Формат корпусных сабвуферов для установки в запасное колесо сам по себе не новый, но так уж вышло, что раньше знакомиться с ним близко не доводилось. Старый добрый Eton RES 10P не в счёт, там конструкция самая что ни на есть классическая, просто корпус подходит для ниши запаски. Здесь же – заметно компактней и, главное, с сохранением самой запаски. Максимум – домкрат с ключом переложить. Как раз для тех, кто хочет и рыбку съесть и это самое… на ёлку влезть. И бас получить, и объём багажника не затронуть.
На изучении – две модели, они хоть и похожи внешне, но нацелены на разное применение. Recoil RST11 – это активный саб, т. е. в нём уже встроен усилитель. Можно использовать, скажем, при несложном апгрейде штатки. А вот Recoil PST12 – пассивный, его логично использовать при более серьёзном апгрейде, когда в систему планируется ставить отдельные усилители.
Для ориентира, активную модель Recoil RST11 на момент теста можно купить за 31990 рублей, а пассивную Recoil PST12 – за 22990 рублей.
Первое знакомство, конструктивные особенности
Оба саба одинаковы в диаметрах: сам корпус – около 33 см, а по фланцу – 36 см. Это позволяет умещать их в запаски или «докатки» диаметром от 15 дюймов и выше. Корпуса – алюминиевые, литые, на простукивание ни единого призвука не дают.
А вот посадочная глубина у корпусов разная. Активный RST11 чуть выше: 10,5 см – от нижней плоскости до фланца, и 15,5 – это полная высота корпуса.
Пассивный PST12 чуть ниже, у него от нижней плоскости до фланца 8 см, а полная высота – 13 см.
Крепятся оба саба одинаково – через центральное сквозное отверстие притягиваются к штатному месту вместе с запаской. Для понимания взял картинку с официального сайта (она как-то посимпатичней, чем получилось у меня в машине в ходе пробы в деле).
В комплекте для этого идёт длинный винт с резьбой М8, ответная гайка (на случай, если штатно запаска крепится винтом с резьбой покрупнее) и куча всяких прокладочек.
Для активного RST11, соответственно, идут ещё провода подключения и ПДУ.
Как подключаются
Активный Recoil RST11 можно подключить как по высокоуровневым входам, так и по линейным. К слову, небольшая удобная мелочь – хвост с разъёмами RCA выведен отдельно, так что если он не нужен, его можно не подключать, и ничего лишнего болтаться не будет.
Все регулировки встроенного усилителя выведены на проводной пульт, на самом корпусе ничего нет. Тут, в принципе, всё стандартно – гейн, частота среза ФНЧ, бас-буст и переключатель полярности сигнала. Потом посмотрю, как это всё работает.
У пассивного Recoil PST12 всё проще. Здесь используется двухкатушечный динамик с импедансом 4+4 Ом. Для него есть два рабочих способа подключения.
Первый – соединяем катушки параллельно, получаем 2 Ом. Логично использовать, если у вас моноблок или 5-канальник с отдельным сабвуферным каналом, способным работать на 2-омную нагрузку.
Если же у вас не басовый моноблок, а обычный усилитель, и вы планируете пару его каналов пустить на сабвуфер, лучше не объединять их в мост, а подключить каждую катушку к своему каналу. В этом случае каждый канал будет работать на 4 Ом, это для усилителя более щадящий режим.
В принципе, ничто не мешает включить катушки и последовательно, получив 8 Ом, но это не самый рациональный вариант: усилитель на такую нагрузку просто не разовьёт достаточной мощности, сабовое звено с большой вероятностью окажется слишком тихим.
Как устроены
Оба саба имеют интересное оформление – закрытый ящик с акустической нагрузкой с лицевой стороны. Не путать с бандпасом, диффузор динамика своей передней стороной здесь работает не на большой объём, а подпёрт своеобразной воздушной подушкой.
Такое оформление имеет сразу несколько особенностей. Во-первых, образующаяся перед диффузором воздушная подушка симметрирует нагрузку на него (надеюсь, все помнят из школьного курса физики, что воздух сжатию и разрежению сопротивляется по-разному). Второе – такая нагрузка работает как дополнительный акустический фильтр нижних частот, ограничивающий призвуки на более высоких частотах.
Крышка, разумеется, тоже алюминиевая литая. Притянута не только по краям, но и при установке саба жёстко прижимается через центральное отверстие. Вибрациям не подвержена.
С нижней стороны она заклеена поролоном, но в данном случае он играет роль совсем не поглотителя (верхних частот, где он бы работал на поглощение, тут и близко не предвидится), а просто немного демпфирует воздушную массу перед диффузором, избавляя от возникновения лишних аэродинамических призвуков.
Интересное дело, хоть активный саб и имеет более глубокий корпус, но динамик у него меньше – 11-дюймовый. Что, к слову, и нашло отражение в индексе модели – RST11.
А у пассивного саба PST12, соответственно, используется 12-дюймовый излучатель.
Неожиданно, но в активной модели использован не простенький усилитель АВ-класса (как это чаще всего делается), а вполне «взрослый» 1-канальный усилитель D-класса на инфинеоновском драйвере IRS2092.
Визуально и тактильно определить материал диффузора сложно, в описании указан IMPP со стекловолокном (Injection Moulded Polypropylene, полипропилен инжекционного литья). Как бы то ни было, получился очень жёсткий композит, который практически не поддаётся на изгиб. Плюс рёбра с тыльной стороны, придающие всей подвижной системе конструктивную жёсткость.
Диаметр звуковой катушки описание не указывает, но по косвенным признакам (например, по диаметру керна, который прощупывается сверху через внутренний резиновый гофрированный подвес) она тут 2-дюймовая.
Пассивный саб, по сути, имеет такой же конструктив. Ну разве что диаметром динамика отличается, да отсутствием усилителя.
Анализ работы сабвуферов
Начну с активного саба Recoil RST11. Амплитудные характеристики излучения сняты микрофоном в ближнем поле. Первым делом, оценил работу регулятора ФНЧ. Выкручивать его в крайние положения смысла нет, но оптимальная настройка с большой вероятностью окажется где-то между 1/2 и 3/4 хода.
Фиксирую регулятор ФНЧ на 3/4 хода, пробую крутить регулятор бас-буста. По факту, получается, что им можно не только добавить уровня, но и немного сдвинуть вниз по частоте пик отдачи саба.
Регулятор чувствительности сюрпризов не преподнёс, работает предсказуемо.
Теперь пассивный Recoil PST12. Импедансные кривые – не отдельно динамика, а уже в оформлении. Заметен небольшой локальный резонанс в районе 350 Гц.
На характеристике излучения в этой области, соответственно, тоже вырос горбик. На самом деле если вернуться к активному сабу RST11, что-то похожее есть и там. Но поскольку это лежит за пределами рабочего диапазона, к чему-то криминальному, как видите, это не приводит. Так что при нормальной настройке ФНЧ в усилителе этот горб должен уйти и здесь тоже.
Проба в деле и выводы о применении
Попробовал оба саба у себя в машине, характер они показывают схожий, так что дальнейшие выводы относятся к обеим моделям. И первая же замеченная на практике особенность – нельзя оставлять корпус незафиксированным. Бас очень сильно зависит от того, насколько крепко саб притянут к кузову.
Второе – не поскупитесь на несколько листов хорошей вибры, чтобы задемпфировать нишу запасного колеса и плоские металлические поверхности в багажнике. Хоть у меня багажник и обработан, по ходу экспериментов сложилось впечатление, что голый металл может вносить ненужную лепту в звучание.
Третий вывод – логичней всего такие сабы использовать в однообъёмных авто – хэтчбеках, купе, универсалах, кроссоверах и т. п. А вот в седанах изолированность багажника здорово снижает их эффективность, и хорошие «подседельники» в иных случаях могут оказаться даже предпочтительней. Хотя тут, конечно, всё будет зависеть от конкретного автомобиля.
Теперь что касается звука. Понятно, что компактные сабы не выбираются для аудиофильских экзерсисов, но конкретно с данными моделями получилось, на удивление, музыкально. Да, бас на разной музыке подаётся несколько однообразно. Но при должном внимании к настройкам сабы можно будет срастить практически с любой штатной акустикой, не поймав навязчивое гудение – в данном случае этот критерий куда как важнее.
Короче
Сабы для тех случаев, когда нужно получить бас без видимых изменений в салоне или багажнике. В однообъёмных кузовах покажут себя заметно эффективней большинства «подседельников». Без ортодоксальной аудиофилии, но поддать басовой плотности и весомости в электронной музыке или даже просто сделать приятней и основательней популярные жанры – с этими задачами оба саба справятся хорошо. Ну а какой из них (активный или пассивный) для какой системы выбрать, я отмечал в самом начале.
Плюсы:
- Позволяют добавить баса без видимого присутствия саба в багажнике
- Уместятся в запаску или докатку размером от 15 дюймов
- Возможность выбрать активную или пассивную модель
Минусы:
- В седанах не столь эффективны, как в однообъёмных кузовах
- Результат сильно зависит от жёсткости крепления и наличия вибродемпфирующей обработки багажника