Найти тему
Катехизис и Катарсис

Битва при Алжубарроте или «лопата против кастильцев»

Это иллюстрация из шеститомного труда Recueil des croniques d’Engleterre Жана де Ваврина, а изображает она события августа 1384 года: битву при Алжубарроте между португальцами и кастильцами.

Фернанду I, король Португалии, наследников оставить не успел, а его дочь вышла замуж за кастильского монарха Хуана I. Отличные основания для претензий на трон, но была проблема — Жуан, брат Фернанду, незаконный сын предыдущего короля. Такие ситуации редко решались в Средневековье без крови, что поделать.

Как мы уже не раз говорили в постах о Столетней войне (пребывавшей на то время в разгаре), иберийские государства были достаточно вовлечены в общую политику Западной Европы. При этом уже оформились прочные отношения между Португалией и Англией (которые будут играть роль аж до ХХ века и весьма ярко проявятся в тех же Наполеоновских войнах — а это сколько веков пройдёт!). Кастилия же, напомню, была весьма близка к Франции, хотя и не всегда их можно было назвать настоящими союзниками.

Хуан I
Хуан I

Поэтому ничего удивительного, что когда Хуан I вторгся в Португалию, на его стороне была французская конница — а комитет по торжественной встрече, помимо помимо войск самого будущего Жуана Великого, составляли также и английские лучники. Принимающая сторона заняла позицию на окружённом небольшими водными преградами холме.

Звучит знакомо, не правда ли? Вот и ход сражения окажется похож на пресловутое Креси, но как я уже не раз говорил — секрет тут не в самих по себе длинных луках. Увы, хотя кастильцы обладали очевидным численным преимуществом (сознательно не привожу цифр, поскольку там всё очень запутано и явно завышено: однозначен лишь сам факт превосходства испанской стороны), а скорее всего — и качественным, реализовать это никак не получилось.

Тут, как и в более известных событиях эпохи Столетней войны, были допущены буквально все возможные ошибки. И людей погнали в бой прямо с марша, и о какой-либо организованности в действиях отрядов на стороне Кастилии речи не шло, и манёвры были предприняты достаточно странные (насколько мы можем о них судить).

-2

Как итог — всем знакомая картина тяжёлых потерь наступающих от английских луков, а далее — полное смешение боевых порядков, потеря морали и дезорганизованное отступление. Во время преследования хозяева поля нанесли кастильцам ещё более страшные потери, чем в самой битве: список погибших знатных людей не такой впечатляющий, как при Креси, но также весьма солидный.

Замечу, кстати, что битва при Алжубарроте — не первое столкновение этой кампании: ещё весной при Атолейруше конница на службе Кастилии также оказалась бессильна против португальцев. И дело тут, опять же, не в чудесах стрельбы из лука, а в посредственном управлении войсками, командиры которых считали, будто обилие конницы компенсирует любые ошибки. Увы, но на практике это было не так — в чём "рыцарские" армии регулярно имели возможность убедиться ещё задолго до эпохи терций с ландскнехтами.

Итогом битвы явилось не только становление Жуана I королём Португалии, но и рождение популярной народной легенды о Булочнице из Алжубарроты: местной даме по имени Бритеш ди Алмейда, которая якобы обнаружила в своём доме семерых кастильцев, скрывшихся с поля боя. И перебила их... лопатой. Это легенда, конечно, но весьма значимая для португальской культуры.

Grand Orient