Старые конфликты между востоком и западом ФРГ возобновляются в преддверии земельных выборов 1 сентября 2024 года.
Было ли воссоединение Германии поспешным? Можно ли и нужно ли это изменить? Такого же мнения придерживается Маркус Бенсманн, соавтор печально известного исследования «Корректив» о «тайной встрече» в Потсдаме. Из-за большого количества голосов в опросах среди АдГ и BSW, нам нужно «подумать о разделении», сказал Бенсманн. Недопустимо, чтобы бывшие граждане ГДР ставили под угрозу «успешную модель Федеративной Республики». Это правда? Нужны ли восточным немцам репетиторство, чтобы наверстать упущенное в том, что западные немцы уже давно освоили? Или гражданам той части страны, где родились Нэнси Фейзер или Карл Лаутербах, возможно, стоит обратить внимание на свою входную дверь и воздержаться от чтения им лекций? Конфликт так же стар, как воссоединенная Германия, и его следует постепенно похоронить в то время, когда молодые люди, в частности, вряд ли думают в терминах «Осси и Весси». И тем не менее, недавно он снова начал вспыхивать. Потому что прогнозы на земельные выборы в Бранденбурге, Саксонии и Тюрингии вызывают тревогу у представителей «нашей демократии». Вполне возможно, что восточные немцы понимают демократию как нечто иное из-за их разного жизненного опыта.
Обо всём этом размышляет соредактор и главный редактор журнала Manova Роланд Роттенфутер
Теперь то, что не сочетается друг с другом, разваливается. Именно так можно охарактеризовать нынешние настроения в Германии, опираясь на высказывание Вилли Брандта. Мы уже 34 года слышим, что объединение ещё не завершено и что в сознании людей все ещё существуют «стены». Но вместо того, чтобы волны сглаживались с течением лет, в последнее время чувство отчуждения обострилось, достигнув точки, казалось бы, абсурдного требования Маркуса Бенсманна о том, что нужно просто - снова отделиться от неуправляемых частей страны. «Еще в 2004 году, по данным Forsa, каждый четвертый западный немец хотел вернуть стену, в то время как число восточных немцев было лишь вдвое меньше, большинство из них считали себя победителями», — сообщила повзрослевшая журналистка Даниэла Дан с Востока в своей статье «Купленная революция».
С тех пор дела не стали намного лучше. В мае 2021 года комиссар федерального правительства на Востоке Марко Вандервиц заявил, что Восток, вероятно, нуждается в обучении в вопросах демократии.
«Мы имеем дело с людьми, которые частично социализировались при диктатуре так, что даже через тридцать лет они не пришли к демократии».
Однако он милостиво признаёт, что некоторые из них «потенциально восстанавливаемы». Что имелось в виду тогда, когда число опросов АдГ было еще умеренно высоким:
Осси не выбирают, как голосовать. Если бы они действительно поняли демократию, это автоматически привело бы к радостным эмоциям перед лицом политики Союза, СДПГ, зеленых и СвДП. За оградой, отмеченной этими четырьмя названиями партий, демократии нет.
Таким образом, демократия не будет правом выбирать, за что на самом деле человек хочет голосовать как гражданин - скорее, это право голоса, «предоставленное» властями, также приводит к обязательству добровольно ограничивать свои собственные варианты спектром, который приемлем для политические верхушки.
Невыносимый Восток
«Невыносимый Восток» — так британский эксперт по Германии Джеймс Хоуз называет ныне «аннексированную» ГДР. Его книга «Кратчайшая история Германии» — это достойное прочтения эссе о немецких разделениях и разрыве между Востоком и Западом, из которого мы можем черпать ценное вдохновение. Нам не обязательно соглашаться с оценками этого фундаменталистского представителя односторонних связей Германии с Западом. Британец ни в одном месте своей книги не скрывает своей боязни Востока.
Еще в 2019 году, когда вышла его «Кратчайшая история», Хоуз резко выступил против АдГ, хотя на самом деле его работа заключалась в том, чтобы передавать историю Германии в преимущественно нейтральной манере. «Пробудился ли старый Восток — Остельбьен, как однажды Макс Вебер назвал территорию к востоку от Эльбы? — спрашивает историк? — Несмотря на огромные суммы денег, которые потекли в новые федеральные земли после воссоединения, там существует агрессивная авторитарная идеология, которая, как считалось, уже давно преодолена». С точки зрения Запада выдвигаются два обвинения: «Они» украли у «нас» много денег. И в знак благодарности нам теперь приходится наблюдать, как нежить немецкой истории, такая как Дракула, поднимается из своих могил на Востоке - ревущая авторитарно.
В качестве доказательства Джеймс Хоуз публикует карту избирательных округов Германии в соответствии с партийными предпочтениями. Там, где сильны АдГ и левые, карта окрашена в темно-серый или угольно-черный цвет, как бы ярко иллюстрируя чёрные души избирателей этих партий. Напротив, регионы с низким уровнем поддержки АдГ и левыми предпочтениями сияют девственно-белым цветом.
Граница между темной и светлой Германией — статистика за 2019 год — проходит ровно по бывшей внутригерманской границе. На сопоставимых картах 2024 года это ничем не отличается.
Джеймс Хоуз предполагает, что воссоединение было бесполезным. разделённость так и не упразднили. Кроме того, «нам» пришлось привязывать к своим ногам «их» — людей, которые, как и «мы», не застрахованы от шепота темных сил.
Страх Аденауэра перед «Азией»
Так что же делать? Как сообщил Хоуз, Конрад Аденауэр уже высказывал идею о том, что нужно «думать о разделении», когда он был мэром Кельна во времена Веймарской республики. Для жителей Рейнланда Пруссия была, в частности, красным флагом. В 1919 году будущий первый канцлер Федеративной Республики Германия заявил:
«Если бы Пруссия была разделена, а западные части Германии были бы объединены в федеративное государство, Западногерманскую Республику, то господство над Германией Пруссии, в которой доминирует дух Востока и милитаризм, стало бы невозможным».
В октябре 1923 года Аденауэр предпринял вторую попытку и обратился к французскому правительству с просьбой поддержать его идею «Западногерманской республики» — то есть без тех областей, которые впоследствии были названы «ГДР», но и без восточных районов Силезии, Померании и Восточной Пруссии. Демаркационная линия, за которой ему приходилось с осторожностью относиться к Германии, проходила по Эльбе. Утверждается, что во время каждой поездки на поезде, идущем на восток, при пересечении реки Аденауэр закрывал шторы своего купе и бормотал: «Опять Азия». Маркус Бенсманн, безусловно, эмоционально мог бы согласиться.
На протяжении веков Германия переживала многочисленные разделения на западную и восточную части. Первый из них проходил вдоль римской пограничной стены Лимс в то время, когда о «Германии» едва ли можно было говорить. Лимс простирался вдоль Рейна и Дуная, образуя соединительную линию примерно между Майнцем и Регенсбургом. Разделение, которое разделило жителей местности на весси и юди, с одной стороны, и осси и норди, с другой. Первые были интегрированы в структуры Римской империи, которые содержали репрессивные элементы, но также позволяли жителям пользоваться цивилизационными достижениями Рима. К востоку от этой линии находилась непроходимая пустыня, полная болот, обитателями которой были дикие животные и грубые, почти неукротимые варвары. «Здесь цивилизованные галлы, там нецивилизованные германцы», — так выразился Джеймс Хоуз. К востоку от Лаймов жили люди, нуждавшиеся в приручении и перевоспитании, которое не всегда оказывалось успешным.
Однако Эльба считалась крайней восточной границей мыслимого мира. «Эльба знаменует собой конец всех разумных начинаний». С точки зрения Западной Германии, ситуация в некоторой степени аналогична ситуации с восточными федеральными землями.
Саксонский мясник обеспечивает порядок
Всю остальную часть немецкой истории сформировал тот факт, что западная граница Германии всегда была четко обозначена Рейном, в то время как страна на востоке была растрёпанной - неосязаемой из-за нечетких границ с меняющимся курсом. Однако вновь и вновь возникало следующее распределение ролей: «по ту сторону» — стражи и миссионеры, «там», т. е. на Востоке, — обучаемые и миссионеры. Интересно, что когда Карл Великий основал свою Франкскую империю в IX веке, его самыми упорными противниками были саксы — «дикий народ, поклонявшийся идолам и враждебно относившийся к христианству». Под руководством герцога Видукинда саксы бросили вызов всем попыткам христианизации со стороны западных носителей истины во время войны, которая длилась более 30 лет, пока они наконец не подчинились. Многие тысячи смертей в результате военных действий и казней, за которые Карлу было присвоено почетное звание «саксонского мясника», были результатом требования, чтобы осси стали совершенно другими, чем они были тогда.
Восточная граница Франкской империи около 814 года действительно выглядела подозрительно похожей на более позднюю «зональную границу» между ФРГ и ГДР. Поразительно и то, что владения Карла Великого примерно соответствовали территории того, что позже стало Европейским экономическим сообществом (ЕЭС), ядром ЕС: с Францией, Федеративной Республикой Германии, северной Италией и странами Бенилюкса. По мнению Джеймса Хоуза, Западная Германия родилась в тесной связи с Западной Европой и, следовательно, с цивилизационной развитой территорией континента. Все, что лежало к востоку от него, - как мы увидим позже, - долгое время не входило в его состав и скорее вызывало чувство странности. Для выходцев из Восточной Франконии, чья территория примерно соответствовала территории более поздней Федеративной Республики Германии, Эльба теперь стала «тем, чем был Рейн для Цезаря: границей, которую, казалось, хотелось пересечь, но которую в первую очередь нужно было защищать от докучливых варваров».
Восток как колонизированная страна
Начиная с 1147 года немцы - если этот термин был тогда уместен - фактически пересекли Эльбу и напали на языческий варварский народ вендов (эльбских славян), селившийся к востоку от неё. Папа Иннокентий II и святой Бернар Клервоский инициировали резню, которая была объявлена священной войной, также известной как «Крестовый поход Венде». Уже тогда штаб-квартира добра находилась на Западе; восточных варваров при необходимости приходилось обращать в веру насильно. Проблема заключалась в том, что захват земель на востоке не был ни полностью успешным, ни полностью неудачным. Немцы и славяне жили неоднозначно вместе. Эту ситуацию следует воспринимать скорее как проект колонизации, чем как первый шаг к единому отечеству.
Джеймс Хоуз пишет об этом времени: в Остельбьене «поселенцы силой захватили землю, в то время как коренные жители все еще находились там и могли восстать в любой момент. Неизбежно возникло оборонительное, агрессивное, колониальное мировоззрение «они против нас», мало чем отличающееся, например, от британских поселенцев в полузавоеванной Ирландии». Это продолжалось и во времена империи, основанной Отто фон Бисмарком в 1871 году, когда ультраконсервативная сельская знать, «юнкеры», одновременно доминировала и презирала население де-факто оккупированных польских территорий. Эти юнкеры «шатались в своих мундирах и всегда были готовы вызвать добропорядочного гражданина на дуэль только потому, что им не нравилось, как тот выглядит. Если бы их толкнул кто-то, кого они считали неспособным удовлетворить, они бы попросту сбили его с ног». Так, Джеймс Хоуз.
Великий религиозный раскол
Реформация привела к новому разделению территории Германии, но в 16 веке граница не проходила по более поздней «границе зоны». Скорее, возникшая картина представляла собой лоскутное одеяло, разорванную Германию. Однако интересно то, что территория позднейшей ГДР была почти исключительно протестантской, тогда как территория позднейшей ФРГ была религиозно смешанной. В XVIII веке Восток также стал родиной печально известного прусского милитаризма, основанного прежде всего «солдатским королём» Фридрихом Вильгельмом I, отцом «великого» Фридриха. Ситуация стала еще хуже: во времена Веймарской республики НСДАП была явно более поддерживаема в протестантской части Германии, чем в католической. В номере «Шпигеля» от 29 января 1932 года говорится: «Еще в июле 1932 года только 17 процентов избирателей НСДАП были выходцами из преимущественно католических регионов, 83 процента были некатоликами. Существующие карты ясно это подтверждают».
Существуют различные модели объяснения возможной причинной связи между протестантизмом, «прусскими добродетелями» и более поздними жестокими крайностями немецкого национализма. Один из них говорит, что католицизм характеризуется наднациональным, духовно вдохновенным видением, которое больше конкурирует со светскими властями. С другой стороны, в небольших протестантских государствах быстро утвердилась традиция тесной интеграции религии и духа подчинения. Также существовали сильные протестантские обязанности и трудовая этика. В 1522 году Мартин Лютер писал: «Истинный христианин охотнее всего подчиняется власти меча, платит налоги, почитает власти, служит, помогает и делает все, что может способствовать насилию». Это легко могло бы привести к выводу, что немцы-протестанты весьма не склонны к страстным темам и независимому мышлению. Ядром этой катастрофической тенденции немецкой природы был Восток, находившийся под властью Пруссии. Но, как мы знаем, на самом деле это явление скорее пангерманское.
Мечта о «Третьей Германии»
Около 1800 года великие державы Пруссия и Габсбург – позже Австро-Венгрия – доминировали в событиях в Центральной Европе. Территория, которая примерно соответствовала территории, которая впоследствии стала Федеративной Республикой Германия, была бессильной и раздробленной. Карл Теодор фон Дальберг, архиепископ Майнца, мечтал о «третьей Германии» как о противовесе двум восточным колоссам, которые также тратили свою энергию, пытаясь держать под контролем порабощенные славянские народы.
Третья Германия фактически возникла в несколько урезанной форме, хотя и в тени иностранного правления. Наполеон Бонапарт основал Рейнскую конфедерацию в 1806 году, в которую в основном входили территории сегодняшних федеральных земель Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Баден-Вюртемберг и Бавария.
Как и в случае с германскими племенами во время римской оккупации, и здесь Запад подчинился доминирующей европейской державе. Западные территории отказались от своего суверенитета – или были вынуждены отказаться от него – и взамен впитали в себя ценные культурные импульсы, перешедшие из Франции. Идеи свободы и прав человека также впервые пришли на Дальний Запад и достигли кульминации в Хамбахском фестивале 1832 года. Англичане отдали Рейнскую область Пруссии после победы над Наполеоном при Ватерлоо в 1815 году, чему не все Весси были довольны на время. Прусский милитаризм часто воспринимался как чуждый рейнскому менталитету, а присутствие ссси воспринималось как иностранное правление. Об этом писал дюссельдорец Генрих Гейне в «Германии. Зимней сказке»:
«Всё тот же педантский, дубовый народ;
По-прежнему в каждом движеньи
Прямые углы; на каждом лице —
Застывшее самомненье».
Братоубийственная война и слава Пруссии
Здесь произошло раннее «немецкое разделение» по границам менталитета. Однако в XIX веке будущее явно принадлежало Востоку, особенно Пруссии, которой «Мировой дух» (Вильгельм Фридрих Гегель) подул ветер под её крылья. В июне 1862 года Отто фон Бисмарк очень непринужденно раскрыл свои планы относительно всей Германии:
«Как только армия будет доведена до приличного уровня, я воспользуюсь первым доступным предлогом, чтобы объявить войну Австрии, взорвать Германский союз, подчинить себе средние и мелкие государства и дать Германии национальное единство под властью Пруссии».
В 1866 году фактически шла «братоубийственная война» между Пруссией и Австрией, к которой присоединились несколько небольших южных и западногерманских государств, в том числе Бавария, Ганновер и Вюртемберг. В военном отношении у Юго-Западного альянса не было шансов. Начиная с 1867 года возглавляемая Пруссией Северо-Германская Конфедерация нависала, как огромная черная туча, практически над всей территорией того, что позже стало Федеративной Республикой Германия и ГДР, включая Силезию и Восточную Пруссию. «Свободными» остались только территории, которые сегодня принадлежат Баварии и Баден-Вюртембергу. Джеймс Хоуз писал об этом с явным дискомфортом:
«Юго-Западная Германия, важная часть Западной Европы с 100 г. н. э., теперь полностью находилась в руках державы за Эльбой, существовавшей всего три с половиной года. Центр тяжести Европы резко сместился на восток».
Бумовый регион Рейнланд против «азиатской степи»
Насильственное присоединение южных стран к Великой Пруссии оставило свой след и по сей день, особенно в моей родной земле Баварии. Прежде всего, будоражил умы миф о несчастном сказочном короле Людвиге II, который был вынужден послать своих баварцев на две войны и был дипломатически обворован коварным архиепрусским Бисмарком. «Пруссификация» Баварии — это было вообще невозможно. Баварец хочет – по мотивам вымышленного персонажа Томаса Манна Алоиса Перманедера – «быть пивом и быть Руа»; пруссаки же действуют по клише зазубренным образом и всегда способны к войне, как мы знаем из пьесы Карла Цукмайера «Капитан Кёпеника».
Как может вырасти «единое отечество» из таких племен, которые кажутся как масло и вода? В лучшем случае создается неперевариваемое единообразие.
Если теперь посмотреть на дальнейший ход истории, о котором уже нет нужды подробно рассказывать на данном этапе - вильгельминизм, проигранная Первая мировая война, тотальная политическая и моральная катастрофа Третьего рейха - то этим объясняется некоторая обида западных немцев на Восток, что сыграло роль во время двойной государственности ФРГ и ГДР и даже после неё. В своей книге о Пруссии австралийский историк Кристофер Кларк обращается к «эмоциональному разрыву между политически прогрессивным, индустриальным, экономически активным, городским и в основном католическим Западом и «азиатской степью» Восточной Эльбии». Тенденциями во времена Империи были, с одной стороны, «бегство с Востока» — массовая миграция из восточных областей в западные, обещавшие работу и «лучшую жизнь» — и, с другой стороны, тревожное ощущение многими западными немцами, что им пришлось «поддерживать» Восток. Проще говоря: многие западные немцы думали, что им будет лучше без восточногерманского придатка. Все эти явления затем повторились в недавно воссоединенной Германии, начиная с 1990 года.
Австриец на пути Пруссии
Что касается Адольфа Гитлера, то Джеймс Хоуз интерпретирует его прежде всего как наследника реакционной Пруссии: «Первоначальная прусская идея колонизированного жизненного пространства на Востоке теперь также стала центральным компонентом идеологии Гитлера». И как я уже предположил раньше: «Если бы вся Германия проголосовала, как Рейнланд, Швабия и Бавария, Гитлер никогда бы не стал канцлером и тем более не диктатором. Ну а почему осси не могут просто вести себя как рейнландцы или баварцы – тогда», было бы все прекрасно. После 1945 года в восточных протестантских районах сформировалась наблюдательная диктатура с социалистическим оттенком. И когда «мы» наконец освободили их в 1990 году, они в основном стоили «нам» денег, и вскоре после этого дома просителей убежища сгорели в Хойерсверде, Росток-Лихтенхагене и других городах. Невыносимый Восток.
Европа пережила фазу разделения Востока и Запада, которая продолжалась с конца войны до 1990 года. Однако каждая европейская страна – за исключением нейтральных государств – оглядывается исключительно на прошлое либо в Восточном блоке, либо в Западном. Только одна страна сочетает в себе и то, и другое: Германия. В Берлине эта увлекательная и болезненная история повторилась еще раз на небольшом пространстве. Возможности, которые возникают в результате слияния этих двух разных влияний в общий поток истории, огромны. Трудно избежать случайных препятствий, конфликтов и чувства отчуждения. Однако в целом преобладает историческая возможность взаимного дополнения и обогащения, возможности слушать друг друга и учиться друг у друга.
За годы после воссоединения многое сломалось и возникло лихорадочное настроение оптимизма, как будто нас всех потянуло из будущего. Мечты о «третьем пути» между капитализмом и социализмом проросли. Огромное поле возможностей, волновавшее и вдохновлявшее многих людей – в том числе и на Западе – в конечном итоге сжалось до формулы фактического присоединения ГДР к ФРГ, до немецких марок и криков «Гельмут!» Символом этой нетворческой и нивелирующей формы «объединения» стала полностью разрушенная в архитектурном отношении Потсдамская площадь. Точно так же вся страна стала капиталистической монокультурой. Элементы более сильной социальной сплоченности, о которых всегда любят рассказывать осси, никогда не имели реального шанса в Германии в целом. Один из наиболее несправедливых аспектов нынешнего общественного дискурса заключается в том, что, хотя Запад доминировал в процессе объединения, «вина» за то, что пошло не так, с точки зрения Запада, была возложена на Восток.
Подключение во второй раз
Сейчас, в 2024 году, страна вновь находится на распутье между двумя вариантами реального объединения и аннексии, то есть тотальной капитуляции Востока перед Западом. Последнее приведет к тому, что контуры упрямого меньшего партнера растворятся и будут смыты, как замок из песка, поднимающимся приливом в Балтийском море.
В результате заботливых, удушающих объятий со стороны большей, якобы морально превосходящей половины страны, Восточная Германия просто должна была бы перестать быть самой собой - тогда все, казалось бы, было бы хорошо. Как и старая Пруссия, Оссиланд, также называемый «бывшей ГДР», тогда будет присутствовать только в исторической памяти, но не как жизненно важная, независимая фигура в настоящем, способная помочь сформировать будущее Германии.
Вот несколько особенностей Восточной Германии, которые имеют для меня положительный потенциал:
- Знакомство с социалистическими теориями и возможностями их практического развития, включая пределы их осуществимости и очевидные недостатки. Идея солидарности и равенства была очень популярна в ГДР. Скромный, нематериалистический подход, солидарность и взаимопомощь в повседневной жизни часто характеризовали этот образ и часто упускались осси после капиталистического захвата земель в 1990 году. Было ощущение безопасности и расслабленности даже в относительно скромных материальных обстоятельствах, в то время как на Западе существовало стремление к самооптимизации, а также конкурентное давление и менталитет одинокого бойца, продвигаемый системой.
- Более глубокое знакомство с условиями в России и других странах Восточной Европы – в том числе посредством личных контактов и уроков языка. Восточные немцы зачастую лучше способны сопереживать взглядам России, их не так легко разжигать русофобией, предписываемой СМИ, и поэтому они, возможно, подходят для посредничества между точками зрения.
- Восточные немцы накопили опыт работы в социалистическом государстве и адаптационных реакциях на него большинства населения и средств массовой информации. Это приводит к усилению бдительности в отношении государственной пропаганды. Многие люди на Востоке по-прежнему фундаментально не доверяют «властям» и медиа-ландшафту, который часто слишком тесно к ним привязывается.
- Восточные немцы зачастую более гибко реагируют на политические действия власть имущих. Когда деятельность правительства катастрофична – как нынешняя – вовлеченные партии часто наказываются результатами опросов, которые столь же катастрофичны. В прогнозах по Саксонии и Тюрингии перед земельными выборами 1 сентября 2024 года мы видим, что правящие партии «Зеленые», СДПГ и СвДП находятся на уровне чуть выше или даже ниже 5 процентов. В Западной Германии, с другой стороны, большинство - следуя загадочному «программированию» - всегда в первую очередь голосует за партии Союза, СДПГ, зеленых или СвДП, совершенно независимо от их политических результатов. В то время как колебания предпочтений избирателей на Западе зачастую является всего лишь лёгкой рябью на поверхности политических событий, на Востоке можно наблюдать настоящие американские горки. Иногда мы имеем дело с очень сильными левыми, иногда с выдающейся АдГ или с внезапно растущей BSW.
Новое принудительное обращение в вокизм и «антифашизм»
Конечно, все эти высказывания о «Востоке» содержат обобщения и идеализации. В ГДР были не только трогательные случаи солидарности людей, но и взаимного шпионажа и контроля. Однако на фоне часто односторонней критики Востока автором научной литературы Джеймсом Хоузом становится ясно, что многое на него можно увидеть совершенно по-другому. На самом деле приходит на ум мысль, что синтез достижений обеих частей страны был бы самым здоровым решением для всех участников. Вместо этого политический истеблишмент, в котором доминирует Запад, а также его СМИ теперь снова стремятся к окончательной победе «западных ценностей».
Восстановление ГДР после возобновления отделения «старых» от «новых» федеральных земель вряд ли будет серьезным вариантом, но сторонники Германии в целом, находящейся исключительно под западным влиянием, вероятно, предвидят почти столь же вероломный сценарий: осси должен, наконец, научиться так думать и выбирать, как думать и голосовать, иначе ему придется столкнуться с постоянными оскорблениями и попытками перевоспитания. Их влияние на события по всей Германии должно быть нейтрализовано, насколько это возможно; их избирательные решения никогда не должны приводить к фактическому приходу в правительство партий, которым они отдают предпочтение. Различные уловки используются для того, чтобы гарантировать, что восточные немцы - независимо от того, что они выберут - всегда будут управляться Союзом, СДПГ, Зелеными и СвДП.
Кардинальные точки свободы
Таким образом, нездоровое господство «прусского духа» над южной и западной Германией, на которое жаловался Джеймс Хоуз, теперь превратилось в одностороннее господство природы, зародившееся на Рейне, Северном море и окраине Альп. Свободный, демократический дух, такой как Фестиваль Хамбаха, Баденская революция или Баварская Советская Республика, иногда встречался там в истории, но, к сожалению, сегодня свобода больше не является домом в этих регионах. Фатальная тенденция Запада и Южной Германии цепляться за доминирующую сверхдержаву без сопротивления возобладала. После Римской империи и наполеоновской Франции лояльность нибелунгов большинства Западной Германии распространяется теперь на США.
После успешной христианизации по диким варварским племенам Востока прокатывается новая волна перевоспитания, результатом которой должно стать принудительное крещение всех сопротивляющихся в духе вокизма и «борьбы с правыми».
Однако продолжать идти по этому пути было бы фатальной ошибкой. Западная Германия не должна просто «терпеть» Восток – она срочно нуждается в нем как во вдохновении и корректировке, если что-то снова произойдет с этой страной, которая быстро дрейфует к «несостоявшемуся государству».
© Перевод с немецкого Александра Жабского.
Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!
Поддержка канала скромными донатами (акулы бизнеса могут поддержать и нескромно):
Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.) Пожалуйста, сопроводите сообщением: «Для Панорамы».