Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Юнгианская терапия: Тень Самости

Уважаемый читатель, сегодня я хочу в необычном ракурсе обратиться к Самости. Мы привыкли к тому, что это объединяющий центр психики, души. Её вполне можно рассматривать как божественную искру. Или как энергетический центр, хранящий память предыдущих воплощений и задачу текущего воплощения.

Однако само юнгианство в своём подходе к Самости зачастую забывает свой же основной принцип – принцип дуальности. Мы говорим об Аниме и Анимусе и помним об их теневых аспектах, помним о Трикстере как о теневой части божественного ребёнка, помним о разрушительных теневых частях родительских архетипов, но вот Самость всегда рассматривается как исключительно положительная часть психики. Хочется спросить в деревенском стиле: чой-та?

И действительно, почему? И здесь ответ приходит сам собой. Отфотошопленный за тысячи лет богообраз, то есть образ всеблагого всепрощающего и исключительно положительного Бога. И здесь мне на память сразу приходит «Ответ Иову». Там же сам Юнг обращается к ещё неотфотошопленному образу, то есть реальному образу христианского Бога – Яхве. И Яхве отнюдь не всеблагой. Если мы банально включим сатану в его часть, то Яхве становится вполне себе соседом с лестничной клетки, который кладёт под дверь каки.

Возвращаясь к искре божьей, то есть части божественного, как Самости мы радостно или печально можем увидеть, что Самость то имеет право на свою собственную Тень. Отрицать её в терапии будет также полезно, как отрицать необходимость проработки травмирующих событий с последующим инкорпорированием опыта в текущую реальность. Но или как отрицать необходимость проработки интроектов или сепарации.

И тогда что же будет представлять из себя Тень Самости. Вот сейчас для меня ответ напрашивается сам собой – часть разъединяющая. Но надо заметить, что я задавала себе этот вопрос год. Ответ выпрыгнул из бурлящего котла моих глубин неожиданно и практически сам собой. Хотя вопрос варился внутри год.

Это очень интересный ответ, который позволит нам самим и клиентам принять то, что принять, по опыту, сложнее всего – дуальность Бога (или Богов вообще). То есть сознанием это обычно можно принять достаточно быстро, а вот соединиться с таким положением вещей внутренне уже, мягко говоря, не просто.

В одной из своих статей я писала о том, что имеет смысл приголубить внутреннего ребёнка не часть некого внутреннего родителя, а именно образом Великой Матери (или Богоматери, кому как удобнее). На этом примере как раз можно поиграть свойствами Самости, поискать ответ на вопрос, зачем Самость развела их так далеко? Великая Мать и Божественный (внутренний) ребёнок – это как раз 2 архетипа, которые стоят противопозиции. Посмотреть, что это даёт, дало личности. Может высвобождение творческой энергии или дополнительную толику самостоятельности?

То есть мы здесь можем уже работать с Теневой Самостью, как с обычной Тенью: разбирать, признавать, забирать энергию. Такой подход позволит быстрее отладить взаимоотношения между Анимой и Анимусом. Мы включаем в них третью часть, смотрим разъединяющие и объединяющие аспекты, чем приводим внутренние взаимоотношения к гармоничному состоянию.

Мало того, мы можем лучше прорабатывать личностное развитие, основываясь на показателях разобщённости внутренних фигур как отражении свойства Самости. Как образ мне здесь приходит магнит, который, однако, одной стороной притягивает, а другой стороной отталкивает части психики. Следующая метафора, которая рождается будет такой: если превалирует объединяющее свойства Самости, то мы видим человека, если отталкивающее – ёжика (только внутреннего).

В результате я бы дала такое определение Самости: это божественный центр с памятью предыдущих воплощений, имеющий объединяющее (светлое) свойство и разъединяющее (теневое) свойство. Превалировать одно свойство над другим может а) в зависимости от задачи текущего воплощения б) в зависимости от развитости (не обязательно возраста) души/искры/Самости.

Удачи Вам в работе с Самостью!

Автор: Анастасия Малышева
Психолог, Юнгианский психолог Гипнотерапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru