"Будучи священником на протяжении более 30 лет и общаясь с людьми самого разного достатка, я часто слышу мнение, что нечистые силы - это выдумка, и что люди, которых считают одержимыми, либо страдают от обычных болезней, либо притворяются, чтобы избежать работы или вызвать сочувствие у богатых, но суеверных людей.
Я не буду спорить о существовании духов, ведь для верующего христианина это не подлежит сомнению. Просто поделюсь наблюдениями за случаями, которые нельзя объяснить ни естественными причинами, ни притворством. Я видел страшную болезнь, которая поддавалась исключительно силе особых молитв, предписанных Церковью для изгнания злых духов." - делится один священник.
Первый случай
12 августа 1856 года я вместе с женой по делам был в Орле, а наши дети, их восемь, оставались дома. Особенно своей озорностью и шалостями выделялся мой десятилетний сын Орест. После нашего возвращения мы обнаружили, что дети благополучно провели время. Вечером я взял двоих сыновей - Ореста и младшего, девятилетнего Аркадия - охранять овощи в саду от скота. Не уверен, молились ли они перед сном, но Орест вскоре начал вести себя странно, словно ловил что-то невидимое и жаловался на кошку, которая его, по его словам, напугала и ударила. После того как дети улеглись обратно, Аркадий быстро заснул, а Орест продолжал стонать.
На рассвете, измученный болью в груди, Орест едва добрался до дома, у него начали судорожно сокращаться мышцы, появились сильные боли в спине и голове, а вскоре и страховидные судороги. Его дыхание стало затрудненным, глаза покраснели, и он не мог ни есть, ни пить, превратившись из красивого мальчика в настоящего уродца.
Спустя неделю мы отвезли его к известному доктору Дашкевичу в Орел. Доктор, удивленный нашей историей, предложил поместить его в больницу. Там он распорядился обследовать Ореста, но после осмотра с иронией заключил, что мальчик родился просто таким уродом и его нельзя вылечить. Мы пытались возразить, на что он предложил использовать тресковый жир и приготовить ванну из сенной трухи, чтобы мальчик мог пропотеть. После этого доктор ушел.
После приобретения сего, мы доставили сына домой и следовали всем указаниям врача, но его состояние ухудшилось: он начал страдать от одышки, у него появились галлюцинации и он приближался к смерти, чего сам желал из-за невыносимых болей. Наше семейное горе было велико, а мать переживала более всех. Она обошла соседей, спрашивая, не знают ли они русской знахарки, так как доктор посоветовал потом обратиться к такому человеку. Соседка-вдова священника посоветовала нам, вместо этого, провести молебен Божьей Матери Троеручице и отдать ситуацию на волю Божью.
Я и дети на рассвете отнесли сына в церковь, где мы прочитали молитвы, окропили его святой водой и дали ему выпить из неё. После этого он смог вернуться домой и спокойно заснул.
Наш мальчик спал почти сутки, ворочаясь и издавая звуки во сне. На следующее утро он вскочил с кровати, радостно объявив матери, что он полностью выздоровел, и теперь он продолжает обучение в учебном заведении Орловского уезда. Это было беснование и духовные проблемы они и решаются только духовно по сути. Но в тот момент мы не сразу поняли.
Второй случай
В другом случае, в ночь с 23 на 24 июня 1858 года, женщина по имени Вера, известная своим угрюмым характером, вступила в словесную перепалку с соседскими детьми. Я слышал их ссору, так как она жила рядом, но решил отложить разговор с ней до утра. Однако, поздно ночью муж Веры пришел ко мне и попросил помощи, так как его жена была в ужасном состоянии. Я взял ключи от церкви, но он сказал, что не нужно приносить святые дары, а нужна книга, которую я читал над своим сыном во время болезни.
Я отправился к ним и увидел много народа вокруг, а Вера вели себя очень странно. Несмотря на её сопротивление и оскорбления, я начал читать молитвы по изгнанию бесов, и после упорной борьбы бес, говоривший через неё, согласился уйти. Я продолжал читать молитвы, пока Вера не упала без сознания. После того как она пришла в себя, она попросила отслужить молебен святому Иоанну Предтече.
Третий случай
В одной из деревень моего прихода, именуемой Зайцево, живут довольно обеспеченные, верующие крестьяне, подчиняющиеся министерству госимуществ. Особенно хорошо устроились два брата, которые с семьями обитают в отдельных домах. Но их жены частенько ввязываются в ссоры. В один прекрасный день одна из них решила проветрить приданое и развесила его на заборе. Через некоторое время, собирая вещи, она заметила на своей рубашке порез у сердца и подумала о своей сопернице. Внезапно её охватила боль и слабость. Всю ночь она вела себя беспокойно, вопила и говорила о самоубийстве. Потеряв всякое чувство родства и скромности, она вела себя безумно, и её муж рассказал об этом соседям. Те решили, что это порча и нужно везти бедняжку к знахарю, но бабушка посоветовала обратиться к священнику. При моем прибытии с крестом и молитвенником, она вела себя еще хуже. Но после моих молитв, освящения и святой воды, она успокоилась и попросила прощения, чувствуя лишь боль в костях. Теперь она полностью здорова.
Признание бесов
Священник этот делает следующий вывод.
Осознавая мощные средства борьбы с нечистой силой, христианин не должен пасовать перед злыми духами, вооружившись верой. К сожалению, не все пользуются этими инструментами из-за незнания, неверия или страха перед злом. Многие забывают, что влияние бесов сильно ограничено, особенно после пришествия Христа.
Из жизнеописаний святых мы знаем, что сами демоны признавали свою слабость после Господнего пришествия и Его крестной смерти. Бес признал перед святым Нифонтом, что стал слабым после распятия Иисуса. Сатана жаловался святому Антонию, что лишился власти и прибежища, так как имя Христа славится везде. Другой бес плакался святому Потиту, что молодой человек его победил, и теперь ему некуда укрыться. Диавол, появившийся перед святым Пахомием, сетовал, что тот не только его унизил, но и научил это делать других, окружив их страхом Божьим, до такой степени, что его слугам невозможно приблизиться к ним.
Эта сила и власть над злыми духами началась с воплощения Бога Слова и дарования нам силы противостоять врагу.
Божественное промышление позволяет злым духам иногда тревожить человека не для его гибели, а для того чтобы через испытания и невзгоды человек пришел к покаянию и обратился к Господу. Так, в своих замыслах на уничтожение, диавол неожиданно становится инструментом спасения.
Святой Пахомий слышал это от самого диавола, который признался, что с воплощением Божественного Слова, его силы были ограничены, и в итоге его победы нередко оказываются на пользу человечеству.
Суеверие: колдуны не могут изгонять бесов
Что касается суеверий, то идея о том, что колдуны могут вызывать или изгонять демонов, является пустым заблуждением. Не стоит бояться или паниковать перед такими явлениями, ведь без воли Высшего ни одно событие не может произойти, включая те, которые выходят за рамки обыденности. Все находится под контролем Божественного провидения.
Иногда люди ошибочно называют "кликушами" тех, кто на самом деле страдает от нервных расстройств, вызванных физическими болезнями, семейными проблемами или изнурительной работой. Эти женщины, не совершившие злодеяний, заслуживающих присутствия злого духа, на деле нуждаются в сочувствии и лечении, а не в обвинениях в одержимости, что может быть вредно и грешно.
Не обвиняй никого в бесновании
Даже признавая реальность беснования как исключительно редкого явления, важно не приписывать каждому непонятному недугу демоническое происхождение. В большинстве случаев, подходящее медицинское лечение помогает в выздоровлении, что доказывает отсутствие демонического вмешательства.
Некоторые христиане, ищущие помощи у темных сил, забывают о том, что враг спасения не принесет ничего, кроме вреда. Поэтому многие обращаются к колдовству, гаданиям и заклинаниям, против чего Господь предостерегал через Моисея, обещая за такие деяния серьезное покаяние и отлучение от Святых Таинств.
Грех и желание узнать будущее
Следовательно, такие поступки считаются немалым грехом, однако многие люди продолжают совершать их, ища развлечения или ответы на вопросы будущего, не осознавая всей серьезности своих действий. Но вместо этого христианину следует найти более благородные и невинные занятия, а тем, кто ищет предсказаний будущего, стоит смиренно довериться Божественному промыслу, обратиться к Небесному Отцу и с верой ожидать направления своих дел к лучшему исходу.
Стремление узнать то, что предначертано, часто толкает людей к печальным и бесполезным методам, которые могут быть даже незаконными и чреватыми опасностями. Ведь попытки предсказать будущее через гадания и ворожбу - это безрассудная попытка узнать то, что затаило в себе время и что Бог оставил за пределами человеческого понимания. На кого же вы надеетесь, когда пытаетесь открыть завесу будущего? Ни зеркала, ни свинец, ни воск не обладают душой и не способны вам помочь; подслушивания и прочие суеверные практики - не что иное, как абсурд. Ваше гадание, ваши обряды - не более чем безумие. И кто остаётся в качестве источника информации? Лишь коварный обманщик и враг душ - дьявол, который всегда готов предложить свои услуги. Не зря в определённых обрядах запрещается использовать символы веры.
Видимо, гадатели боятся, что такие символы могут уничтожить иллюзорную силу зла или отогнать его, оставив их без ответов. Но что может сказать вам дьявол? Ведь он - олицетворение обмана и лжи. Как можно ожидать от него чего-то полезного или правдивого? Что он хочет, обучая вас практиковать противозаконные и богохульные действия? Вашей же погибели. И помните, что Бог может позволить вам стать жертвой его разрушительных замыслов.
Осторожно!
Будьте настороже перед всякой магией и заклинаниями, ведь это дело злых духов. Христианам следует полагаться на Бога, а не на сатану. Наш Господь всесилен, и даже дьявол дрожит перед Ним. Во всех трудностях и страданиях мы должны обращаться к Небесному Отцу через Его служителей, а при болезнях также и к врачам, но никогда не к колдунам.
Помощь
В случаях страданий христианам следует искать помощи у Бога, и через Его служителей они всегда найдут спасение. Церковь предусмотрела особые молитвы на все случаи жизни и через них передает благодать от Господа; помимо этого, Церковь предлагает множество благодатных средств: таинства покаяния, причащения, елеосвящения, крест, святые иконы, мощи святых, освященное масло и многое другое.
Господи, не допусти нам вступать в сговор со врагом нашего спасения!
Таков вывод сделал священник, рассказавший случаи из жизни.
Составлено на основе «Ангелы и демоны». — М., 1906.
Слава Богу за все!