Найти в Дзене
Хроники св. Женевьевы

За единорогами. Музей Клюни

Но сначала были термы, коих в Лютеции функционировало целых три, сохранились самые большие, примкнувшие со временем к прекрасному средневековому отелю, и этот комплекс в итоге объединил более 1000 лет парижской истории. Термы, как утверждают, строились в начале II в. и предоставляли все положенные услуги, залы с горячей и холодной водой, комнаты отдыха, гимнастический зал, атриумы, сады. Водой термы снабжал акведук, фрагменты которого, обнаруженные в XVI веке, стали предметом огромного интереса парижан. От него практически ничего не найти, но часть опор сохранилась в городке Аркёй, получившем название как раз от античных арок, на южной границе Парижа. В какой-то момент горожане начали называть термы дворцом, иногда дворцом Юлиана (того самого Отступника), современные ученые считают, что здание использовалось для каких-то административных надобностей, но название, Palais des Thermes, не вышло из употребления и в XIX столетии. Термы пришли в упадок во время норманнских набегов, но не

Но сначала были термы, коих в Лютеции функционировало целых три, сохранились самые большие, примкнувшие со временем к прекрасному средневековому отелю, и этот комплекс в итоге объединил более 1000 лет парижской истории.

Термы Клюни. 1856 г.
Термы Клюни. 1856 г.

Термы, как утверждают, строились в начале II в. и предоставляли все положенные услуги, залы с горячей и холодной водой, комнаты отдыха, гимнастический зал, атриумы, сады. Водой термы снабжал акведук, фрагменты которого, обнаруженные в XVI веке, стали предметом огромного интереса парижан. От него практически ничего не найти, но часть опор сохранилась в городке Аркёй, получившем название как раз от античных арок, на южной границе Парижа.

Lyonel Feininger. Карнавал в Аркёйе. Художественный институт Чикаго.
Lyonel Feininger. Карнавал в Аркёйе. Художественный институт Чикаго.

В какой-то момент горожане начали называть термы дворцом, иногда дворцом Юлиана (того самого Отступника), современные ученые считают, что здание использовалось для каких-то административных надобностей, но название, Palais des Thermes, не вышло из употребления и в XIX столетии. Термы пришли в упадок во время норманнских набегов, но не разрушились полностью. До наших дней лучше всего сохранился фригидарий, а вообще, вся площадь терм с садами занимала более 6000 м2, между горой Сент-Женевьев и сегодняшними бульварами Сен-Мишель и Сен-Жермен.

Римская мозаика. Musée national du Moyen-Âge.
Римская мозаика. Musée national du Moyen-Âge.

В 1856 г. во время строительства бульвара Сен-Мишель была обнаружена мозаика, на которой крылатый бог (Эрот?) восседает на дельфине. Предполагают, что она украшала термы. Считается, что бани вообще были украшены сюжетами с водной тематикой, а холодный зал хранит единственные в своем роде украшения, не встречавшиеся больше нигде в римских постройках - консоли в виде носов лодок, что позволяет предположить важность местных лодочников уже в те времена.

Achille Poirot, Вид фригидария. 1845 г.
Achille Poirot, Вид фригидария. 1845 г.
Неизвестный автор. Колледж Клюни. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet
Неизвестный автор. Колледж Клюни. ©Musee de la Ville de Paris, Musee Carnavalet

В 1260-м гг. в Париже был основан колледж Клюни, одного из самых обширных, богатых, влиятельных аббатств средневековой Европы, развивавшегося с Х-го века в Бургундии. Аббат Клюни, Ив де Вержи, приобрел землю к югу от сегодняшней площади Сорбонны, со временем возвели часовню, библиотеку, хозяйственный постройки. Предназначался колледж для изучения философии и теологии. Позже разрешили изучать каноническое право. Все монастыри, зависящие от аббатства Клюни были обязаны направлять студентов на обучение в Париж. Всего их было около 30.

Hazé, François-Alexandrе. Кажется, это вид часовни уже после того, как Давид оттуда съехал. _© Bibliothèque nationale de France
Hazé, François-Alexandrе. Кажется, это вид часовни уже после того, как Давид оттуда съехал. _© Bibliothèque nationale de France

Колледж Клюни стал во время революции национальной собственностью, помещения его использовались для разного. Часовня, например,
долгое время служила мастерской живописцу Давиду. Именно там
публично выставлялись некоторые его картины, в том числе картина
"Леонид при Фермопилах" 1814 г. Часовня была снесена в 1833 г., остатки колледжа - при прокладке бульвара Сен-Жермен.

Henri Édouard Truchot. Двор отеля Клюни. Musée national du Moyen-Âge.
Henri Édouard Truchot. Двор отеля Клюни. Musée national du Moyen-Âge.

В это же время, т.е в XIII веке, аббаты Клюни осознали необходимость своего представительства в Париже, для чего им нужна была резиденция, конечно. Первое здание известно только по документам, а нынешний особняк был построен в конце XV века Жаком д'Амбуазом, аббатом Клюни. Участок же был приобретен раньше, вместе с термами, и архитектурный проект отеля Клюни изначально предполагал их интеграцию в новый особняк, как говорят еще из соображений экономии, сносить их было гораздо дороже.

Вид на отель Клюни
Вид на отель Клюни

И если вдруг кто-то решит выбрать самое красивое задние в Париже, то я точно буду голосовать за это. Отель Клюни, хоть и строившийся уже на излете стиля, объединяет все, что обычно привлекает в готической архитектуре: башни, башенки, остроконечные крыши, каменная резьба, гербы (множество ракушек украшает стены отеля, это герб владельца, такая ракушка - символ его небесного покровителя, св. Иакова, св. Жака на фр.) и девизы, гаргульи-водостоки, стрельчатые окна и арки, окна-розы. Это был красивый, комфортный городской особняк, призванный подчеркнуть, а то и повысить статус владельца за счет использования дорогих материалов, богатого декора, сложного плана.

Э. Виолле-ле-Дюк. Dictionnaire raisonné de l'architecture française du XIe au XVe siècle
Э. Виолле-ле-Дюк. Dictionnaire raisonné de l'architecture française du XIe au XVe siècle

С бульвара Сен-Мишель видны термы, с бульвара Сен-Жермен почти ничего не видно за деревьями сада, лучший вид открывается с площади Paul Painlevé, где главный вход во двор через каретные ворота, украшенные виноградными лозами. Лестничная башня по центру фасада, в правом крыле располагались кухни, через левое крыло с его арками можно было пройти в термы, над которыми были созданы висячие сады. Есть еще несколько входов, например в современной части здания на ул. Сомерар, что построили совсем недавно и через сад.

Théodore Henri Mansson, La chapelle de l'hôtel de Cluny, 1845, Musée national du Moyen-Âge. Часовня отеля Клюни.
Théodore Henri Mansson, La chapelle de l'hôtel de Cluny, 1845, Musée national du Moyen-Âge. Часовня отеля Клюни.

Самое примечательное сохранившееся помещение в отеле - часовня. Украшали ее двенадцать коленопреклоненных статуй членов семьи Жака д'Амбуаза, ныне отсутствующие. Апсида часовни выходит в сад, по нашему на втором этаже, поэтому поддерживается небольшой колонной.

Часовня. Вид из сада
Часовня. Вид из сада

Отель регулярно принимает аббатов Клюни и некоторых других важных персон, иногда и против их воли. Считается, что здесь какое-то время держали вдову Людовика XII, юную Марию Тюдор, сестру английского Генриха VIII. Французской королевой она была очень недолго, буквально несколько месяцев, король умер, детей не случилось, так вот королеву сюда заключили, чтоб она вдруг не объявила, что ждет ребенка и эээ не подтвердила слова действиями, так скажем, потому что на престол уже претендовал племянник умершего короля, Франциск, ставший Первым. Есть версия, что здесь же она обвенчалась с любимым, с Чарльзом Брендоном, против воли братца.

В XVII в.  отель служил резиденцией папских легатов. В XVIII особняк уже делили несколько арендаторов, в лестничной башне организовали обсерваторию, в часовне -типографию. Во время революции отель был продан как национальная собственность и подвергался преобразованиям, пока не был приобретен государством в 1843 году. Но покупало его государство уже не просто как объект культурного наследия, за 10 лет до этого в отеле поселился Александр дю Сомерар, старший советник Счетной палаты, знаток и коллекционер средневекового искусства, положивший начало одной из крупнейших и авторитетнейших коллекций, посвященных этому периоду. Музей Средневековья открылся на ее основе. Именем Сомерара названа ведущая к музею улица.

Giraud, Charles. Вид на зал. Франциска I .  Musée national du Moyen-Âge. . Сегодня такого зала уже, конечно, нет.  Кажется, что это вид зала, который хранил еще только предметы, собранные А. Сомераром.
Giraud, Charles. Вид на зал. Франциска I . Musée national du Moyen-Âge. . Сегодня такого зала уже, конечно, нет. Кажется, что это вид зала, который хранил еще только предметы, собранные А. Сомераром.

Скульптура, мебель, посуда, ювелирные изделия, рукописи, кость, оружие, из Франции и не только сегодня наполняют залы музея Средневековья. Там же выставлены и детали некоторых разрушенных парижских зданий, вроде капителей монастыря Сен-Жермен-де-Пре или найденных голов царей иудейских с Нотр-Дам, которые снесли скульптурам во время революции.

Символом музея, самым известным его экспонатом, тем, что музей официально называет своим главным шедевром, является цикл шпалер, созданных ок. 1500 г. по заказу семьи де Вист из Лиона, "Дама с единорогом". Шпалеры демонстрируют тонкую работу, богатую флору и фауну, обезьянку там можно найти, кролика, куропатку. Где то прочитала, уже не помню, что сегодня зрители с восторгом отмечают красивый розовый цвет фона, а он выцвел за годы, был красным. Шпалеры размещены в отдельном зале, с минимальным освещением. Принято считать, что 5 шпалер изображают 5 чувств, а 6-я с надписью "Мое единственное желание" остается неразгаданной. И трудно же найти более подходящее место для единорогов.