Европейская политика направлена на снижение зависимости от углеводородов и сокращение выбросов углекислого газа в окружающую среду. Эта тенденция, безусловно, затронет российский энергетический бизнес. Предприятиям придётся адаптироваться к новым условиям работы не только в России, но и в странах Европейского союза.
Принятие закона, регулирующего выбросы в атмосферу, — лишь вопрос времени. Поэтому уже сейчас важно подготовиться к его исполнению.
Почему становится важным экологический комплаенс и как это связано с аудитом?
В настоящее время экологическая энергетика пользуется огромной популярностью. Доля возобновляемых источников энергии в мировом энергетическом комплексе стремительно растёт. В 2015 году в Европе она составляла 33%, а к 2020 году этот показатель вырос до 42%.
Игнорировать экологическую повестку уже невозможно. Компании, которые не смогут адаптироваться к новым требованиям, рискуют понести финансовые потери. В контексте «зелёной» повестки природный комплаенс даёт предприятиям возможность успешно вписаться в новые рыночные условия.
Некоторые нюансы перехода на "зелёную" энергетику
С 30 декабря текущего года вступает в силу Федеральный закон № 296, который регулирует вопросы ограничения выбросов парниковых газов. Этот закон устанавливает ответственность за предоставление отчётов об объёмах парниковых выбросов с нарушением допустимых сроков.
Очень важно соблюдать временные рамки при подаче отчётной документации в соответствующие органы и не искажать информацию в документах, чтобы избежать ответственности. В настоящее время закон не содержит ограничений относительно масштабов выбросов и налоговой нагрузки на предпринимательскую деятельность. Однако в скором времени такие нормы появятся, поскольку основная цель законодателя — подготовить важную правовую основу.
Также был принят в первом чтении проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Согласно этому проекту, собственники производств объектов первого и второго классов опасности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду, должны подготовить соответствующие документы не позднее чем за 60 месяцев до окончания срока эксплуатации строения. Среди таких документов — план мероприятий по предупреждению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта.
Комплаенс, в свою очередь, гарантирует профессиональный аудит потенциальных возможностей и рисков при переходе предприятия на зелёную энергетику.
Чего ожидать в будущем?
- Какие преференции получат российские предприниматели?
Российское законодательство предусматривает государственную поддержку в области охраны природы и внедрения передовых технологий для снижения негативного воздействия на окружающую среду. Об этом говорится в статье 17 закона «Об охране окружающей среды».
Кроме того, существует возможность амортизации основных фондов, что предусмотрено в пятом подпункте пункта 1 статьи 259 Налогового кодекса.
В долгосрочной перспективе соблюдение требований экономики в системе корпоративного аудита предприятия значительно повысит его инвестиционную привлекательность за счёт улучшения качества экономической отчётности корпорации.
Внедрение алгоритма экологического менеджмента по частям позволяет минимизировать ущерб для экосистемы.
- Будут ли как-то поощряться предприятия?
Компании, которые в своей работе придерживаются экологических норм, будут поощряться. Предприятия, которые внедрят экологический менеджмент, могут рассчитывать на получение льгот.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ в течение последних десяти лет пять раз разрабатывало законопроект «Об экологическом аудите», но он так и не был рассмотрен в Государственной Думе. Однако в поэтапный план законопроектной деятельности правительства на 2021 год включена разработка проекта об экологическом аудите. Компании, которые согласятся следовать инновациям, могут получить дополнительные преимущества в будущем.
Последняя версия законопроекта предусматривает методы стимулирования малого и среднего бизнеса для проведения добровольного экологического аудита. Такие меры включают корректировку периода проведения запланированной проверки областного государственного экологического надзора на 36 месяцев. Также предусмотрена дополнительная возможность продления разрешения по упрощенной схеме при проведении экологической проверки общего экологического разрешения.
Установка гибких ставок платежей по принципу «загрязнитель платит» способствует формированию компенсационного фонда для проведения различных мероприятий по стимулированию экологически ответственных компаний.
С помощью аудита можно избежать длительных судебных разбирательств. Необходимость внедрения мер экономической и налоговой политики, направленных на снижение антропогенных выбросов, рассматривается на государственном уровне. Аналогичные меры поддержки будут предоставлены предприятиям от властей. Государство будет контролировать исполнение правительственного распоряжения от 29 октября 2021 года № 3052 «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с пониженным уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года».
Станут ли страны Европы брать во внимание наши программы по снижению выбросов?
Российская Федерация является членом Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата, которая была подписана 9 мая 1992 года. Кроме того, Россия присоединилась к Киотскому протоколу 11 декабря 1997 года. Этот документ даёт право странам обмениваться квотами на выбросы парниковых газов. Европейские государства обязаны ориентироваться на российские программы в этой области.
Россия разработала собственную стратегию, которая включает меры по декарбонизации экономики. Стратегия предусматривает два сценария: инерционный и целевой.
Помимо общих государственных целей по снижению выбросов парниковых газов, отдельные компании, например, «Лукойл», устанавливают свои собственные цели по сокращению углеродного следа на ближайшие 30 лет. Мероприятия по уменьшению выбросов проводятся в рамках национального проекта «Экология».
Проект углеродного налога, предложенный участниками Евросоюза, может привести к увеличению налоговой нагрузки для России. По предварительным оценкам, это может составить от 3 до 5 миллиардов долларов в год. Однако административные формальности, нежелание признать отечественные проекты и льготы для иностранных конкурентов могут привести к увеличению цен на европейские товары определённых категорий.
Как следует изменить нормы закона, чтобы стимулировать предприятия к действию?
В условиях ужесточения ответственности активно развивается комплаенс — система обеспечения соответствия деятельности компании требованиям законодательства и нормам деловой этики. Однако комплаенс не должен быть единственной мотивацией для развития бизнеса.
Чтобы повысить инвестиционную привлекательность компаний, которые внедряют комплаенс, необходимо постепенно использовать соответствующие инструменты.
В середине осени в России прошёл первый масштабный форум, посвящённый ESG-трансформации (Environmental, Social, and Governance — «Экологическое, социальное и корпоративное управление»). Эти критерии ответственности малого и среднего бизнеса в области экологии, социальной сферы и управления влияют на инвестиционную привлекательность компании. Честные инвесторы способствуют развитию «зелёного» финансирования.
В арсенале эффективных инструментов есть специализированные ESG-фонды, в которых обращаются «зелёные» облигации. Разработка правовой основы — важное направление для ускорения развития экологического комплаенса.
В рамках дифференцированного подхода можно ввести растущую ставку для определения размера компенсации предприятиям за нарушения законодательства. Это изменение должно стимулировать корпорации использовать передовые технологии на производстве и приближаться к мировым экологическим стандартам.
Можно ли внедрить изменения до принятия соответствующего закона?
В этом есть смысл. Закон об охране природы предусматривает ответственность за негативное воздействие на окружающую среду. В 49-м Постановлении Пленума Верховного Суда от 30 ноября 2017 года содержится презумпция нанесения вреда окружающей среде. Это означает, что если произошло какое-либо негативное воздействие на природу, то доказывать свою непричастность к этому должен ответчик.
Организации могут проводить мероприятия по снижению отрицательного воздействия на окружающую среду. Новая часть 17 статьи закона «Об охране окружающей среды» направлена на внедрение новых технологий, таких как очистные сооружения и установки для утилизации загрязняющих веществ. Если организация снижает негативное воздействие на окружающую среду, она может вычесть сумму расходов, потраченных на внедрение этих мероприятий, из платы за негативное воздействие.
Проводить экологический комплаенс в компаниях необходимо независимо от изменений в законодательстве. Превентивный подход позволяет объективно оценить потенциальные риски и предотвратить их, обеспечивая стабильное развитие бизнеса.
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!