Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Другие взгляды или позиции восприятия

Другие взгляды или позиции восприятия! Эта тема и разработка из нейролингвистического программирования предложена Джоном Гриндером и Джудит Делозье. На многих тренингах Джудит повезло поучиться и мне. Хочу не просто рассказать о сути этого подхода, а о том, как он проявляется в повседневной жизни и как его использовать в психологической практике. Работать с ним наиболее корректно в контексте общения, семейного, межличностного или делового.

1-я позиция восприятия - это восприятие через призму своих потребностей, интересов, целей. Я бы даже расширил эти позиции, не только восприятие, но и действия из этих позиций. По поводу осознаваемых потребностей, интересов и целей все яснее ясного. Один человек заинтересован в сохранении своих ресурсов и/или получении ресурсов другого. Например, если покушаются на мои деньги, время, вещи, свободы, чувство собственного достоинства, то всякий будет это защищать, конечно, с учетом инстинкта самосохранения, иногда лучше пожертвовать малым, но сохранить большее, в том числе здоровье и жизнь. По сути это рациональный торг. Если же речь идет о неосознаваемых потребностях и особенностях личности, то ситуация чуть сложнее.

В процессе восприятия искажения могут быть связаны с комплексом неполноценности, нарцисическим складом личности, негативными сценариями мышления. В результате этого человек может не обоснованно испытывать обиду, гнев, вести себя агрессивно или избегающе. Чтобы распутать этот клубок, нам желательно соотносить описание клиента со своей картиной мира, более или менее проработанной. Ставя под сомнение и проверяя его слова, далее нужно двигаться на уровень выше, на 2-ю позицию восприятия.

2-я позиция восприятия отражает попытку посмотреть на ситуацию глазами партнера. Суть работы с этой моделью заключается в том, что с каждой позиции важно возвращаться в первую и вносить в неё изменения (установки, сценарии), вызванные опытом пребывания в других позициях, ибо действуем мы всегда из первой. Так, проанализировав ситуации во 2-й позиции, возвращаемся в 1-ю и пытаемся привести клиента к непротиворечивости и конструктивности восприятия ситуации. Если это не вполне получается, то переходим в 3-ю позицию.

3-я позиция восприятия отражает попытку посмотреть на ситуацию с точки зрения системы, поднимаясь над каждым в отдельности и взгляд с точки зрения семьи, дружеских или деловых отношений. Далее аналогично с предыдущим уровнем, анализируем и возвращаемся в 1-ю позицию, корректируя свой взгляд на ситуацию.

Итогом такой работы должно стать непротиворечивое и конструктивное восприятие ситуации и понимание как нужно действовать.

Успехов в работе, уважаемые коллеги!

Автор: Кошарный Александр Васильевич
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru