Фильм “Леди Гамильтон” 1941 г. Историческая драма. Интересная картина с интересной судьбой, снятая в очень удобное время – так можно кратко сказать о данной исторической драме, снятой в США английском режиссёром и продюсером с английскими актёрами (которых было подавляющее большинство в данном случае) в 1941 году, когда Британская империя уже участвовала во Второй мировой войне. Любимая картина Уинстона Черчилля, который предложил режиссёру и продюсеру Александру Корде подарить её Советскому Союзу за самый весомый вклад в дело борьбы с фашистской Германией в 1943 году, поэтому картину и у нас демонстрировали, и не один раз даже после войны. Тем более здесь в главных ролях снялись Вивьен Ли и Лоуренс Оливье. И как мимо такого можно пройти? Вот поэтому, а ещё и с учётом всего вышесказанного, автор данного отзыва не пожалел времени, и посмотрел сею картину – и она произвела крайне приятное впечатление (не на уровне “шедевр” конечно, но на уровне качественной работы). И вот краткое мнение – Хороший американский пропагандистский исторический фильм. В нём нашлись как явные плюсы, так и минусы (куда же без них), поэтому следует закончить столь важное вступление и перейти к интересному.
Итак, плюсы:
1. Сценарий – картина в основном фокусируется на романтических взаимоотношениях прекрасной леди Эммы Гамильтон и адмирала Горацио Нельсона, которые случайно встретились в Неаполе в доме британского посла. Юная красавица очень помогла адмиралу получить необходимую помощь для продолжения военной компании против Франции. И Нельсон – настоящий герой английского флота не смог устоять против чар юной леди Гамильтон. Их роман продлился до самой смерти адмирала в Трафальгарской битве. Это было крайне скандально, поскольку оба данных лица уже состояли в законном браке, и естественно их связь осуждалась обществом, но возлюбленным было всё равно. И их роман здесь показан красиво и одухотворённо. На него приятно смотреть. Им можно восхищаться. Вивьен Ли и Лоуренсу Оливье даже не приходилось играть романтику – они в реальной жизни были супругами, поэтому в кадре их любовь смотрелась естественно. И даже сейчас смотрится крайне хорошо. А у особенно чувствительных людей способна выжить и слезу (а то и не одну). Финал трагичен, да и в реальности случилось именно так. И хотя это именно художественная интерпретация реальной любви, в целом они очень похожи. Всем любителям романтики крайне автор данного отзыва её крайне рекомендует.
2. Антураж – конец восемнадцатого-начало девятнадцатого века. Удивительное время, стык эпох и стык важных исторический событий. Век Первой Французской буржуазно-националистической революции, приведший Наполеона Бонапарта к власти. Время продолжающегося соперничества Англии и Франции за господство над колониями (и рынками сбыта своих товаров), время крушения института монархии в Европе и время возвышения капитализма в том виде, которым он является сейчас. Декорации, костюмы – всё отлично передаёт тот важный исторический отрезок. Диалоги конечно приближены к двадцатому веку, но образ мысли доносят очень отчётливо. Создателям удалось донести до зрителя британский взгляд на те события.
3. Трафальгарская битва – данная битва экранизировалась, начиная с зари кинематографа, но только в данной картине она получилась зрелищной и драматичной, и это при тех примитивных технологиях конца тридцатых годов прошлого века. Тут и масштаб ощущается (насколько это было возможно сделать физически), и дух той эпохи, и радость от победы английского флота над противником. Лучшей экранизации данной битвы автор данного отзыва не видел больше нигде. Возможно появится в будущем, но это неизвестно. Пока что имеем что имеем. Даже тактику смогли продемонстрировать, которой англичане воспользовались.
Итак, минусы:
1.” Мы сражались одни, без союзников” – данная фраза произносится в картине и это наглое враньё. Англия на тот момент состояла в союзе с Австрией, Швецией и Россией, хотя на море господствовал именно английский флот. Скажите пожалуйста, а высадка в Нидерландах и компания Суворова в Северной Италии и Швейцарии ничего не значит? Вы значит одни сдерживали “корсиканское чудовище”? Заявление крайне сомнительное.
2. Исторические ошибки – в первую очередь это касается самого образа леди Гамильтон. Она не была такой уж “невинной овечкой”, какой предстала в данной картине. На момент прибытия в Неаполь Эми Лайон (так звали героиню по-настоящему) уже было известно о её связах с несколькими мужчинами, и она была откровенной куртизанкой. А после того, как она вышла замуж за посла Гамильтона она раскрылась во всей красе – пирушки, “живые картины”, играла в политику, а после переезда с Нельсоном в Лондон об их связи не знал только ленивый. При этом она была законодательницей мод, её стилем все восхищались. А вот о будущем думать не хотела, жила на широкую ногу, и после смерти мужи и Нельсона оказалась в долгах и умерла от неприятной болезни, будучи в бегах от кредиторов. Скандальная личность, но и притягательная при этом была. А в картине её обелили, как только смогли.
3. Выставление Англии в самом выгодном свете – тут важен контекст времени, ведь картину сняли во время Второй мировой войны, когда Англия воевала против фашистской Германии, Италии и Японии, а создавали картину в Америке, которая сопутствовала Англии, поэтому и получилась такая про-британская картина, в которой на Наполеона и Францию обрушилась всевозможная критика (в большей части несправедливая), австрийцы, шведы и русские забыты (о нас потом вспомнят после 22 июня 1941 года), а Англия представлена чуть ли не Светочем справедливости и мощи Европы. Сейчас это смотрится не очень, но тогда критики по данному поводу помалкивали. Если бы англофил – то данная картина вас точно порадует. Если нет – то лучше обойдите её стороной или сосредоточьтесь на романтической линии.
Немного о главных героях:
1. Леди Гамильтон в исполнении Вивиен Ли – юная девушка, прибывшая в Неаполь на встречу с женихом, но нашедшая свою истинную любовь – лорда Нельсона, с которым будет счастлива. Мила, обаятельна, разбирается в местной политике, чем позволяет Нельсону одержать ряд побед. Вивьен Ли тут просто красавица, и очень напоминает Майру из “Мост Ватерлоо” 1940 года, а не Скарлетт из “Унесённые ветром”. Талант! Такая роль ей прямо идёт. Браво Вивьен! Браво!
2. Лорд Горацио Нельсон в исполнении Лоуренса Оливье – герой Англии и один из величайших флотоводцев в истории, одержавший значимые победы в тот период времени. Но за свои победы он заплатил высокую цену (многочисленные ранения, а затем и смерть у Трафальгара). Показан отважным и решительным человеком, который ведёт свою личную войну с Францией и Наполеоном (которого ненавидит и очень опасается). Прямолинеен, любим матросами и офицерами, хотя с чиновниками из Адмиралтейства часто вступает в спор. Лоуренс был великолепен. Браво!
3. Леди Нельсон в исполнении Глэдис Купер – законная жена адмирала, которая как может пытается вернуть Нельсона в лоно семьи, но безрезультатно. Терпит насмешки и презрение общества за измену мужа. Ей сочувствуешь, хотя и видно, что в браке оба супруга не счастливы. Глэдис отлично сыграла в замечательной картине “Моя прекрасная леди”, а здесь она помоложе, но играет всё также отлично. Браво!
Картина имела грандиозный успех у зрителей всех стран, в которых был прокат, и это заслуженно, несмотря на явно пропагандистский элемент. И хотя данная история была ещё раз экранизирована в 1968 году, но повторить успех версии 1941 года не удалось. Пересматривать данную картину вы вряд ли захотите, но посмотреть хорошую романтическую историю один раз всё же стоит.
Оценка 7 из 10 и рекомендация к просмотру!
- Спасибо за ваше время. Если понравился отзыв - ставьте нравку, https://zen.yandex.ru/id/5e4e814be977e25b8eec27e6 - подписывайтесь на канал, читайте другие мои отзывы.
- Отписываясь, вы разрываете автору сердце, не надо так!
- Комментируйте, поправляйте, советуйте хорошие фильмы. Счастья вам и здоровья!