Я получил огромное удовольствие, читая книгу Виктора Суворова «Советская военная разведка». Мощная книга. Если наши писатели, пишущие о современной разведке, всё время решают для себя задачу о том, что можно писать, что нельзя писать, то книга Виктора Суворова «Советская военная разведка» описывает всю систему и методы советской разведки. От задачи и методов работы спецназа, учебы на различных факультетах академии ГРУ, до работы с резидентурой, с агентурой, приёмами добычи и обработки информации.
Очень интересно было читать про «конкуренцию фирм» ГРУ и КГБ. В основном, Суворов пишет о системе ГРУ, как она построена, о его принципах и методах работы. Пишет очень увлекательно. Чем интересна эта книга? Как известно, Виктор Суворов, он же Владимир Богданович Резун – советский разведчик, работавший под дипломатическим прикрытием. В 1978 году он бежал в Великобританию. Предвижу гнев некоторых ура-патриотов, что, мол, не гоже читать и рекламировать книжки предателя. Ха! Да у нас все руководители-коммунисты в предателях ходили. О Горбачеве будем говорить? О Шеварднадзе? О Дудаеве и Масхадове? О прочих деятелях? После этих личностей, какой-то капитан Резун – мелочь незаметная. Напомню, что никто не видел дело Резуна и не вправе судить о его поступке. А все интервью о нём – банальные медийные пустышки. Так вот. Повествуя о советской разведке, Суворову (Резуну) не было смысла что-то утаивать. Он пишет всё, как было на самом деле, без утайки, системно и очень подробно. В этом и заключается главная ценность его книги для историков и всех интересующихся данной темой. После прочтения книги «Советская военная разведка», начинаешь более критически подходить к другим книгам и фильмам про разведчиков.
Очень интересен экскурс в историю разведки.
«На чем стоял коммунизм?
На страхе.
А страх?
На стукачах. На внутренней разведке.
В составе КГБ было Первое главное управление, которое действовало за рубежами Советского Союза, в составе Вооруженных Сил было ГРУ.
Первое главное управление КГБ и ГРУ — это две в какой-то мере сопоставимые величины, хотя и тут надо принимать во внимание небольшую подробность. Первое главное управление КГБ занималось за рубежом разведкой и контрразведкой, а ГРУ — только разведкой. Потому во всех советских посольствах и других официальных представительствах чекистов было ровно вдвое больше, чем военных разведчиков ГРУ.
Потому надо сравнивать ГРУ не со всем Первым главным управлением КГБ, а только с теми подразделениями Первого главного управления, которые вели разведку.
Между этими разведывательными структурами было много общего, но все же различий было больше. Вызвано это было тем, что КГБ и Советская Армия решали принципиально разные задачи. С самого первого момента возникновения и до самого последнего дня существования коммунистической диктатуры главной задачей тайной полиции ЧК-ГБ была защита этой диктатуры от внутренних врагов — то есть от собственного народа.»
Я с удивлением узнал, что существовали разведчики в системе железнодорожного, речного транспорта, в торговле и промышленности.
От серьёзного до курьёзного в нашей стране почти ничего не отделяло. Никогда не задумывался, почему у нас не использовался детектор лжи.
«В Советском Союзе врали все. Врал генеральный секретарь с высокой трибуны очередного съезда КПСС, врала училка на уроке истории, врала тетка из телевизора и дядька и репродуктора, врал лектор ЦК КПСС и замполит батальона, врала газета «Правда» — не только на первой странице, но и на последней, где был прогноз погоды на завтра.
И вот давайте представим себе, что советские академики создали детектор лжи. Сажают парнишку, поступающего на Первый факультет Военно-дипломатической академии, задают первый и главный вопрос: веришь в коммунизм?
И он отвечает: «Да!»
И детектор подтверждает: не врет! Верит!
Что делать членам отборочной комиссии с таким кандидатом? Только одно: пожать плечами и тихо спросить, как этот идиот сюда попал. Ибо не может нормальный человек верить в коммунизм.
Вот почему в Советском Союзе обходились без детекторов лжи: в безбрежном океане вранья это была совершенно бесполезная штука, как компас на магнитном полюсе.
Детекторов лжи не было в Советском Союзе еще и потому, что вожди понимали: это страшное оружие будет повернуто прежде всего против них самих.
Что же пытались выяснить опытные психологи, задавая тысячи вопросов из самых разных сфер человеческих знаний?
Вы будете смеяться, но прежде всего они пытались установить наличие или отсутствие чувства юмора. Многовековой опыт человечества показывает, что человек без чувства юмора, на первый взгляд кажущийся очень умным, на самом деле оказывается дураком. И наоборот, ни на что не годный на первый взгляд дурак, заваливший все экзамены, но наделенный чувством юмора, в конечном итоге оказывается умным.»
Большое внимание Суворов уделяет академии ГРУ. Приводит подробные данные о факультетах, рассказывает чему и как учат на них. Даётся подробное описание занятий, которые проводят с женами слушателей академии. Все направлено на выполнение разведывательных задач. Жены, в последующем, должны тоже работать на разведку. Автор рассказывает, как и чем занимаются жены добывающих офицеров.
Был в немалой степени удивлён повествованием о том, как в разведку, особенно в спецназ, набирали инвалидов. Кстати, деятельности сил специального назначения автор уделяет немало места в своей книге.
Автор книги интересно рассказывает об экономике СССР в разрезе разведки. По каким направлениям должен работать разведчик? Не предполагал, что на основании заявок от промышленности, ежегодно составлялся справочник по проблемам, которые не могли решить советские специалисты.
«Материалов со всех конструкторских бюро страны набиралось на толстую книгу размером с телефонный справочник. Разумеется, эта «книга заказов» была закрыта грифом «Совершенно секретно». В книге было указано все, что требовалось советским конструкторам — Туполеву и Сухому, Янгелю и Расплетину, Карцеву и Харитону, Макееву, Морозову и всем остальным. Так каждому добывающему офицеру становился совершенно ясен весь спектр интересов советского военно-промышленного комплекса. Денежные суммы, которые каждый заказчик был готов заплатить за добытые документы и образцы, в книге не указывались: утечка такой информации вскрывала бы самые болезненные точки нашего ВПК и показывала, чего он действительно стоил. Поэтому такая информация раскрывалась руководством ГРУ отдельным офицерам только тогда, когда они выходили на возможного поставщика документов или образцов по конкретной «теме», и можно было начинать переговоры о цене.
Книгу с заказами ВПК рассылали во все дипломатические резидентуры ГРУ. Хранилась эта книга у первого шифровальщика. С ее содержанием первым знакомился резидент, затем его заместители, а потом добывающие офицеры в соответствии с негласным старшинством. Позднее книгу можно было взять и некоторое время полистать в присутствии одного из шифровальщиков в специально на то отведенном и соответствующим образом оборудованном и защищенном помещении.
В книге было полсотни разделов: навигационные системы, военная медицина, ядерные реакторы, средства спасения подводных лодок, противотанковые управляемые снаряды и тому подобное. В каждом разделе — сотни пунктов. Каждый добывающий офицер искал в книге то, на что можно было выйти через свою агентуру или через тех знакомых, которые пока не завербованы, но с которыми велась подготовительная работа. Многие пункты и целые разделы можно было пропускать не глядя, ибо выходов на соответствующие источники не было и не предвиделось, другие темы были интересны, ибо такие выходы просматривались.
Никто в Советском Союзе не знал точно, сколько денег уходило в военно-промышленный комплекс каждый год, но в любом случае это была астрономическая сумма. Если в Советском Союзе строили подводную лодку, Министерство обороны не интересовалось ее стоимостью — расходы на строительство оплачивало Министерство судостроительной промышленности, и в бюджете эти расходы проходили как расходы на судостроение. (Кстати, это министерство и все его учреждения, НИИ и КБ практически не занимались конструированием и производством гражданских судов. Большинство проектов гражданских судов или сами суда покупались Советским Союзом в Польше, Восточной Германии, Югославии, Болгарии, Италии, Франции, Норвегии, Швеции, Дании и других странах).
Основой любой советской пятилетки был не пропагандистский пятилетний план, о котором писали в газетах, а другой, секретный план, основанный на планах военно-промышленного комплекса. Показатели всех отраслей советской экономики были неразрывно связаны с планами военно-промышленного комплекса и зависели от них. Советская наука тоже в основном работала на военно-промышленный комплекс. Ее официальный бюджет в три раза превышал бюджет Министерства обороны, но задумайтесь: чем занимались советские ученые, если Советский Союз, запустивший первый искусственный спутник Земли, не смог самостоятельно наладить производство малолитражных автомобилей и был вынужден закупать технологии их производства в Италии? Что это за наука такая, если, создавая уникальные загоризонтные радары, СССР был вынужден покупать технологии производства обычных бытовых телевизоров во Франции? Расходы на науку были еще одной статьей в бюджете, в которой вожди Советского Союза прятали часть военных расходов.
Удивительно, но факт: такие грандиозные разведывательные операции ГРУ, как похищение технической документации американской атомной стратегической подводной лодки «Джордж Вашингтон» (на основе которой в Советском Союзе был разработан проект подводных лодок 667А «Навага»; советские военные моряки дали ему прозвище «Ваня Вашингтон») и переносного зенитно-ракетного комплекса FIM-43 Redeye (на основе которой был разработан советский ПЗРК «Стрела-2») не стоили ГРУ ни копейки собственных средств.»
Работа добывающих офицеров была изматывающей. Поистине, адской была работа военных атташе (ВАТ) и военно-морских атташе (ВМАТ). Фактически атташе так же были добывающими информацию офицерами, только находились под пристальным вниманием контрразведки. Москва беспощадным образом давила на офицеров, требуя результатов, постоянно угрожая отозвать их в Москву и назначить куда-нибудь на станцию радио-технической разведки в тайгу или тундру. Для классификации добытой информации были введены понятия:
«• ПИ (произносилось как «пэ-и») — представляет интерес. На жаргоне ГРУ — «пичужка» (оценка также имела несколько непечатных прозвищ). Эту оценку имел право ставить старший информационной группы; он же имел право выдвинуть на более высокую оценку уже оцененный материал.
• Ц — ценно. На жаргоне ГРУ — «ценняк», «цинк», «циновка», «циркуль». Эту оценку имел право ставить начальник направления и его замы. Кроме того, они имели право предлагать вышестоящему руководству более высоко оценить уже оценивавшийся ранее материал.
• ОВ — особой важности. На жаргоне ГРУ — «овал» или «овечка». Эту оценку мог ставить начальник ГРУ, его зам по информации и начальники обрабатывающих управлений. «Овечка» была оценкой исключительной. К первой «овечке» в обязательном порядке шел орден (как минимум — орден Красной Звезды) или досрочное звание. Одна оценка ОВ за три года командировки гарантировала триумфальное возвращение на родину и выезд в следующую командировку.»
В книги раскрыты методы вербовки, работы с агентами. Приводятся примеры. Например, мне запомнился эпизод покупки нашими разведчиками одного экземпляра атомной бомбы. Виктор Суворов подробно раскрывает вопрос, почему иногда на высылку наших дипломатов, мы не реагируем зеркально. Почему мы не убираем перебежчиков. Судьбы разведчиков, порой, складывались драматично.
«Капитан 2-го ранга Евгений Михайлович Иванов, советский военный разведчик, в 1960–1963 годах работавший под дипломатическим прикрытием в должности помощника военно-морского атташе посольства СССР в Великобритании. Капитан 2-го ранга Иванов прорвался в такие сферы, которые не снились никакому Джеймсу Бонду: его агентом была Кристин Килер, любовница военного министра третьей мировой ядерной державы. Она влюбилась в Иванова
Интересно, что в 1993 году Кристин Килер приезжала в Москву, чтобы вновь встретиться с Евгением Ивановым. Эта встреча произвела на нее удручающее впечатление.
В своих воспоминаниях она писала: «Евгений обнял меня, поцеловал и вручил коробку русских конфет. Мы гуляли по Красной площади. В свои 67 лет Евгений по-прежнему любил водку. Но он потолстел, поседел и уже не был тем большим могучим медведем, который лежал в моей постели. И вот что удивительно: я поняла, что едва знаю мужчину, который сыграл такую огромную роль в моей жизни. Евгений признался, что чувствовал себя виноватым из-за того, что изменил со мной своей жене. Узнав об этом, она сразу ушла от него, и Евгений больше никогда не женился. Он был несчастным одиноким человеком, жившим в квартире, которую постыдился показать мне. Лишь сказал, что слишком беден. Мир, ради которого он шпионил, канул в Лету, как и сам этот красивый советский агент в форме военно-морского офицера».
Супруга Иванова, будучи с мужем в Лондоне забеременела, они очень хотели детей. Но Москва, посчитав роды в Англии неуместными, настояла на аборте. Больше детей супруга иметь не могла. В Москве они развелись, из-за этого Советское государство «отблагодарила» своего выдающегося разведчика двушкой на окраине Москвы и орденом Ленина. Менее, чем через год после встречи с Кристин Келер, Евгения Иванова нашли мёртвым в своей квартире. По событиям связанными с Килер и Ивановым в 1998 году был снят фильм «Скандал»
В статье «Темная сторона советской разведки», которую можно прочесть здесь, я писал о своём знакомом, бывшем офицере ГРУ. Как-то в Москве зашел к нему в гости. Убогая хрущевка, жена давно от него ушла. Выпили, точнее, напились. Хорошо помню его слова о том, что сожалеет, что не остался на Западе, жил бы как человек. Я был крайне удивлен, только сейчас понимаю, что удивляться было нечему. Эти люди имеют феноменальные знания и навыки. Они могут всё, у них огромные заслуги перед Родиной.
Очень многие полжизни стремятся поступить в академию ГРУ только для приобретения соответствующих знаний и навыков, которые особенно ценны в наши дни. Но как говорится, Бог даёт копеечку, а черт – дырочку. Бывшие добывающие офицеры выходят на пенсию глубоко больными алкоголизмом людьми. И остановиться они уже не могут. Вбитая им в подсознание уверенность, что они всё знают, всё могут, им не нужны советы, не позволяют им обратиться за наркологической помощью. Тот мой знакомый рассказывал, что большинство его сослуживцев спились. Его и самого давно уж нет. Однажды он ушел в запой и……..
Основа организации разведки, думаю, сохранилась. Изменились лишь нюансы, технические средства. Ушел в историю монстр под названием КПСС. Всеобщая компьютеризация оказала большое влияние на методы ведения шпионажа. Хочется думать, что государство стало относиться к своим героям более внимательно.
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы!
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал