У нас в стране не совсем понятная картина складывается с типажами населённых пунктов. Сплошная мешанина из городов, посёлков городского типа, рабочих посёлков, просто посёлков, станиц, сёл и деревень. Причём численность населения и история чаще всего бывает не при чём. Многие краснодарские или ставропольские станицы (сёла по статусу) могут превышать по численности населения многие и многие наши города, но городами не являются. А города многие могут быть сильно поменьше иных "традиционных" сёл. Например, тульский Чекалин с численностью жителей чуть более 900 человек. Почему он до сих пор город? Кто-то скажет, что традиция, ведь статус города он ещё Иване Грозном получил. Но как-то тогда традиция обошла старый-старый рязанский Пронск, который когда-то и центром удельного княжества был, но, тем не менее, потерял статус города в 1926 году, хотя его население в 9 раз превышает чекалинское.
Есть и такое странное явление, как посёлок. Это уже не село, но ещё и не город. Где проходит точная градация я так толком и не понял, хотя немало прочитал по этой теме. Посёлки в основном бывают городского типа (пгт) (бывшие города или достаточно крупные поселения, которые статус городов так и не получили) и рабочие, выросшие из дореволюционных рабочих слободок или вновь образованные вокруг каких-либо производств в советское время. Есть ещё, конечно, посёлки дачные, пристанционные и многие другие. В общем, чёрт ногу сломит. Самые значимые из посёлков - это уже почти города, которые, как правило, становятся центрами городских поселений или муниципальных образований. Таких в нашем районе три: Гусь-Железный, Елатьма и Сынтул.
Гусь-Железный - это вотчина рязанского/касимовского "дракулы" - железопромышленника, оружейника, мецената, человека с очень жёстким нравом и окружённого различными тайнами - Андрея Родионовича Баташёва. Человек интереснейший, который явно заслуживает отдельной краеведческой статьи на канале. Она и будет несомненно, но пока речь о его творении - посёлке Гусь-Железный. А возник он вполне типично для всех поселений, которые образовывались возле производств. Рабочим надо было где-то жить, где-то покупать еду, одежду, прочие вещи. В общем, жило не тужило сельцо Верпутец, пока его в 1758 году не прикупил для своих нужд Андрей Родионович. А нужды были вполне определёнными. В болотах, окружающих село было полно железной руды, тогда ещё полноводная река (ныне речка-переплюйка) Гусь давала возможность поставить на пользу человеку водную энергию, а мещерские смешанные леса давали сколько угодно исходного материала для древесного угля.
Гусь был перегорожен просто уникальной для 18-го века по своим гидротехническим качествам плотиной (она поражала воображение инженеров и в начале века 20-го), которая создала весьма большое искусственное озеро и дала возможность поставить несколько мельниц для механизации производства. За два года (с 1758 по 1760) вырос весьма крупный железоплавильный и металлообрабатывающий завод. Для его работников была выстроена большая рабочая слободка, которая и стала основой для современного посёлка. Название слободка получила от реки Гусь и железоделательного завода (кстати, выше по течению этой же самой реки находится город Гусь-Хрустальный, угадайте, от чего он получил название). Начал возводится огромный (в неожиданном для России готическом стиле) Троицкий храм (достроен уже в 19-м веке на средства жителей посёлка и меценатов, так как наследники Андрея Родионовича очень быстро профукали всё его состояние).
А "Орлиное гнездо" - усадьба Андрея Родионовича!.. Когда-то одна из самых роскошных и больших провинциальных дворянских усадеб не только на рязанщине (тогда, в принципе, это владимирщина была), но и во всей России. Именно на её территории и в глубоких подвалах зданий по преданиям "касимовский дракула" творил свои тёмные дела. Но увы и ах! Время безжалостно! Усадьба пришла в упадок ещё в 19-м веке. В советское время её пытались восстановить, создав здесь детский санаторий, но полноценно это сделать не удалось. С середины 80-х годов "Орлиное гнездо" уверенной поступью шагало к уровню "руины", а совсем недавно остатки очень сильно пострадали от пожара. В 1923 году после очень сильного паводка была разрушена плотина на Гусе и огромное искусственное озеро ушло. Восстанавливать ничего не стали, так как к тому времени железоделательный завод давно прекратил существование.
Верпутец официально был переименован в Гусь-Железный (хотя этот населённый пункт уже лет 150 никто иначе и не называл) только в 1940 году. Тогда же посёлок стал административным центром Бельковского района Рязанской области (Гусевским он так и не стал вплоть до своей ликвидации в 1959). Сейчас в этом посёлке городского типа проживает чуть менее 2 тысяч человек. Это второй по численности населения населённый пункт Касимовского района, если не считать районного центра, который (пока, до сентябрьских выборов) частью района не считается.