Найти тему

О русском каганате

Ни в одном из арабских или европейских средневековых документах нет упоминаний о существовании русского каганата в отличие от самого титула кагана, что подтверждает и письмо короля восточных франков Людовика второго 871 года к византийскому императору Василию первому. В нем русы названы норманнами, то есть северными людьми, к которым почему-то сегодня относят исключительно скандинавов.

Несмотря на все это наши историки, не говоря уже о любителях, продолжают высказывать ни на чем не основанные гипотезы о существование каганата, и даже пытаются определить его местоположение. Все подобные версии нет смысла рассматривать, остановлюсь лишь на одной, где русский каганат отождествляется с городища салтово-маяцкой археологической культуры, которые на самом деле впечатляют.

Сложилась эта культура к середине 8 и просуществовала до конца 9 начала 10 века, исходя из чего, она не может быть «государственной культурой Хазарского кагана» прекратившего существование только в конце 10 века. К тому же разнообразие погребальных обрядов, в том числе присутствие кремации, указывает на неоднородный состав ее населения, о чем свидетельствует и разнообразие найденной керамики.

К сожалению, разбираясь в формировании салтово-маяцкой культуры, никто не обратил внимания на родственных хазарам – савиров и не сопоставил появление тех в верховья северского Донца с арабо-хазарскими войнами. Близость этих племен и ввела в заблуждение археологов посчитавших салтово-маяцкую культуру «государственной культурой Хазарского кагана», но к русам она тоже не имеет отношения.

К концу 9 века относится только одно письменное упоминание о появление на будущих киевских землях Олега и убийство им Аскольда. После чего князь Олег воюет с древлянами и северянами, которые согласно той же «Повести временных лет» являются данниками хазар. При этом об ответных действиях каганата не упоминается, чему может быть только одно объяснение что русы и хазары были союзниками в войне с савирами.

После чего Олег строит Чернигов и облагает данью остатки савиров, которых русы называют сиверами или северянами. Хотя к тому времени русы уже торговали в Константинополе, поездки в Хазарию приносили больше прибыли и любые военные действия против нее сразу бы сказались на доходах. К сожалению, Пушкин ошибался, когда писал: «Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам…»

В то время Хазария была еще сильна и могла постоять за своих данников, а вот наказать их, судя по всему, хазары предпочли вместе с русами. Исходя из наличия крепостей на границах именно со славянами, хазары полагали, что после разгрома мятежных савиров им будет трудно, а главное невыгодно продолжать удержать беспокойные земли в повиновении. Поэтому они и передали их своим союзникам русам.

Так что никакого русского каганата в верховьях сиверского Донца никогда не существовало, а попытка савиров обрести независимость в конце 9 века закончились их разгромом. Пострадал за помощь им и куявский князь Аскольд, по-другому трудно объяснить его убийство и появление на Днепре Олега. Ведь от Волхова до среднего Днепра только прямого пути почти девятьсот километров, а если плыть по рекам и того больше.

Стоит еще заметить, что торговый путь «из варяг в греки» никогда не проходил по Волхову, это выдумка наших историков, для объяснения причин слияния двух центров Руси в единое государство. Вот только они не подумали, что товары из будущих новгородских земель было проще и выгоднее вывозить на запад. Да и варяги обычно плавали в Константинополь более короткими путями: по Висле, Неману или западной Двине.