Но сначала были термы, коих в Лютеции функционировало целых три, сохранились самые большие, примкнувшие со временем к прекрасному средневековому отелю, и этот комплекс в итоге объединил более 1000 лет парижской истории.
Термы, как утверждают, строились в начале II в. и предоставляли все положенные услуги, залы с горячей и холодной водой, комнаты отдыха, гимнастический зал, атриумы, сады. Водой термы снабжал акведук, фрагменты которого, обнаруженные в XVI веке, стали предметом огромного интереса парижан. От него практически ничего не найти, но часть опор сохранилась в городке Аркёй, получившем название как раз от античных арок, на южной границе Парижа.
В какой-то момент горожане начали называть термы дворцом, иногда дворцом Юлиана (того самого Отступника), современные ученые считают, что здание использовалось для каких-то административных надобностей, но название, Palais des Thermes, не вышло из употребления и в XIX столетии. Термы пришли в упадок во время норманнских набегов, но не разрушились полностью. До наших дней лучше всего сохранился фригидарий, а вообще, вся площадь терм с садами занимала более 6000 м2, между горой Сент-Женевьев и сегодняшними бульварами Сен-Мишель и Сен-Жермен.
В 1856 г. во время строительства бульвара Сен-Мишель была обнаружена мозаика, на которой крылатый бог (Эрот?) восседает на дельфине. Предполагают, что она украшала термы. Считается, что бани вообще были украшены сюжетами с водной тематикой, а холодный зал хранит единственные в своем роде украшения, не встречавшиеся больше нигде в римских постройках - консоли в виде носов лодок, что позволяет предположить важность местных лодочников уже в те времена.
В 1260-м гг. в Париже был основан колледж Клюни, одного из самых обширных, богатых, влиятельных аббатств средневековой Европы, развивавшегося с Х-го века в Бургундии. Аббат Клюни, Ив де Вержи, приобрел землю к югу от сегодняшней площади Сорбонны, со временем возвели часовню, библиотеку, хозяйственный постройки. Предназначался колледж для изучения философии и теологии. Позже разрешили изучать каноническое право. Все монастыри, зависящие от аббатства Клюни были обязаны направлять студентов на обучение в Париж. Всего их было около 30.
Колледж Клюни стал во время революции национальной собственностью, помещения его использовались для разного. Часовня, например,
долгое время служила мастерской живописцу Давиду. Именно там
публично выставлялись некоторые его картины, в том числе картина
"Леонид при Фермопилах" 1814 г. Часовня была снесена в 1833 г., остатки колледжа - при прокладке бульвара Сен-Жермен.
В это же время, т.е в XIII веке, аббаты Клюни осознали необходимость своего представительства в Париже, для чего им нужна была резиденция, конечно. Первое здание известно только по документам, а нынешний особняк был построен в конце XV века Жаком д'Амбуазом, аббатом Клюни. Участок же был приобретен раньше, вместе с термами, и архитектурный проект отеля Клюни изначально предполагал их интеграцию в новый особняк, как говорят еще из соображений экономии, сносить их было гораздо дороже.
И если вдруг кто-то решит выбрать самое красивое задние в Париже, то я точно буду голосовать за это. Отель Клюни, хоть и строившийся уже на излете стиля, объединяет все, что обычно привлекает в готической архитектуре: башни, башенки, остроконечные крыши, каменная резьба, гербы (множество ракушек украшает стены отеля, это герб владельца, такая ракушка - символ его небесного покровителя, св. Иакова, св. Жака на фр.) и девизы, гаргульи-водостоки, стрельчатые окна и арки, окна-розы. Это был красивый, комфортный городской особняк, призванный подчеркнуть, а то и повысить статус владельца за счет использования дорогих материалов, богатого декора, сложного плана.
С бульвара Сен-Мишель видны термы, с бульвара Сен-Жермен почти ничего не видно за деревьями сада, лучший вид открывается с площади Paul Painlevé, где главный вход во двор через каретные ворота, украшенные виноградными лозами. Лестничная башня по центру фасада, в правом крыле располагались кухни, через левое крыло с его арками можно было пройти в термы, над которыми были созданы висячие сады. Есть еще несколько входов, например в современной части здания на ул. Сомерар, что построили совсем недавно и через сад.
Самое примечательное сохранившееся помещение в отеле - часовня. Украшали ее двенадцать коленопреклоненных статуй членов семьи Жака д'Амбуаза, ныне отсутствующие. Апсида часовни выходит в сад, по нашему на втором этаже, поэтому поддерживается небольшой колонной.
Отель регулярно принимает аббатов Клюни и некоторых других важных персон, иногда и против их воли. Считается, что здесь какое-то время держали вдову Людовика XII, юную Марию Тюдор, сестру английского Генриха VIII. Французской королевой она была очень недолго, буквально несколько месяцев, король умер, детей не случилось, так вот королеву сюда заключили, чтоб она вдруг не объявила, что ждет ребенка и эээ не подтвердила слова действиями, так скажем, потому что на престол уже претендовал племянник умершего короля, Франциск, ставший Первым. Есть версия, что здесь же она обвенчалась с любимым, с Чарльзом Брендоном, против воли братца.
В XVII в. отель служил резиденцией папских легатов. В XVIII особняк уже делили несколько арендаторов, в лестничной башне организовали обсерваторию, в часовне -типографию. Во время революции отель был продан как национальная собственность и подвергался преобразованиям, пока не был приобретен государством в 1843 году. Но покупало его государство уже не просто как объект культурного наследия, за 10 лет до этого в отеле поселился Александр дю Сомерар, старший советник Счетной палаты, знаток и коллекционер средневекового искусства, положивший начало одной из крупнейших и авторитетнейших коллекций, посвященных этому периоду. Музей Средневековья открылся на ее основе. Именем Сомерара названа ведущая к музею улица.
Скульптура, мебель, посуда, ювелирные изделия, рукописи, кость, оружие, из Франции и не только сегодня наполняют залы музея Средневековья. Там же выставлены и детали некоторых разрушенных парижских зданий, вроде капителей монастыря Сен-Жермен-де-Пре или найденных голов царей иудейских с Нотр-Дам, которые снесли скульптурам во время революции.
Символом музея, самым известным его экспонатом, тем, что музей официально называет своим главным шедевром, является цикл шпалер, созданных ок. 1500 г. по заказу семьи де Вист из Лиона, "Дама с единорогом". Шпалеры демонстрируют тонкую работу, богатую флору и фауну, обезьянку там можно найти, кролика, куропатку. Где то прочитала, уже не помню, что сегодня зрители с восторгом отмечают красивый розовый цвет фона, а он выцвел за годы, был красным. Шпалеры размещены в отдельном зале, с минимальным освещением. Принято считать, что 5 шпалер изображают 5 чувств, а 6-я с надписью "Мое единственное желание" остается неразгаданной. И трудно же найти более подходящее место для единорогов.