Найти тему
Заметки дизайнера

Чужая работа проще, возьму ее

Скажите, бывало ли у вас такое, что вы смотрите на чужую работу и думаете "вот эта работа классная, не то, что моя"? У меня такое бывало, особенно в моменты, когда на работе я получала особенно сложную или муторную задачу. В такие моменты я могла посчитать более привлекательной работу кого-то из моих друзей или даже коллег:) К счастью, эти мысли не уходили дальше пятиминутного нытья, иначе я бы мало чего достигла в этой жизни. Ведь такие мысли могут нас ошибочно приводить к решению сменить работу и это не будет хорошим решением.

Какой-нибудь умный психолог на этом моменте объяснил бы, что таким образом мы пытаемся убежать туда, где легко и все такое. Я не психолог, но поболтать люблю:) Поболтаем?

Фотография из уютной чайной. Располагает к беседам:)
Фотография из уютной чайной. Располагает к беседам:)

Почему это плохо?

Потому что мы не видим 90% рабочих задач другого человека. Ваш друг за чашкой чая может рассказать вам пару забавных историй с работы и даже описать свой рабочий день, но вы все равно не будете иметь и близкого представления, что он делает:) Мы видим только какой-то внешний результат. Например, в ресторане вы видите готовое блюдо и можете подумать, что в нем нет ничего сложного. Вы не видите работу повара, который много учился, стажировался, набивал руку, чтобы в итоге добиться именно такого баланса вкусов в этом блюде. Вы не видите атмосферы на кухне, куда поступают десятки заказов, и поварам нужно работать быстро и слаженно, чтобы выдавать блюда вовремя, не теряя качества. Вы не стоите на ногах с поварами целую смену в помещении, полном горячего воздуха от плит.

Именно по этой причине большое количество людей, которые хотят сменить профессию, быстро сдаются. Ведь стоит начать вникать в новое дело, как всплывает очень много нюансов, к которым вы можете быть не готовы.

Во время своего обучения, я видела тех, кто "отваливался" на каком-то этапе. Чаще всего это был этап, где мы учились делать рабочие чертежи: многим тяжело давались технические нюансы и запал угасал. Кто-то сдавался уже после обучения на первом же заказе: оказалось, что общаться с заказчиками не так уж просто:) Кто-то застрял без заказов, потому что не нашел в себе смелости предложить свои услуги.

Примерно так себя чувствуешь, когда начинаешь разбираться в новом для себя деле
Примерно так себя чувствуешь, когда начинаешь разбираться в новом для себя деле

Поэтому, прежде чем менять профессию, изучите вопрос максимально подробно. Расспросите своего знакомого о его работе. Какие задачи перед ним стоят каждый день? Какие навыки нужны в его профессии?

Расскажу на примере дизайнера интерьера

Что вы видите, когда смотрите на работу дизайнера? Вы смотрите видео, где дизайнер "быстренько" накидывает планировку на помещение. Вы видите красивые стильные коллажи. Вы с удовольствием рассматриваете такие реалистичные визуализации. А уж от постов в стиле "до/после" мы все в восторге:) И вам может прийти в голову мысль, что это безумно интересная и простая творческая работа, где ты просто целыми днями выбираешь красивую мебель. Давайте я вас разочарую:)

Задачи, с которыми сталкивается дизайнер каждый день:

  • анализ всех пожеланий заказчика в режиме реального времени: нужно еще в процессе общения с заказчиком держать в голове размеры квартиры и мебели и быть готовым предложить альтернативные варианты (а не обещать то, что в итоге нереально реализовать)
  • замеры помещения: едем через весь город, чтобы три часа провести в пустой пыльной бетонной коробке, обмеряя каждый уголок, фиксируя положение коммуникаций, порой вычерчивая от руки план помещения (если нет возможности достать его контуры заранее)
  • игра в тетрис: расстановка мебели с ее реальными размерами в имеющееся помещение по нормам эргономики и техники безопасности
  • подбор стилевого решения с учётом вкусов заказчика, даже если тот ограничивается общими фразами вроде "сделайте, чтобы было дорого/стильно/современно"
  • подбор мебели и отделки с учетом всех предыдущих этапов, но с наложенным ограничением по бюджету
  • визуализация: выстраиваем сцену, накладываем текстуры, настраиваем свет, делаем рендер, правим косяки - повторить x раз
  • рабочие чертежи: делаем 20 разных схем одного и того же помещения, периодически заглядывая в технические характеристики тех элементов, которые сейчас размещаются на чертеже
  • общение: опрос заказчика, презентация результатов, ответы на вопросы, внесение правок, обоснование решений
  • изучение рынка мебели и материалов: посещение выставок, лекций, презентаций, строительных форумов
  • обучение: изучение дополнительной информации о технологиях, этапах стройки, нормах и законах в определенном регионе и т.д.
Дизайнеры собрались вместе и планируют захватить мир:)
Дизайнеры собрались вместе и планируют захватить мир:)

Какие навыки нужны, чтобы стать дизайнером?

  • любовь к точным наукам. Неожиданно, да?:) А как же творчество? Оно тоже важно и будет в этом списке, но я специально ставлю на первое место именно технические навыки. Потому что если вы не любите "занудные расчеты", ваши дизайны будут непригодны для жизни. Потому что любой дизайн-проект буквально начинается и заканчивается подсчетами. Обмерный план - это цифры. Любой чертеж - это цифры. Нормы эргономики, СНиПы - это цифры. Размеры мебели - это цифры. Дополнительно к этому хорошо бы держать в голове какие-то основы физики и химии, чтобы правильно разместить все коммуникации и подобрать материалы.
  • усидчивость. 90% работы дизайнера - это сидеть перед монитором и чертить. Я каждый день мысленно говорю спасибо веку технологий, потому что еще пару десятков лет назад это делали от руки.
  • внимание к деталям, педантичность. Каждая мелочь важна. Дизайн-проект состоит из нескольких десятков чертежей. Упустили что-то на одном чертеже - поехал весь проект. Неправильно посчитали освещение - помещение будет неуютным. Забыли про габариты дивана в разложенном виде - диван не раскладывается из-за стоящей на пути мебели. Не предусмотрели место под новогоднюю елку - праздник превратился в квест. И т.д.
  • пространственное мышление. Глядя на план помещения или находясь непосредственно в нем, нужно адекватно оценивать, какая мебель тут поместится и почему. Оценивать практичность того или иного решения для заказчика (продумывать, как этим будут пользоваться, удобно ли подходить к месту и т.д.).
  • творчество. Буквально, уметь "видеть" будущее помещение, проанализировав планировку и пожелания заказчика. Различать 50 оттенков серого и уметь обосновать, почему подходит не любой из них. Понимать, что имеется в виду, когда говорят "теплый" или "холодный" интерьер. Отличать "китч" от просто несовместимой мешанины. Уметь придумывать красивые решения для непростых ситуаций (например, несущая колонна посреди комнаты или стык покрытий на видном месте). Иметь смелость в необычных решениях, выходить за рамки популярных вариантов.
  • работа в архитектурных и графических редакторах. Вообще, я не думала, что это какой-то отдельный навык, т.к. для меня нет особой сложности в освоении того или иного ПО. Но, пообщавшись со своими однокурсниками во время обучения, я поняла, что для многих именно тут появляется ступор. Аrchicad, 3Dmax, Photoshop и множество их альтернатив - это все довольно непростые программы, которые интуитивно с одного раза не освоить. Кому-то действительно сложно даются такие вещи и это нужно учитывать.
  • поиск информации. Каждый проект может потребовать знаний, которые сложно удерживать в голове постоянно. Поэтому нужно уметь быстро искать и находить самую разную информацию, такую как технические характеристики электроприборов, габариты мебели, последние изменения в СНиПах по региону, особенности установки потолков и т.д.
Немного безумный интерьер ресторана. Но за ним стоит огромная работа дизайнеров.
Немного безумный интерьер ресторана. Но за ним стоит огромная работа дизайнеров.

Не забудем и про софт-скиллы:

  • уверенность в себе и своих решениях. Пригодится для того, чтобы предлагать свои услуги, а так же, чтобы отстаивать свои решения перед заказчиком и строителями.
  • вежливое общение и терпение. Заказчики бывают разные. Они могут задавать глупые вопросы или хотеть нереального. Могут ворчать или сваливать на вас какие-то косяки. Нужно уметь тактично им отвечать, а не скатываться в скандал:)
  • общительность. Да, такие дела, профессия вообще предполагает много общения:) Общаться надо не только с заказчиком, но и с множеством поставщиков, чтобы быть в курсе новинок рынка и получать выгодные предложения для своих проектов.
  • стрессоустойчивость. Ошибки бывают, были и будут. Важно не уходить в истерику и депрессию каждый раз, когда что-то идет не так. Иногда бывает завал проектами, настойчивые заказчики, которые пишут в ночи, упрямые строители, которые сваливают на дизайнера технические решения и просто неудачные проекты. Да, тут нужна хорошая нервная система:)
  • умение делегировать. Оно будет нужно не с самого начала, но рано или поздно заказов будет достаточно для того, чтобы начать делегировать часть задач смежным специалистам. Самое популярное - отдавать визуализацию визуализаторам. А может быть однажды вы дорастете до собственной студии и наймете целый штат сотрудников:)
Будь таким же мягким, легким и уверенным в себе, как леопардовая банкетка:))
Будь таким же мягким, легким и уверенным в себе, как леопардовая банкетка:))

Ну что, вам все еще кажется, что дизайнер - это просто?:) И такие списки можно написать о каждой профессии. Пожалуйста, подходите с умом к таким решениям, не стройте иллюзорных замков, выясняйте все детали.