Найти тему
Журнал «Баку»

Бакинские истории Фуада Ахундова. Первая женская

Исследователь истории Баку, автор многочисленных публикаций, фильмов и телепрограммы «Бакинские тайны», популярный гид Фуад Ахундов по нашей просьбе совершил путешествие во времени, проведя нас по улицам старого и нового Баку. На каждой улице происходило и продолжает происходить множество интересных историй... Путешествие продолжается.

Отец Сары Тагиевой – знаменитый бакинский промышленник Гаджи Зейналабдин Тагиев, некогда сын бедного башмачника из бакинской крепости, начинал подмастерьем каменотеса. Однако благодаря незаурядному уму, трудолюбию и деловой хватке он сумел стать одним из пионеров местной нефтяной индустрии, а также наиболее почитаемым из местных меценатов. Удостоенный множества наград, звания «Потомственный почетный гражданин города Баку», дослужившийся до чина действительного статского советника, что соответствовало генеральскому чину в военной иерархии, Гаджи Тагиев так и «не разжевал даже азбуки соль», о чем можно судить по документам с его весьма своеобразной подписью.

Однако не одолевший грамоту магнат финансировал выпуск одной из популярных городских газет – «Каспия», основал первый в городе театр, где в 1908 году была поставлена первая на мусульманском Востоке опера «Лейли и Меджнун». Самым же выдающимся его достижением является открытие в 1901 году первой светской школы для девочек-мусульманок. При этом Тагиев руководствовался следующим принципом: дав образование мальчику, получаешь одного образованного человека, дав образование девочке, получаешь образованную семью.

Понимая, что подобная идея может встретить прохладное отношение имперских властей, Тагиев благоразумно приурочил открытие школы к коронации Их Императорских Высочеств и даже нижайше испросил разрешения назвать школу именем последней российской императрицы Александры Федоровны. Но была проблема посерьезнее – местное духовенство, которое могло заблокировать всю идею одной фетвой – запретом на посещение школы. Аргументы мулл-радикалов сводились приблизительно к следующему: наши бабки не ходили в школы, наши матери не ходили в школы, с какой стати посылать в школы наших дочерей?

Чтобы преодолеть это препятствие, Тагиев решился на довольно необычный шаг. Он отправил доверенного человека в Иран ко всем ведущим шиитским религиозным деятелям (муджтахидам) и у каждого получил письменное благословение на открытие женской школы в Баку как не противоречащей постулатам Корана (что было абсолютной правдой). Именно этими письмами впоследствии нейтрализовали аргументы наиболее рьяных оппонентов.

Так в октябре 1901 года в Баку появляется первое на Востоке светское учебное заведение для девушек-мусульманок, носившее название «Александринское русско-татарское педагогическое училище». На строительство здания было потрачено 65 тысяч рублей, еще 125 тысяч Тагиев вложил в банк неприкосновенным капиталом, проценты с которого шли на поддержание школы. Таким образом, выражаясь современным языком, была создана жизнеспособная бизнес-модель женского учебного заведения пансионного типа.

Однако оставалась нерешенной не менее важная сторона, называемая ныне образовательным контентом. Его обеспечила супруга Гаджи Зейналабдина Сона ханым Тагиева-Араблинская, выпускница одной из престижных бакинских женских школ – заведения Святой Нины. Поскольку по уставу преподавательницы должны были быть исключительно мусульманского происхождения, костяк препсостава составили татарки. Преподавание велось на русском языке, а за основу учебного плана была взята программа российских четырехклассных женских школ. Исключение составляли Закон Божий и уроки рукоделия и домоводства «применительно к потребностям мусульманской семьи».

Сара ханым Тагиева, средняя дочь Гаджи Зейналабдина Тагиева, сохранила раритетные документы, связанные с деятельностью своего отца, вплоть до воспоминаний выпускниц основанной им школы. Сегодня нет в живых ни одной из выпускниц тагиевской женской школы, как нет и самой Сары ханым, однако собранные ею в 1950–1960-е годы воспоминания служат незаменимым источником информации о первом светском учебном заведении для мусульманских девочек.

Продолжение следует.

Еще из цикла «Бакинские истории Фуада Ахундова»:

Дом с глициниями

Человек, стерший свое прошлое

Записал Вячеслав Сапунов

Иллюстация: Варвара Аляй

https://baku-media.ru