Сразу отмечу, что задумка у итальянского режиссера Алессандро Пепе была вполне хорошей и интересной. Он снял фильм о рядовых военнослужащих элитной 1-я танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Правда, то, как он это сделал, оставляет много вопросов.
Тема действительно довольно заманчивая. Много ли вы знаете фильмов об эсэсовцах? Поэтому, несмотря на низкий рейтинг картины, я подошел к ее просмотру с некоторым энтузиазмом. Постараюсь рассказать о своих впечатлениях так, чтобы не раскрыть весь сюжет. Вдруг кто-то захочет посмотреть этот фильм. Называется он «Моей заслугой была преданность» 2016 года.
Сразу отмечу, что просмотр не вызвал ни восторга, ни полного разочарования. Картина оказалась очень средненькой и даже скучной. Хотя боевых сцен и динамики в ней хватает. Но сняты они сильно посредственно и как-то хаотично. Такое впечатление, что режиссер вставил эти сцены на скорую руку просто потому, что должен, так как фильм военный и без них не обойтись.
Компьютерная графика на уровне 90-х, актерской игры нет. Зато есть тот самый оператор с трясущимися руками, который думает, что таким образом создает эффект присутствия. Хотя на самом деле вызывает вопросы о наличии у него известного недуга. Есть в картине и безусловный плюс – это наличие оригинальной, а не бутафорской военной техники. Но она показана лишь мельком. Хотя, как мы помним, речь идет именно о танковой дивизии. Ну да ладно, спишем на небольшой бюджет.
Фильм очень фрагментарно показывает боевой путь «Лейбштандарта». Но опять же не весь. Повествование начинается с Курской дуги и заканчивается... Кстати, я так и не понял, где оно заканчивается. Предполагаю, что в Арденнском лесу. А все потому, что авторы картины явно задумали её как философскую притчу. Да и начинается она с пятиминутного монолога закадрового голоса. Знаете о чем? О любви.
И этой темой пропитано всё повествование. Где-то с середины добавляются рассуждения о долге, разбавленные расстрелами военнопленных. Причем как наших, так и американских. Но стоит отдать должное режиссеру. Он не пытается обелить нацистов, хотя и снял свою работу с явной симпатией к ним. Мы даже можем услышать о сожжении некой итальянской деревни.
Повествование ведется от лица добровольца дивизии. По задумке авторов, к концу фильма он должен полностью поменять свои взгляды. И он это делает, правда, не испытывая ни капли сожаления о содеянном. Но потом снова «откатывается назад» в первоначальное состояние. Знаете, после какого случая? Когда он увидел у пленного американского солдата медальон военнослужащего вермахта, с которым виделся мельком и пообщался около 5 минут. Как же мало ему оказалось нужно, чтобы озвереть. Боюсь представить, что бы он сделал с этим американцем, если бы нашел у него при обыске ошейник своей собаки. Или зубную щетку соседа по лестничной клетке. А так он его просто гуманно расстрелял. Повезло американцу.
Позвольте похвалить режиссера Алессандро Пепе еще разок. Я к вопросу об образе советских солдат. В первой половине картины они будут встречаться довольно часто. Обычно в зарубежных фильмах их показывают бездумной толпой, орущей и несущейся прямо под пулеметы и танки. (Привет «Врагу у ворот» и «Зимней войне»). Но здесь красноармейцы неожиданно предстают перед нами адекватными людьми, которые умеют воевать, способны устраивать засады, обращать немцев в бегство и даже выигрывать сражения. Кстати, наши соотечественники, в отличие от американцев, не расстреляли ни одного гитлеровца. Чудеса, да и только. Уже за одно это фильму можно добавить балл. Но не более.
Главный герой оправдывает жестокость гитлеровцев чувством долга и любовью к родине. Это, конечно, очень странно, но окей. Смысл такой: мы идем вас уничтожать, но вы нас не имеете права трогать. Права защищаться у вас нет. Вот, по сути, и вся мораль картины. Разбавлена эта псевдо-философия неинтересными боевыми сценами и неплохими редкими видами природы.
Предположу, что многие из вас не знали об этой работе итальянского режиссёра. Рекомендовать ее вам я не буду. Но если вы преданные фанаты военного кино, то для разнообразия можно и посмотреть. Но будьте готовы к 2-х часовому неспешному развитию событий, скачкам повествования и средненькой актерской игре. И да пребудет с нами только хорошее кино!