Найти тему

Бас из запасного колеса. Тест автомобильных сабвуферов Recoil RST11 (активный, 11 дюймов) и Recoil PST12 (пассивный, 12 дюймов)

Оглавление

Формат корпусных сабвуферов для установки в запасное колесо сам по себе не новый, но так уж вышло, что раньше знакомиться с ним близко не доводилось. Старый добрый Eton RES 10P не в счёт, там конструкция самая что ни на есть классическая, просто корпус подходит для ниши запаски. Здесь же – заметно компактней и, главное, с сохранением самой запаски. Максимум – домкрат с ключом переложить. Как раз для тех, кто хочет и рыбку съесть и это самое… на ёлку влезть. И бас получить, и объём багажника не затронуть.

На изучении – две модели, они хоть и похожи внешне, но нацелены на разное применение. Recoil RST11 – это активный саб, т. е. в нём уже встроен усилитель. Можно использовать, скажем, при несложном апгрейде штатки. А вот Recoil PST12 – пассивный, его логично использовать при более серьёзном апгрейде, когда в систему планируется ставить отдельные усилители.

Для ориентира, активную модель Recoil RST11 на момент теста можно купить за 31990 рублей, а пассивную Recoil PST12 – за 22990 рублей.

Первое знакомство, конструктивные особенности

Оба саба одинаковы в диаметрах: сам корпус – около 33 см, а по фланцу – 36 см. Это позволяет умещать их в запаски или «докатки» диаметром от 15 дюймов и выше. Корпуса – алюминиевые, литые, на простукивание ни единого призвука не дают.

-2
-3

А вот посадочная глубина у корпусов разная. Активный RST11 чуть выше: 10,5 см – от нижней плоскости до фланца, и 15,5 – это полная высота корпуса.

-4

Пассивный PST12 чуть ниже, у него от нижней плоскости до фланца 8 см, а полная высота – 13 см.

-5

Крепятся оба саба одинаково – через центральное сквозное отверстие притягиваются к штатному месту вместе с запаской. Для понимания взял картинку с официального сайта (она как-то посимпатичней, чем получилось у меня в машине в ходе пробы в деле).

-6

В комплекте для этого идёт длинный винт с резьбой М8, ответная гайка (на случай, если штатно запаска крепится винтом с резьбой покрупнее) и куча всяких прокладочек.

-7

Для активного RST11, соответственно, идут ещё провода подключения и ПДУ.

-8

Как подключаются

Активный Recoil RST11 можно подключить как по высокоуровневым входам, так и по линейным. К слову, небольшая удобная мелочь – хвост с разъёмами RCA выведен отдельно, так что если он не нужен, его можно не подключать, и ничего лишнего болтаться не будет.

-9

Все регулировки встроенного усилителя выведены на проводной пульт, на самом корпусе ничего нет. Тут, в принципе, всё стандартно – гейн, частота среза ФНЧ, бас-буст и переключатель полярности сигнала. Потом посмотрю, как это всё работает.

-10

У пассивного Recoil PST12 всё проще. Здесь используется двухкатушечный динамик с импедансом 4+4 Ом. Для него есть два рабочих способа подключения.

-11

Первый – соединяем катушки параллельно, получаем 2 Ом. Логично использовать, если у вас моноблок или 5-канальник с отдельным сабвуферным каналом, способным работать на 2-омную нагрузку.

Если же у вас не басовый моноблок, а обычный усилитель, и вы планируете пару его каналов пустить на сабвуфер, лучше не объединять их в мост, а подключить каждую катушку к своему каналу. В этом случае каждый канал будет работать на 4 Ом, это для усилителя более щадящий режим.

В принципе, ничто не мешает включить катушки и последовательно, получив 8 Ом, но это не самый рациональный вариант: усилитель на такую нагрузку просто не разовьёт достаточной мощности, сабовое звено с большой вероятностью окажется слишком тихим.

Как устроены

Оба саба имеют интересное оформление – закрытый ящик с акустической нагрузкой с лицевой стороны. Не путать с бандпасом, диффузор динамика своей передней стороной здесь работает не на большой объём, а подпёрт своеобразной воздушной подушкой.

Такое оформление имеет сразу несколько особенностей. Во-первых, образующаяся перед диффузором воздушная подушка симметрирует нагрузку на него (надеюсь, все помнят из школьного курса физики, что воздух сжатию и разрежению сопротивляется по-разному). Второе – такая нагрузка работает как дополнительный акустический фильтр нижних частот, ограничивающий призвуки на более высоких частотах.

Крышка, разумеется, тоже алюминиевая литая. Притянута не только по краям, но и при установке саба жёстко прижимается через центральное отверстие. Вибрациям не подвержена.

-12

С нижней стороны она заклеена поролоном, но в данном случае он играет роль совсем не поглотителя (верхних частот, где он бы работал на поглощение, тут и близко не предвидится), а просто немного демпфирует воздушную массу перед диффузором, избавляя от возникновения лишних аэродинамических призвуков.

-13

Интересное дело, хоть активный саб и имеет более глубокий корпус, но динамик у него меньше – 11-дюймовый. Что, к слову, и нашло отражение в индексе модели – RST11.

-14

А у пассивного саба PST12, соответственно, используется 12-дюймовый излучатель.

-15

Неожиданно, но в активной модели использован не простенький усилитель АВ-класса (как это чаще всего делается), а вполне «взрослый» 1-канальный усилитель D-класса на инфинеоновском драйвере IRS2092.

-16
-17
-18

Визуально и тактильно определить материал диффузора сложно, в описании указан IMPP со стекловолокном (Injection Moulded Polypropylene, полипропилен инжекционного литья). Как бы то ни было, получился очень жёсткий композит, который практически не поддаётся на изгиб. Плюс рёбра с тыльной стороны, придающие всей подвижной системе конструктивную жёсткость.

-19

Диаметр звуковой катушки описание не указывает, но по косвенным признакам (например, по диаметру керна, который прощупывается сверху через внутренний резиновый гофрированный подвес) она тут 2-дюймовая.

-20

Пассивный саб, по сути, имеет такой же конструктив. Ну разве что диаметром динамика отличается, да отсутствием усилителя.

-21
-22
-23

Анализ работы сабвуферов

Начну с активного саба Recoil RST11. Амплитудные характеристики излучения сняты микрофоном в ближнем поле. Первым делом, оценил работу регулятора ФНЧ. Выкручивать его в крайние положения смысла нет, но оптимальная настройка с большой вероятностью окажется где-то между 1/2 и 3/4 хода.

-24

Фиксирую регулятор ФНЧ на 3/4 хода, пробую крутить регулятор бас-буста. По факту, получается, что им можно не только добавить уровня, но и немного сдвинуть вниз по частоте пик отдачи саба.

-25

Регулятор чувствительности сюрпризов не преподнёс, работает предсказуемо.

-26

Теперь пассивный Recoil PST12. Импедансные кривые – не отдельно динамика, а уже в оформлении. Заметен небольшой локальный резонанс в районе 350 Гц.

-27

На характеристике излучения в этой области, соответственно, тоже вырос горбик. На самом деле если вернуться к активному сабу RST11, что-то похожее есть и там. Но поскольку это лежит за пределами рабочего диапазона, к чему-то криминальному, как видите, это не приводит. Так что при нормальной настройке ФНЧ в усилителе этот горб должен уйти и здесь тоже.

-28

Проба в деле и выводы о применении

Попробовал оба саба у себя в машине, характер они показывают схожий, так что дальнейшие выводы относятся к обеим моделям. И первая же замеченная на практике особенность – нельзя оставлять корпус незафиксированным. Бас очень сильно зависит от того, насколько крепко саб притянут к кузову.

Второе – не поскупитесь на несколько листов хорошей вибры, чтобы задемпфировать нишу запасного колеса и плоские металлические поверхности в багажнике. Хоть у меня багажник и обработан, по ходу экспериментов сложилось впечатление, что голый металл может вносить ненужную лепту в звучание.

Третий вывод – логичней всего такие сабы использовать в однообъёмных авто – хэтчбеках, купе, универсалах, кроссоверах и т. п. А вот в седанах изолированность багажника здорово снижает их эффективность, и хорошие «подседельники» в иных случаях могут оказаться даже предпочтительней. Хотя тут, конечно, всё будет зависеть от конкретного автомобиля.

Теперь что касается звука. Понятно, что компактные сабы не выбираются для аудиофильских экзерсисов, но конкретно с данными моделями получилось, на удивление, музыкально. Да, бас на разной музыке подаётся несколько однообразно. Но при должном внимании к настройкам сабы можно будет срастить практически с любой штатной акустикой, не поймав навязчивое гудение – в данном случае этот критерий куда как важнее.

Короче

Сабы для тех случаев, когда нужно получить бас без видимых изменений в салоне или багажнике. В однообъёмных кузовах покажут себя заметно эффективней большинства «подседельников». Без ортодоксальной аудиофилии, но поддать басовой плотности и весомости в электронной музыке или даже просто сделать приятней и основательней популярные жанры – с этими задачами оба саба справятся хорошо. Ну а какой из них (активный или пассивный) для какой системы выбрать, я отмечал в самом начале.

Плюсы:

  • Позволяют добавить баса без видимого присутствия саба в багажнике
  • Уместятся в запаску или докатку размером от 15 дюймов
  • Возможность выбрать активную или пассивную модель

Минусы:

  • В седанах не столь эффективны, как в однообъёмных кузовах
  • Результат сильно зависит от жёсткости крепления и наличия вибродемпфирующей обработки багажника