Все, кто видел скульптуру Христа под плащаницей из неаполитанской капеллы Сан Северо, пусть даже на фотографиях, изумлялись и не верили своим глазам – разве можно такое сотворить из камня? Этого просто не может быть!
О капелле вот здесь
Когда я писала книгу о замках, то сама заинтересовалась, а правда, как? Как можно превратить мрамор в ткань???
Оказалось, все дело в особой технике. И не только Христос под плащаницей изумляет зрителей.
Искусство такой обработки камня очень старое, этим занимались еще в Древней Греции. Возродил его итальянский скульптор Антонио Коррадини как раз для капеллы герцога Сан Северо.
Скульптура Целомудрие в память о матери герцога выполнена в такой технике.
Хотя там еще и сеть мраморная у других скульптур, еще одно потрясение!
А Коррадини, став родоначальником техники мраморной вуали, приступил к созданию Христа под плащаницей, но умер, не успев закончить скульптуру.
Молодой скульптор Джузеппе Санмартино ее закончил, да так, что до сих пор невозможно поверить – неужели можно создать ткань, через которую просвечивают черты лица, из мрамора?
После Коррадини и Санмартино технология была забыта на столетие.
И лишь в начале XIX века о ней вспомнил итальянский скульптор Раффаэлло Монти. Некоторые считают, что он превзошел предшественников.
Но вот не кажется, что не превошел. нет той нежности, той легкости, что у предшественников… судите сами!
Хотя, его знаменитые Весталки достойны самых высших похвал
Монти не только создал мраморную вуаль, но и раскрыл миру секрет. Нехороший человек))) а как же магия?!
Для создания каменной ткани, использовался необычный по своей структуре мрамор — двухслойный.
Слои разной плотности и обработка верхнего, менее плотного, мраморного слоя позволяют добиться подобного эффекта.
Из верхнего тончайшего слоя получается вуаль, а из более плотного нижнего — тело или предметы.
Именно искусная обработка верхнего слоя мрамора позволяла умелым мастерам создавать эффект вуали.
Почему же подобных работ так мало? Все просто, дело не только в высочайшем мастерстве скульптора, но и редкости подходящего мрамора!
и все же... работы XVII века тоньше! Так может, магия?))
В свое время одной из самых известных легенд о скульптуре в капелле была легенда о «мраморности» завесы.
Уверяли, что это не скульптурный мрамор, что герцог Сан Северо, эзотерик и алхимик, создал формулу, которая кальцинировала настоящую ткань, превратив ее в мрамор.
Конечно, это лишь легенда. Документы и письма того времени не оставляют сомнений, что использован настоящий мрамор. Да и такой процедуры, как «мраморирование» ткани до сих пор не существует.
И все же… любое искусство, способное потрясти зрителей, это магия!
Ведь как можно сплести такое из камня?