Найти в Дзене

Где хранятся воспоминания и что такое интерференция двух совмещенных действий?

Оглавление

Наш мозг – это совершенная операционная система. В ней тоже есть департаменты и отделы, отвечающие за свой участок работы. Главное- все они постоянно взаимодействуют друг с другом. Если эти связи нарушены, воспоминания будут лежать без дела, обучение не пойдет на пользу, а решения будут приниматься наугад.

В голове «все по полочкам»

Как уже было описано ранее в статье , выполнении активной умственное работы - понимание, принятие решений – осуществляется в префронтальной коре головного мозга.

Физически можно иногда выполнять несколько умственных задач одновременно, но качество обработки информации и быстрота реакций при этом быстро снижаются.

Например, если на сложном участке дороги машинист поезда будет отвлекаться на сообщения, прилетающие в мессенджер, последствия могут быть очень печальными.

Или если, находясь за рулем машины в другой стране, вам придется ехать по непривычной стороне дороги, вы точно не сможете отвлекаться на разговоры. Все ваше внимание будет направлено на процесс ведения машины и наблюдение за дорогой. Но через какое -то время, когда новые нейронный связи в мозге будут сформированы. действие перейдет в разряд автоматических. И за него уже будет отвечать не префронтальная кора, а базальные ядра.

Чем занимается префронтальная кора

Понимание новой идеи подразумевает создание в префронтальной коре схем, представляющих новую входящую информацию, и организация их связи с уже существующими картами остальной части мозга. Мы удерживаем в центре внимания новую информацию и ищем связи с тем, что уже известно.

Принятие решений. В префронтальной коре активируется некий набор схем. В процессе принятии решения выбирается одна из них.

Вспоминание - это мысленный просмотр в миллиардов схем памяти. То, что нам нужно вспомнить в данный момент, извлекается в префронтальную кору. В процессе запоминания мы держим информацию в фокусе внимания префронтальной коры достаточно долго, чтобы она «записалась» в долговременной памяти. А потом достаем ее в нужный момент.

Торможение представляет собой попытку защититься от срабатывания определенных схем. Допустим, коллеги по работе громко разговаривают или слушают музыку. А вы в это время заняты решением сложной задачи. Посторонние звуки мешают сосредоточиться и раздражают. Но вы сдерживаете себя, чтобы не взорваться, запуская процессы торможения.

Такой режим работы очень изматывает. Мозг занят двумя процессами одновременно: пониманием и торможением. А это очень энергозатратно. Если решаемая задача настолько вас увлекла, что вы не слышите окружающих, дело обстоит лучше. Мозг настолько сфокусирован, что помехи для него практически незаметны. Они выступают в виде фонового шума. Хотя и он может утомлять, но меньше, чем процесс торможения при одновременной сложной работе.

Каждый процесс, описанный выше, представляет собой сложные взаимодействия миллиардов нейронных связей. Самое главное при этом – последовательное выполнение операций. Сначала мозг должен завершить одну, а уже потом приступать к следующей.

Наш мозг не предназначен для эффективного выполнения нескольких сложных задач одновременно. Это связано с ограниченной способностью префронтальной коры обрабатывать и управлять множеством задач одновременно. Когда мы пытаемся многозадачность, мы сталкиваемся с интерференцией при выполнении двух совмещенных действий, что приводит к ухудшению производительности.

Тот факт, что сознательные процессы в мозге происходят последовательно, подтвержден сотнями экспериментов, начиная с 1980-х гг.

-2

Эксперименты Пашлера

Эксперименты Гарольда Пашлера наглядно показали, как многозадачность может ухудшить когнитивные способности. В его исследованиях он продемонстрировал, что даже простые задачи, выполняемые одновременно, значительно увеличивают время выполнения и приводят к ошибкам.

Участникам эксперимента предложили нажимать одну из кнопок на пульте в зависимости от того, в правой или в левой части окна вспыхивает лампочка. Это задание выполнялось запросто. Другой группе при этом поручили отмечать один из трех возможных цветов - тоже очень простое задание.Но выполнение двойного осмысленного действия занимало вдвое больше времени. Вывод таков: если важна точность, внимание разделять нельзя.

Последовательная природа сознания.

Гипотеза о последовательном характере сознательных процессов полагает, что наш мозг может эффективно сосредоточиться только на одной задаче в каждый момент времени. Даже если кажется, что мы выполняем несколько задач одновременно, мозг на самом деле переключается между ними, что приводит к "затратам переключения".

Интерференция при выполнении двух совмещенных действий:

Интерференция (или "помехи") возникает, когда две или более задачи требуют использования одних и тех же когнитивных ресурсов. Это объясняет ухудшение производительности при многозадачности, когда, например, когнитивные способности человека могут снижаться до уровня ребенка при одновременном выполнении двух простой задач.

Практические последствия

Понимание интерференции может помочь людям лучше управлять своей работой и повысить продуктивность. Важно сознательно планировать задачи так, чтобы избегать многозадачности и фокусироваться на одной задаче за раз.

Для улучшения когнитивной производительности можно применять следующие практики:

Фокусировка внимания. Сосредоточьтесь на одной задаче за раз и избегайте многозадачности, особенно при выполнении сложных задач.

Управление временем. Разделяйте задачи на временные блоки (техника Pomodoro) и посвящайте каждый блок одной задаче.

Создание приоритетов. Четко определяйте приоритеты для выполнения задач и следуйте этому приоритетному порядку.

Понимание механизмов когнитивной интерференции и их проявлений - очень полезно для практического применения в повседневной жизни.

Напишите в комментариях, интересно ли вам познавать глубины процессов собственного мозга. Если Да, не пожалейте "лайк" для публикации, подписывайтесь на канал. Будет еще интереснее!