Найти тему
ЭлейнБо

Памятка для родителей о повышении уровня чтения у ребёнка (начальная школа)

Уровень чтения (УЧ) ребёнка – это не только его способность бегло читать разные тексты без ошибок, но и умение понимать заложенный в них смысл, тем самым извлекая для себя максимум пользы. Чтение очень сильно развивает школьника: оно влияет на раскрытие его интеллекта в целом, помогает улучшить логический и творческий виды мышления, оказывает воздействие на психофизические и эмоциональные стороны его личности. Чтение также позволяет развивать речь ребёнка, повышает его эстетичность и нравственность в отношениях с окружающим миром и людьми. Знакомит с разными проявлениями обыденной жизни (например, с трудом, природой и т. д.), обогащая тем самым его социальный опыт.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Чем опасен низкий уровень чтения

При низком УЧ у ребёнка слишком обобщённое отношение к словам: как будто он их всё время старается угадать или вспомнить, но не пользуется ими легко и свободно. Периодически школьник не замечает падежных окончаний и окончаний времени и числа. Только при медленном чтении (или по слогам) точнее относится к смыслу слов. Однако в этом случает тоже есть подвох: из-за полного сосредоточения на отдельных словах (в процессе медленного чтения) ему никак не удаётся уловить смысл целого предложения. Ко всему прочему слова ещё и с трудом удерживаются в памяти. В результате, школьник понимает смысл только небольших текстов, состоящих из коротких и простых фраз, не особо интересуясь книгами и учебниками.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Ребёнок также часто допускает ошибки на письме, включая переписывание целых текстов (даже при хорошей внимательности). Проблема в том, что у него слабо развит смысловой контроль – умение понимать по смыслу, какое, примерно, слово должно идти следующим. Ребёнок использует только визуальный его вариант, опираясь лишь на зрительную память. В связи этим диктанты, изложения и сочинения вызывают у него серьёзные трудности.

Вывод: без чтения школьнику сложно освоить всё то, что он изучает на уроках. Поэтому часто такие дети «плетутся в хвосте» класса при освоении различных дисциплин, автоматически попадая в категорию «неуспевающих».

У ребёнка также могут возникать и различные психологические сложности, потому что чтение не только обучает чему-то, но и оказывает воспитательное воздействие на его общее развитие.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Упражнения для повышения уровня чтения

1. Упражнение «Полслова». Поинтересуйтесь у своего школьника, сумеет ли он, посмотрев на половину яблока, мысленно в своей голове «дорисовать» его до целого фрукта? Вероятнее всего, сможет. Тогда проведите похожий эксперимент уже со словами. Возьмите какой-нибудь текст и непрозрачную линейку. А затем прикройте ею первую строчку таким образом, чтобы оказалась видна только верхняя часть слов. От ребёнка потребуется прочитать текст лишь по верхушкам букв. Далее переложите линейку чуть повыше и покажите от слов одни нижние части. Предложите прочитать теперь уже таким образом. Это окажется труднее сделать.

Данное упражнение направлено на предугадывание: такая умственная способность школьника позволяет ему при чтении не приковывать всё своё внимание к буквам и словам, а быстрее их узнавать и распознавать смыл материала в целом. В этом случае мозг экономит время ребёнка и делает чтение более лёгким и беглым.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

2. Упражнение «Утерянные буквы». Иногда буквы, а порой, и целые слова могут «теряться» – к примеру, при их некачественной печати на бумаге. Однако и без них мы каким-то «чудом» умудряемся прочитывать текст и понимать его смысл. Всё дело в том, что мозг помогает нам угадывать недостающие «пропуски», т. к. уже ранее сталкивался с целым вариантом этих слов и запомнил их на будущее.

Задание: напишите для ребёнка на листе следующие фразы:

Таблица автора
Таблица автора

От школьника потребуется внимательно прочитать указанные выражения и постараться угадать буквы и слова, которые пропущены.

Для следующих занятий придумывайте что-то своё, а также ищите новые варианты заданий в книжках и Интернете.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

3. Упражнение «Суперглаз». На скорость чтения, в основном, влияет быстрота перемещения взгляда от одной строчки к другой. Некоторым детям не удаётся это делать последовательно: они «перелетают» аж через строчку и не замечают необходимые слова, поэтому им часто приходится возвращаться к началу предложений, чтобы сориентироваться в тексте. Помочь в этом деле смогут специальные таблицы.

Изобразите на листе бумаги, примерно, такую таблицу (по методу Шульте), которая указана снизу.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Цифры в ней «разбросайте» в произвольном порядке (не друг за другом). Потом передайте её ребёнку и попросите найти, указав пальцем, те числа, которые вы будете называть. Начинайте считать по порядку, не останавливаясь: «Один, два, три, четыре…» и так далее, пока не дойдёте до 25. Счёт держите равномерный: не слишком быстрый, но и не слишком медленный. Если школьнику не удаётся найти какую-то цифру сразу, не ждите его (заранее предупредите об этом правиле ребёнка!) – пусть пробует догонять самостоятельно или искать пошустрее.

Одну таблицу используйте 2 – 3 раза, затем положение цифр меняйте, иначе школьник начнёт полагаться на память вместо скорости реакции. Помимо цифр можно также брать слова (лучше короткие), например: рама, ложка, мыло и др. Вы называете слово – ребёнок его находит.

Данное упражнение направлено на увеличение угла обзора зрения. Это поможет во время чтения «хватать» глазами не по одной букве или слову, а сразу несколько, иногда даже всю строчку целиком. Чем шире у школьника окажется обзор листа, тем скорее он сможет бегло и грамотно читать.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

4. Упражнение «Зазеркалье». В таком мире всё наоборот, даже читают не слева направо, а справа налево. Ребёнку как раз предстоит сделать то же самое, прочитав слова в предложении в обратном порядке. К примеру: «Осенняя листва мягко опускалась на землю», – произносится школьником следующим образом: «землю на опускалась мягко листва Осенняя». Некоторые дети, если их вовремя не предупредить, начинают «переворачивать» сами слова: вместо «бегемот» читают «томегеб». Но это неверное выполнение упражнения, т. к. теряется весь смысл текста. Поэтому внимание ребёнка стоит нацелить как раз на правильное и чёткое произношение слов.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

5. Упражнение «Вверх ногами». Некоторые особо «странные» книжки поступают забавно: они неожиданно берут и «переворачиваются» с ног на голову. То же самое предстоит сделать и с тем текстом, который вы с ребёнком возьмёте для выполнения этого задания.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Суть упражнения заключается в следующем: школьник начинает читать вслух какую-нибудь книгу, а вы через некоторое время неожиданно хлопаете в ладоши. Задача ребёнка тут же положить её вверх ногами и читать дальше уже в таком варианте от того места, где он прервался. Сначала школьнику можно даже самостоятельно отмечать карандашом, где он закончил в момент хлопка, чтобы сильно в тексте не теряться. И так потребуется сделать несколько раз.

Данное упражнение поможет развить координацию глаз и умение ориентироваться в тексте, а также улучшит «переваривание» мозгом информации.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

6. Упражнение «Листья падают». Дайте школьнику прочитать фразу «листья падают», а затем предложите произносить её с разными эмоциями:

- спокойно;

- злобно;

- восторженно;

- испуганным шёпотом;

- печально;

- раздражённо;

- с ликованием;

- язвительно;

- шутливо.

На одной этой фразе не останавливайтесь. Меняя интонацию, можно проделать то же самое со скороговорками, поговорками и пословицами. Это упражнение позволит ребёнку читать более выразительно, передавая голосом разные чувства и эмоции.

Анимация из открытого источника
Анимация из открытого источника

7. Упражнение «Партизан». Ребёнок начинает зачитывать вслух текст, а вы вдруг неожиданно восклицаете: «Партизан!» По этой команде школьник стискивает карандаш между зубами и дополнительно зажимает губами. А затем читает уже дальше, но только теперь про себя. По сигналу «Партизан сбежал!» ребёнок вытаскивает карандаш изо рта и опять читает вслух. И так повторяется не один раз.

Данное задание позволяет убрать у школьника молчаливое проговаривание слов одними губами, когда он читает, т. к. эта привычка препятствует развитию навыка быстрого чтения.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

8. Упражнение «Лесенки слов». Данное упражнение помогает улучшить скорость чтения, а также тренирует дыхание, правильность которого играет значительную роль во время чтения вслух.

Суть задания объясняется самим его названием: во время выполнения упражнения фразы постепенно удлиняются, как лесенки за счёт ступенек. Пример:

мальчик

мальчик едет

мальчик едет на велосипеде

мальчик едет на велосипеде через двор.

Наибольшая трудность состоит в придумывании самой лесенки. Это каждый раз придётся делать самостоятельно. Зато такое занятие отлично тренирует фантазию и наверняка не оставит равнодушным вашего ребёнка.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

9. Упражнение «Эх, раз! И второй!» (Для этого задания необходимы текст для чтения и секундомер.)

Ребёнок читает текст 1 минуту в своём обычном темпе (можно не выразительно). Когда минута закончится, останавливаете его и помечаете, где он закончил. Даёте ему немного отдохнуть и просите прочитать тот же самый текст ещё раз. Через минуту делаете вторую отметку (на этот раз ребёнок прочитает больше, т. к. текст ему уже знаком). В третий раз будет ещё лучше.

Данное упражнение помогает повысить у ребёнка скорость прочитывания текстов и мотивацию к чтению, ведь школьник и сам в скором времени начнёт замечать, что способен на большее.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

10. Упражнение «Зрительные диктанты». Вам предстоит печатными буквами выписать на листе бумаги предложения разной длины, а затем их разрезать, чтобы получились отдельные полоски, на которых написано по одному варианту. Причём начать стоит с предложения, содержащего только одно слово. Например: «Вечерело». Затем то, которое состоит из двух слов: «Пришли морозы». Потом из трёх: «За дверью шум». И так далее – количество может быть неограниченным.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

После того, как вы это сделаете, покажите ребёнку первую полоску с предложением в одно слово. От него потребуется прочитать её, запомнить и написать в тетради по памяти. Потом покажите вторую полоску, содержание которой тоже необходимо запомнить и письменно изложить. Далее третью… Продолжайте это упражнение до тех пор, пока ребёнку это удаётся сделать без труда. Когда возникнут сложности, закончите упражнение и отложите его на следующий день. На завтра начните именно с этого предложения. Если у ребёнка получится сделать его с первого раза – отлично, дайте ещё несколько подобных предложений (с таким же количеством слов), чтобы закрепить достижение. Если нет, вернитесь на предыдущий «уровень сложности».

Данное упражнение помогает улучшить зрительную память и навык грамотного письма.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

11. Подберите книги на интересные ребёнку темы (лучше всего печатный вариант). Читайте их вместе, делитесь мнениями и продолжайте искать что-то новое в этом направлении. Так вы заложите (или укрепите) основу вашей с ребёнком тёплой дружбы. А ещё пробудите у него интерес к книгам и чтению.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Успехов вам с ребёнком в ваших совместных занятиях!

Опора на сайты:

10 волшебных упражнений для развития техники чтения
Зрительные диктанты по методике И.Т.Федоренко. Зрительные диктанты Федоренко: применение и методические рекомендации