#Общечеловеческие ценности и свобода
🟥Существование и развитие любого общества имеет какую-либо направленность. Где-то направленность прослеживается в создании государственной идеологии, выраженной в законодательных актах, где-то она не прописана, даже запрещена, как в нашей стране. Но, как бы то ни было, общество развивается на базе принятых в этом обществе ценностей. Они могут меняться в процессе исторического развития, старые – уходить, наращиваться новые. Очень тяжелы периоды, когда старые ценности дезавуировались, а новые еще не осознаны.
Так получилось в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов.
🟥И вот тогда в общественном дискурсе появилось понятие «общечеловеческие ценности». Общая суть этого дискурса была такова: как бы мир не рушился в ходе различных катаклизмов, какая бы трагедия не обрушилась на общество и на конкретного человека, выжить они могут. И опорой для этого являются общечеловеческие ценности. Они на то и общечеловеческие, что не меняются никогда. К ним относятся добро, мир, равенство, любовь, гуманизм и др.
📖Наши учебники по гуманитарным предметам были пронизаны этими идеями. Обществознание стало преподаваться не только в старших классах, но и в среднем звене, начиная с пятого класса. Каждый параграф учебника был полон примерами поведения людей, проживших жизни в соответствии с принципами общечеловеческих ценностей.
🟥Спасли ли эти ценности нас? Думаю, что да. Нам, учителям, они помогли выстроить свой профессиональный стержень, когда схлынула идеологическая шелуха советского периода.
Было ли это спасение всеобщим и надолго? Вижу, что нет. Понятие «общечеловеческие ценности» постепенно ушло с публичного пространства, а сейчас не упоминается вообще. Видно, «добро» понимает каждый по-своему, «равенство», «любовь» и «гуманизм» направленность имеют не на всех, а «мир» не всегда можно терпеть.
Так что же делать?
✔️Есть еще одна ценность, потеря которой лишает нас всего, и, главное, смысла нашего существования. И эта ценность – свобода. Она бывает разной: свобода общества и свобода человека, внутренняя свобода и внешняя, политическая, экономическая и пр., но в основе своей, свобода – это про человека. Как относиться к ней? Думаю, как к наивысшей ценности. Не предавать ее, не отдавать, не менять.
Понимание этой ценности особенно важно для педагога.
✔️ Во-первых, как учителя. На уроках истории часто появляется необходимость дать оценку тому или иному событию. Конечно, мы стараемся дать ее в соответствии с реалиями того времени, но часто разворачивается дискуссия о положительной или отрицательной роли события. Какие критерии применять? Конечно, критерий свободы.
Где-то в 90-х годах резко изменилась оценка восстаний, происходивших в России. Сначала началась критика восстания декабристов, потом на некоторое время ушли из программы крестьянские восстания. В чем дело? Оказывается, восстания критиковались не из-за программ, например, возьми власть в стране Пестель, жесточайшая диктатура нас ждала бы уже в 19 веке, а из-за «немирности» таких форм сопротивления.
Ну, было такое время. Время Перестройки и поиска новых ценностей.
✔️ Сегодня педагоги все чаще говорят о воспитании свободной личности, воспитании семейном и школьном. Высказывается мысль, что мы сделали главную ошибку, не до конца реформировав школу. Сначала мы ринулись в педагогику сотрудничества, а потом сдали ее, поменяв, как и по всей стране, на стабильность. Мы были рады, что школу в двухтысячные уже не штормило, все устаканилось, школы посадили на региональные бюджеты, с зарплатами все стало нормально. Но в образование пришли какие-то люди с новыми требованиями.
Мы еще долго трепыхались: Шаталов, Лысенкова, технологии французских мастерских, кейс-метод, школьные объединения, дискуссионные клубы, походы.
Потом учителей закрепостили ФГОСами, внеурочной деятельностью, отняли свободное время. Потух блеск даже в самых ярких глазах.
Воспитание свободой
Дети учатся в соответствии с тем, какие средства используются для их воспитания. Если главный инструмент – плетка, то таким будет и ребенок, будет жить в страхе, использовать силу, ненавидеть. Если ребенку постоянно делают замечания, он также будет жить в страхе, неуверенности. Таким и вырастит – неуверенным, боящимся взять ответственность, несамостоятельным, агрессивным.
Принуждать поступать «как надо», это принуждать казаться, а не быть.
Единственное, что нельзя воспитать принуждением, это свобода. Без свободы все цели воспитания - ложные и опасные для детей. Нельзя воспитать ребенка ответственным, самостоятельным, уверенным, счастливым, если не воспитывать его в свободе и свободным.
Трудно и страшно родителям воспитывать ребенка свободным, немногие готовы на это, но другого выхода нет. Итак, какие шаги нужно предпринимать для развития свободной личности?
1. С детства считать ребенка достойным уважения.
2. Надо любить ребенка освобождающей любовью, а не закрепощающей. Постоянные запреты не формируют свободу. Надо позволить ребенку «рисковать» (негласно контролируя, если действительно может быть опасно).
3. Никогда не сравнивать ребенка с другими, дать ему возможность быть самим собой. Ребенок не должен бояться быть самим собой.
4. Говорят, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Не все с этим согласны. Свобода безгранична, она нигде не кончается, но она не везде живет. Человек не свободен только от совести, она внутри его.
5. Никогда не сдавать позиции воспитания свободного человека. Свобода – высшее из наслаждений и лишать этого ребенка – преступление.
Мы, старшее поколение, воспитаны на критике со стороны родителей. Откуда им было знать, что такое свобода и что такое свободное воспитание. И мы сами также воспитывали своих детей. Постоянное одергивание и требование соблюдать правила; упреки, нетерпимость и агрессия, эти основные воспитательные методы, прямо противоположны воспитанию свободной личности. Следы такого воспитания живут с нами и поныне.
Последствия воспитания особенно ярко прослеживаются у детей, когда они вырываются «на волю». Тут они идут вразнос, если до этого у них была несвобода.
#Свобода #Общечеловеческие ценности #Воспитание свободой