «оказать ему любовь». Когда брат, живший в грехе, возвращается к Господу, мы должны простить и принять его — точно так же, как отец блудного сына принял юношу с радостью (Лк. 15:11-24).

ПРОЦЕДУРА ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ОБЩЕНИЯ

Бог конкретизирует, что нужно делать в период, когда общение прекращается. Мы должны помнить, что отлучение от общения — это не первый шаг в отношении согрешающего брата. В других местах Библия учит нас пойти к брату и попытаться вернуть его (Гал. 6:1; Иак. 5:19, 20).

В Мф. 18:15-17 обозначены три шага, предшествующие отлучению: (1) Христианин должен пойти к согрешающему брату и поговорить с ним один на один. Цель этого визита — побудить его к покаянию. Если он покается, то его нужно простить; в таком случае процесс останавливается, потому что «приобрёл ты брата твоего». (2) Если после такого визита он не кается, то в другой раз к нему должны пойти еще двое или трое. И опять главная цель этого визита — привести брата к покаянию; вторая цель — установить достоверность фактов в данной ситуации. Если он покается, тогда его нужно простить. А если «не послушает их», тогда необходим третий шаг. (3) «Скажи церкви». И снова целью является побудить грешащего брата покаяться. Если он послушает церковь, это внушение может спасти его душу. Если же не послушает церковь — либо отдельные голоса, либо коллективный голос предупреждения и назидания со стороны всей общины, — тогда брата нужно отлучить от общения. Христиане не должны сообщаться с ним. Отлучение брата — последний из предпринимаемых шагов, когда все остальные не возымели действия.

Когда мы все-таки делаем этот шаг, то в таких случаях должны учитывать впечатляющую природу предпринимаемых действий. В это время вместе с нами находятся апостолы, и мы судим их судом (1 Кор. 5:3, 4). Присутствует вся церковь (5:4). Это делается не старейшинами или проповедником (проповедниками), а всей церковью. Это делается властью Иисуса Христа (5:4). Это делается публично: «предать сатане во измождение плоти» (5:5). Церковь публично объявляет, что отлучаемый от общения церкви человек больше не считается одним из ее членов. Его жизнью завладел сатана, и, отлучая его, церковь признаёт, что это так.

Лишая члена общения, церковь должна делать это правильно! Среди всего прочего, нужно установить факты. Недопустимо никакое предвзятое отношение. (Например, с семьями церковных руководителей нельзя обходиться более снисходительно, мягко, чем с другими). Выступающие члены церкви должны обращаться к грешащему брату лично. В отлучении должна принимать участие вся община, и мотивом для отлучения должна служить любовь к этому члену общины и к церкви в целом, а не месть за мелкое огорчение. Нужно стремиться к покаянию согрешающего.

Иногда церковное наказание с целью исправления порождает больше проблем, чем решает. В таких случаях почти всегда причина кроется не в самой этой практике, а том, что община не следует библейским указаниям.

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ОБЩЕНИЯ

Бог также назвал конкретные причины, которые могут послужить основанием для отлучения. С нераскаявшимися грешниками следует прекращать общение, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, наказание в целях исправления осуществляется для блага человека: чтобы он спасся (5:5). «Измождение плоти» — это уничтожение греховных похотей, которые управляли его жизнью. «Чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа» — ссылка на окончательное спасение его души на небесах.

Во-вторых, отлучение осуществляется для блага церкви (5:6-8). «Малая закваска квасит всё тесто» (5:6). Грех согрешающего брата может задеть всю общину. Всякий грех, оставленный без порицания, может оказать плохое влияние на церковь. Если позволить лжеучителю продолжать свою деструктивную работу, община погибнет. Плохому примеру согрешающего могут последовать другие, то есть члены могут сказать: «Если он делает это, то и я могу».

Если терпеть демонстративный грех в общине, люди могут думать, что мы миримся с грехом. В таком случае церковь может стать объектом презрения и насмешек со стороны окружающих. Нехристиане могут говорить: «Если они одобряют такое поведение, то я никогда не буду иметь ничего общего с этой церковью». Что еще хуже, некоторые могут думать: «Если они одобряют такие поступки, то я хочу стать членом этой общины: тогда я смогу жить так, как хочу, и все равно иметь чистую совесть».

Мы должны «очистить старую закваску, чтобы быть... новым тестом», бесквасным, и «праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины» (5:7, 8). Наше «празднование», может быть ссылкой на Господню вечерю. Если это так, тогда Павел говорит, что, отлучив согрешающего от общения, мы сможем соблюдать Господню вечерю в «чистоте и истине». Это возможно лишь в том случае, если мы удалим «порок и лукавство» из своей среды.

Церковное наказание может даже способствовать росту. После того как Сам Бог «наказал» двух своенравных членов (Ананию и Сапфиру), «великий страх объял всю церковь и всех слышавших это»; «Верующих же в Господа присоединялось более и более — множество мужчин и женщин» (Деян. 5:11, 14). Когда посторонние видят, что церковь настолько серьезно относится к своим убеждениям, что наказывает своих согрешающих членов, они могут заинтересоваться такой церковью. Люди, желающие служить Христу, хотят стать членами общины, которая верна своим обещаниям Ему.

ПОСЛЕДСТВИЯ ОТЛУЧЕНИЯ

Как вести себя с отлученным? В основном, нам велено «не общаться» с ним (5:9). В 5:10-13 Павел разъясняет коринфянам, что это значит. В одном из предыдущих писем он говорил им, чтобы они не общались с блудниками (развращенными; Новый Русский Перевод). Очевидно, они подумали, что он имел в виду не общаться с негодными людьми в мире. Павел отмечает, что полностью такое общение исключить невозможно (5:10). Не нужно и судить (осуждать) тех, кто вокруг нас; их судит Бог (5:12, 13). Понятно, что учение Павла здесь уточняется другими Писаниями, например такими, которые наставляют нас «не склоняться под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14) и предупреждают, что «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15:33).

Однако в письме, упоминаемом в 5:9, Павел говорил не о тех, кто в мире, а о членах церкви. Поэтому, если смысл таков, то от церкви требуется суждение.

Определенные ограничения в общении с отлученным христианином не распространяются на наше общение с нехристианами. В стихе 11 говорится, до какой степени нужно отказывать в общении: коринфяне не должны были даже есть с этим человеком. Это требование нужно понимать в контексте тесного общения христиан в I веке. Совместная трапеза была в то время распространенным обычаем. Чтобы такое отлучение возымело должный эффект сегодня, мы должны иметь очень тесные отношения друг с другом. Что изменится для брата, когда другие братья и сестры откажутся есть вместе с ним, если церковь и так никогда не садится за общий стол? Совместная трапеза предполагает близость, единение. В этом дружеском общении, являющемся привилегией христиан как части тела Христова, нет места тому, кто из-за греха отлучен от общения.

При отлучении отношения между наказанным братом и другими членами общины становятся другими. Раньше такой человек имел тесные связи с другими христианами общины; они даже ели вместе. А теперь его больше не приглашают на вечери любви.

Хотя Павел велит христианам не общаться с грешным братом, он также говорит, чтобы они «не считали его за врага, а вразумляли, как брата» (2 Фес. 3:14, 15). Требование «вразумлять брата» смягчает наставление «не общаться» с наказанным братом. На каких-то уровнях мы можем общаться с ним, например можем пойти к нему домой с целью его вразумления как брата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иногда церковь с проблемами должна сделать то, что было велено коринфской церкви: перестать общаться с развратным членом церкви. Самый лучший совет такой общине — «Сделайте это!»

Представим, например, что человек идет к доктору, который выявляет у него рак. Он говорит ему: «У вас рак. Мы можем удалить опухоль, но для этого потребуется радикальная операция. Это будет стоить больших денег, отнимет много времени и будет очень болезненно. Однако вы мне очень симпатичны, и я не хочу подвергать вас такому испытанию, а потому вместо операции назначаю вам аспирин и постельный режим». Что на это скажет пациент? Наверняка возразит: «Причем здесь аспирин и постельный режим? Мне нужна операция! Ради спасения жизни я пройду через боль и расходы!»

Так же и в церкви: наказание осуществлять нелегко; это отнимает много времени и очень болезненно. Однако это может, в сущности, спасти жизнь всей церкви. Лучше потерять одного члена — даже в болезненной операции, — чем погубить все тело!

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2020 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2021 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2022 ГОД

👉🏻 ИССЛЕДОВАНИЕ КНИГ ЗА 2023 ГОД

Онлайн бронирование туров с рассрочкой без переплаты - TEZ TOUR

Реклама. Tez International GmbH. ИНН ATU66200648