...связанных с одним из самых узнаваемых символов Петербурга — памятником основателю города Петру Первому.
Захотелось освежить сведения и внести некоторую ясность по случаю очередной годовщины установки памятника.
Пожалуй, всем известно, что Медный всадник в действительности не медный, а бронзовый. Сложно сказать, зачем Пушкину понадобилось вводить читателей в заблуждение, но за двести лет оно укоренилось — видимо, навсегда.
Всем известно, что Гром-камень для установки бронзовой статуи обнаружили в 1769 году и целый год перемещали гигантскую глыбу на восемь километров — сперва от болота в Конной Лахте к берегу Финского залива Балтийского моря, потом от залива вверх по реке Неве и, наконец, от Невы к площади, где камень сделали постаментом памятника. Мне как бывшему студенту Ленинградского Технологического института имени Ленсовета, слушавшему лекции по кристаллографии, ласкает слух название материала, из которого состоит валун. Это биотит-мусковитовый калиево-полевошпатовый гранит возрастом не меньше полутора миллиардов лет. Чтобы не терять времени, глыбу в пути обтёсывали — до тех пор, пока не запретила императрица Екатерина Вторая, заказавшая памятник. Тем не менее, постамент намного меньше исходного Гром-камня. А всеобщее заблуждение состоит в том, что в основании статуи монолит. В действительности это несколько гранитных блоков, тщательнейшим образом пригнанных друг к другу.
Все знают, что автор Медного всадника — французский скульптор Этьен Морис Фальконе. Его порекомендовал Екатерине Второй постоянный корреспондент во Франции, писатель-энциклопедист Дени Дидро, и российский посол князь Дмитрий Голицын ещё в 1766 году нанял Фальконе для создания памятника. Некоторые вспомнят, что голову Петра лепила ученица и землячка мастера Мари Анн Колло. А заблуждение состоит в том, что над памятником, кроме армии рабочих, трудились только эти двое. В действительности змею лепил Фёдор Гордеев. Отливкой громадной скульптуры руководил литейных дел мастер Василий Екимов. А разработкой архитектурно-планировочных решений и общим руководством с 1773 года занимался Юрий Фельтен, которого знают лишь как автора решётки Летнего сада.
Памятник был торжественно открыт в шестом часу пополудни 7 августа 1782 года: дата сместилась на 18 августа после смены календаря в 1918 году.
Все знают, что Медный всадник установили в центре Сенатской площади. Но это ещё одно заблуждение. С тех пор, как в 1770 году на пустырь приволокли Гром-камень и начали сооружение памятника, растянувшееся на двенадцать лет, площадь называлась Петровской — несмотря на то, что с 1763 года в обращённом к ней дворце Бестужева-Рюмина заседал Сенат. Площадь могли упоминать как Сенатскую разве что неофициально. И восстание в декабре 1825 года происходило на Петровской, а не на Сенатской площади. Классических зданий Сената и Синода, где сейчас располагаются соответственно Конституционный суд и Президентская библиотека, декабристы не застали. Грандиозный комплекс в стиле русский ампир строился на месте прежнего дворца с 1829 по 1834 годы. Только с тех пор площадь стала Сенатской, а ленинградцы вроде меня помнят её как площадь Декабристов.
Но всё это в самом деле только гимнастика памяти, ворошение не больно-то нужных и потому малоизвестных сведений. А заблужения существуют куда более опасные...
Сейчас площадь уж точно Сенатская, и бронзовый Медный всадник по-прежнему украшает её на радость петербуржцам и гостям Северной Столицы.
Всех с памятной годовщиной знаменитого памятника.
Доброго здоровья и красоты под мирным небом.
Снимки сделаны в 1875 и 1890 годах.