Найти тему
Кин-дзен-дзен

Болеро. Душа Парижа (2024 г.) поэма о создании одного из самых известных музыкальных произведений всех времён.

Кадр из фильма "Болеро. Душа Парижа".
Кадр из фильма "Болеро. Душа Парижа".

Как создаётся музыка, из чего она состоит и чем живёт автор, когда производит на свет уникальное творение? Таких историй масса, все они разные. Кому-то достаточно одной ночи, как Моцарту. Кто-то корпит и вымучивает десятилетиями, словно Вагнер. Морис Равель всегда считался композитором точного ритма и механического просчёта. Его музыка будто станок на ткацкой фабрике, издаёт одни и те же звуки в нудном порядке. Его упрекали за это, а сам он страдал от мысли, что писал по сторонней воле, но не по собственному желанию. Болеро, балет, в том числе заказанный Идой Рубинштейн, но содержащий в себе значительную часть композиторского «Я» Равеля.

Снимать кино о создании музыки задача архисложная. Тем более, когда объект исследования не песни популярной рок-группы, где можно подойти, и часто так и делают, с клиповым инвентарём, а камерный балет, пусть и авангардный для своего времени, тем не менее. В случае с Болеро. Душа Парижа Анн Фонтейн, как выдающийся сказитель о великих личностях Франции 20 века, с исключительным знанием и интуицией расставляет акценты, смещает временные периоды, жонглирует фактами и вымыслом. И в таком её сложносочинённом подходе нет никакой дополнительной нагрузки на зрителя. Нам эта лента видится как история написания популярного теперь балета, чуть более личного и многослойного, нежели привык обыватель.

Кино, в отличие от произведения Равеля, не поддаётся просчёту. Оно чувственно и спонтанно. Внезапные флешбеки крепко увязываются с поисками необходимого вдохновения, которое по секундам собирается из самых неприглядных и маргинальных источников. Будь-то бордельная песенка, популярная мелодия или звучание технических аппаратов. Равель все пробует и пускает в ход. Он прислушивается к каждому человеку, шороху за окном, миражам в голове. На него оказывают давление, кажется, все близкие. В процессе подступов к придумыванию лейтмотива он испытывает массу чувств и воскрешает сонм воспоминаний. Эротические фантазии, связанные с фетишем, впечатления от службы в госпитале в период Первой Мировой Войны, память о занятиях с матерью.

Кадр из фильма "Болеро. Душа Парижа".
Кадр из фильма "Болеро. Душа Парижа".

Звучания непосредственно балета немного, куда больше прочих композиций. Но они не звенят на все лады, лишь дополняют драматургию. Фонтейн не пытается вставлять кусок главного творения композитора в каждый след. Наоборот, нарочито оттягивает его употребление для создания в заключительной трети эффекта навязчивости упрямого испаноговорящего ритма. Равно как главный герой повести, романтичный, от того склонный к саморазрушению, испытывающий мучения при подготовке и написании, и от сверлящего сознание монотонного темпа уже готового, зритель так же ощущает чрезмерное заполнение Болеро всего лишь в рамках нескольких минут. Он и благо для мировой культуры, и невыносимый груз для создателя. И режиссер очень точно, без прямолинейных ходов, используя метафоры и метонимы, создаёт осязаемую публикой картину.

Конец жизни, беспокойный, в сомнениях и рефлексии, о значимости сотворённого, как у многих художников, проиллюстрирован с особенным вниманием. Расстройство психики, наложенное на кажущуюся простоту Болеро, подорвал веру в себя и узнавание своего главного произведения автором. Удручающий финал, отъезд в клинику без любимых туфель, словно последнее шествие по эшафоту, добровольное и поэтому более скребущее душу. Инаковость Болеро на последних минутах выражена современной интерпретацией балета одним танцором. Это понятная затея, проиллюстрировать его актуальность, единственное, что выглядит грубоватой дубиной посреди творчества. В остальном увлекательное кино в не самом популярном жанре «исторической драмы создания одного произведения».

Кадр из фильма "Болеро. Душа Парижа".
Кадр из фильма "Болеро. Душа Парижа".

Болеро. Душа Парижа безусловная удача и непомерный труд режиссёрки Фонтейн. Она выбрала из всех неоднозначных композиторов того времени самого непростого в экранизации. Ей удалось, и отразить механику Болеро, его уникальность, и причины популярности, и быт и морок Равеля, объединив это в разноцветье целого. Это дорогого стоит, для зрителя, постановщицы и потомков композитора.